Потенциал образовательных технологий в повышении информационно-операционной емкости обучения
Выпуск:
ART 96434
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Завада
Г.
В. Потенциал образовательных технологий в повышении информационно-операционной емкости обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
2566–2570. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96434.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению возможностей преподавателя по интенсификации процесса обучения и увеличению информационно-операционной емкости обучения; показаны направления рассмотрения этой проблемы; подчеркнуты возможности технологического подхода к увеличению ИОЕО.
Ключевые слова:
технологии обучения, образовательные технологии, интенсификация обучения, информационно-операционная емкость обучения
Текст статьи
Завада Галина Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет», г.Казаньg.zavada@mail.ru
Потенциал образовательных технологий в повышении информационнооперационной емкости обучения
Аннотация.Статья посвящена рассмотрению возможностей преподавателя по интенсификации процесса обучения и увеличению информационнооперационной емкости обучения; показаны направления рассмотрения этой проблемы; подчеркнуты возможности технологического подхода к увеличению ИОЕО.Ключевые слова:интенсификация обучения, информационнооперационная емкость обучения, технологии обучения, образовательные технологии.
Внедрение компетентностного подхода в процесс образования ставит задачу постановки такого подхода к обучению, при котором были бы созданы условия для овладения базовыми компетенциямиво многом независимо от профильной направленности обучения и уровня мотивации. Подобное требование актуализирует проблему интенсификации обучения, увеличения информационнооперационной емкости обучения. Объем знаний, умений и навыков, приобретаемых и/или используемых студентом в единицу времени будем называть в дальнейшем информационнооперационной емкостью обучения (ИОЕО). Информационнооперационная емкость обучения характеризуется многоаспектностью в изучении как самого понятия, так и в деятельности по ее повышению в условиях педагогического процесса. Это связано:
вопервых, с многогранностью самого термина, связывающего в себе все компоненты учебнойдеятельностистудента;
вовторых, со сложностью понятия «информация», его сущностью, особенностями передачи, переработки, сохранения необходимого объема материала; со спецификой связи между «информацией» и «операциями»по его использованию;
втретьих, с особенностями технологии учебного процесса, направленного на повышение информационнооперационной емкости обучения; включающей в себя определенный набор приемов, методов, средств которые может использовать преподавательдля интенсификации обучения;
вчетвертых, с физиологическими возможностями памяти, внимания, мышления, работоспособности самих студентов; их способностями и умениями действовать самостоятельно, активно; наличием навыков самообразования.Проявление данных аспектов позволило нам выделить основные направления по изучению проблемы повышения информационнооперационной емкости обучения[1].
Первое направление изучения проблемы повышения ИОЕО ориентировано не столько на механизм учебного процесса, сколько на характер деятельности, ее содержательную наполняемость. Назовем это направление психологопедагогическим. Суть определим через акцентирование преподавателем чувств и мыслей студентов на основе знаний психологических механизмов учения. Такая деятельность педагога направлена на осознанное, заинтересованное овладение действенными знаниями каждым студентом. В свою очередь это ведет к уменьшению времени, затрачиваемому на изучение материала, темы и т.п. Кроме того, опора на активность студентов, работа по улучшению культуры учебного труда все это способствует вовлечению всех студентов в учебный процесс, максимальной индивидуализации обучения и, в конечном итоге, каждый студент приобретает, использует при такой организации учебного процесса большеечисло знаний, умений, навыков. Особенностивторого,психофизиологического направления повышения ИОЕО требуют от педагога определения потенциальных возможностей обучающегося в усвоении учебной информации, границы управления состоянием человека в поцессе обучения, а также способствует тому, что педагогможетскоординировать необходимый объем знаний и умений, приобретаемых студентамиза единицу времени, с тем, чтобы повысить интенсивность учебного процесса. Психофизиологичекий подход к повышению ОИЕО тесно связан не только с потенциальными возможностями психических процессов и, в целом,организма человека для эффективного обучения, но и с соответствием того количества информации, которое доходит до человека, этим возможностям.Изучение обучения как циркуляции в прямом и обратном каналах связи потоков информации дает представление о пропускной способности органов чувств и пропускных каналах. Важным здесь является изучение особенностей психологического процесса при приеме информации: ощущений,восприятия, представления,мышления.Третьенаправление аналитическое. Обучаясь, человек принимает, анализирует, преобразует информацию. В процессе переработки основная роль принадлежит памяти и мышлению. Изучение особенностей, например, скорости поступления информации в кратковременную память или продолжительность хранения в долговременной, позволяет педагогу разумнее выстраивать процесс преподавания.Подобные особенности требуют их объективной количественной характиристики, использованию математических методов. Четвертоенаправление по изучению ИОЕО связано с технологическимподходом к процессу обучения. Интенсификация, являясь характеристической чертой эффективного учебного процесса, реализуется через повышение плотности обучения. Определение плотности позволяет рассматривать то, насколько учебный процесс интенсивен, главную роль в плотности играет максимальный объем знаний, умений и навыков приобретаемых обучаемым в некоторый отрезок времени информационнооперационная емкость обучения. Возможно решать проблему повышения информационнооперационной емкости обучения благодаря повышению упраляемости учебного процесса, что составляет одну из основных характеристик технологического подхода. Актуальными в технологиях обучения для повышения ИОЕО являются систематичность и воспроизводимость технологии. Термины «педагогическая технология»и «технология обучения»достаточно давно вошли в обиход современной педагогической науки. Необходимость введения этих понятий объясняется стремлением педагогов создать идеальный единый метод, который позволил бы превратить обучение в «производственнотехнологический»процесс с гарантированным результатом. Эта идея была сформулирована еще Коменским Я.А. в «Великой дидактике», где, в предисловии автор выражает уверенность в создании универсального искусства «учить всех всему», причем «учить с верным успехом», «учить быстро», «учить основательно»[2]. С этих же позиций можно рассмотреть идею технологизации обучения и сегодня. Термин «технология»определяетсякак «совокупность приемов, применяемых в какомлибо деле, мастерстве, искусстве» [3]. В процессе обучения использование технологии связано не просто использование технических средств обучения или информационных технологий,но и понимается как «направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработки оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками» [4]. Исходя из вышесказанногоисследователямиотмечаютсяважные черты технологического подхода:Воспроизводимость дидактического процесса.По мнению исследователей (М.В.Кларин, Г.К.Селевко, П.И.Пидкасистый, В.П.Беспалько и др.) это черта технологии позволяет в целом процессу обучения быть эффективным и, в некоторм смысле, независящим от опыта педагога. Знание и системное выполнение основных приемов технологии приводит к тому, что педагог может гарантированно получать запланированный результат. Конечно, педагогическое мастерство позволяет этот результат повышать, делать процесс обучения еще более эффективным.Воспроизводимость и интенсификациявзаимосвязаны, так как заданность извне характеристик образовательной технологии позволяет педагогу автоматизировать собственную деятельность и упорядочить прилагаемые усилия. Оптимальность конструируемых систем.Выполнение этого требования связано с концептуальностью педагогических технологий, опора на определенную научную теорию, позволяющая тщательно выверять все звенья моделируемого процесса с учетом особенностей усвоения, восприятия знаний студентами, учет которых позволяет достигать в обучении наивысших результатов.Заданность основных дидактических характеристик.К дидактическим характеристикам можно отнести цели обучения, на гарантированное достижение которых сориентирована любая технология обучения. Так, М.В.Кларин при технологическом подходе к обучению в качестве первого дидактического цикла выделяет постановку целей и их максимальное уточнение, формулировку учебных целей с ориентацией на достижение результатов и придает этому этапу работы первоочередное значение. Ясное осознание целей, точная, конкретная их формулировка в терминах действий, операций позволит педагогу ориентироваться в остальных дидактических циклах: подготовке учебных материалов и организации всего хода обучения в соответствии с учебными целями; оценки текущих результатов, коррекции обучения, направленной на достижение поставленных целей; заключительной оценки результатов[5].Еще одна важная дидактическая характеристика педагогической технологии запроектированность средств, методов,приемов обучения, позволяющая педагогу достигать результатов на основе эффетивного управления педагогическим процессом.Технологичность этих систем проверяется соответствием определенным критериям. Так, Г.К.Селевко выделяет следующие критерии педагогических технологий. Рассмотрим соответствие критериям модульного обучения:1. Концептуальность т.е. соответствие конкретной общефилосовской, дидактической, психологической, теоретической концепции, в рамках которой сформулированы основные принципы данной дидактической системы.Так, в основе модульного обучения лежит теория поэтапного формирования умственных действий с опорой на ориентировочную основу действий (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина).2. Системность наличие логики связей между отдельными компонентами, частями в дидактической системе, и их целостности.В модульном обучении системность достигается наличием комплексных и интегрированный целей, связывающих воедино все компаненты, модули одной модульной программы.3. Управляемость системы связана с возможностью “диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов”.Этот критерий тесно связан с такими принципами модульного обучения как принцип динамичности и принцип разносторонности методического консультирования (П.Я.Юцявичене). Принцип динамичности обеспечивает такое построение учебного материала, разделы переменной части которого могут быть достаточно независимы друг от друга и, поэтому, позволяют быстро изменять, дополнять и развивать учебный материал каждого раздела. Принцип же разносторонности методического консульторования основан на том, что в модульных программах осуществляется методическое консультирование по организации учебного процесса при осуществлении модульного обучения и его использование значительно облегчает работу учителя.4. Эффективность показывает уровень обучения по дидактической системе. Несомненно, этот уровень должен быть достаточно высоким и ориентироваться на индивидуальный подход, оптимизацию процесса обучения, достижению значимых для ученика целей. В модульном обучении этому критерию соответствуют следующие принципы:
принцип действенности и оперативности знаний и их системы;
принцип паритетности (равенства) педагога и ученикав обучении;
принцип разносторонности методического консультирования, благодаря которому каждый обучающий в модульных программах имеет личностные объяснительные рекомендации, советы и указания по наиболее эффективному освоению учебного текста;
принцип гибкости, позволяющий приспосабливать содержание обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых. Это достигается благодаря диагностике потребностей обучаемых, исходных знаний и, исходя из этого построениенеобходимой индивидуализированной структуры конкретного модуля, а также с помощью индивидуализации технологии учения и индивидуального темпа усвоения.5. Воспроизводимость характеризуется возможностью повторения данной системы в других однотипных учреждениях, учебных заведениях, другими педагогами. Опыт использования модульного обучения показывает широту его использования: в системе подготовки и переподготовки мастеров производственного обучения,в высшей педагогической школе, в средних учебных заведениях.Если рассматривать модульное обучение с точки зрения реализации проблемы ИОЕО можно отметить, что вычленение основных блоков информационного материала позволяет уплотнять содержание учебного процесса; гибкое построение МП максимально индвидуализирует учебный процесс, что увеличивает число операций, действий, выполняемых учащимися самостоятельно.В отечественной педагогике можно выделить несколько направлений исследования использования технологии в обучении. Примером может служить идея «оптимизация процесса обучения» (Ю.К.Бабанский), которую можно связать с поиском эффективной условной универсальной системы обучения. Однако, технологически эффективный способ конструирования подобной системы пока недостаточно разработан, несмотря на интенсивное развитие дистанционного обучения, которая, в некотором смысле, рассматривалась изначальнокак наиболее приближенная к оптимальной системе обучения.Орловский исследователь А.И.Уман [6]отмечает, что каждая, отдельно взятая дидактическая категория обладает специфической технологическойхарактеристикой.Так,для содержания образования это «виды элементов учебного содержания и соответствующие конкретные его фрагменты» [Там же, С.35]. В категории содержания высшегообразования, где главенствующее положение занимает компетентностный подход,можно говорить о структуризации результатов обучения, попытке полного его описания. Этозадает также структурность в формировании целей обучения и описания дидактических элементов содержания обучения, позволяет, на основе анализа компетенций сформировать арсенал педагогических технологий, методов, форм ообучения, уже на этапе проектирования педагогического процесса. Компетентностный подход с технологической точки зрения является, на наш взгляд, наиболее подходящим, практикоориентированным, дающим теоретическую основу педагогичесской практике.Можно выделить направление в исследовании технологических тенденций в педагогикекоторое связано с рассмотрением технологических возможностей отдельных методических систем. К ним можно отнести системы модульного обучения, дистанционного обучения, компьютерного обученияи многие другие.Сфера высшего образования является наиболее предпочтительной не для всех педагогичсеких технологий. Н.В.Борисова,на основе анализа ряда технологий, убедительно показывает, что при обучении в вузе целесообразно использование личностнодеятельностного обучения, проективного обучения, дифференцированного обучения, проблемного обучения, контекстного обучения, активного обучения, игрового обучения, модульного обучения,которые рассматриваются автором в качестве методологических технологий обучения [7].Отмеченные особенности технологического подхода обучения непосредственно связаны с реализацией проблемы повышения ИОЕО. Знание технологии обучения позволяет педагогу больше времени уделять содержательной части процесса обучения. Конкретизация учебных целей дает возможность вычленить основные единицы обучения, ориентированться на их систему, транслируемых преподавателем, или используемых студентом. Кроме того, ориентация технологии обучения в первую очередь на организационную, консультационную, координорующую функции преподавателя, дает большую возможность для творческой, активной, самостоятельной работы студентов.Здесь прослеживается тесная связь технологического и психологопедагогического подходов к повышению ИОЕО.Изучение технологического подхода позволяет выделить в целом следующие пути повышения ИОЕО при технологизации обучения:1. Рационализация планирования и построения учебного процесса.2. Использование информационных технологий, учебников нового типа.3. Повышение управляемости учебного процесса.4. Усиление целенаправленности обучения.При подготовке преподавателейк деятельности по повышению ИОЕО необходимо учитывать выделенные пути, моделируя систему подготовки с их использованием.Технологический подход к проблеме повышения ИОЕО основан на реализации основных критериев технологичности, среди которых наиболее актуальными для нас являются управляемость, систематичность и воспроизводимость технологии. Обязательным элементом реализации различных путей по повышению ИОЕО является соблюдение условий, характеризующих процесс обучения как гуманистический, личностноориентированный процесс.Соблюдение этих условий и выбор системы путей по повышению ИОЕО, будет способствовать повышению эффективности, продуктивности учебной деятельности, рациональному использованию учебного времени.
Ссылки наисточники1.КарпизенковаГ.В. Формирование готовности студентов к деятельности по повышению информационнооперационной емкости обучения. Дисс. …к. пед.н. Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского, 2001. 187 с.2.Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. М.: Педагогика, 1989 416 с. (Бка учителя)3.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4.М.:Русский язык, 1991.С.404.4.Педагогика: Учебное пособие/Под ред. П.И.Пидкасистого. М: Педагогическое общество России, 1998. 640 с5.КларинМ.В. Педагогическая технология в учебном процессе // Новое в жизни, науке и технике. М.: Знание, 1989. № 6. 80 с.6.Уман А.И. Тенденции и перспективы развития отечественной дидактики // Проблемы современного образования. 2010 №4. С. 3139.7.Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. М.: ИЦПКПО, 2000. 146 с.
Потенциал образовательных технологий в повышении информационнооперационной емкости обучения
Аннотация.Статья посвящена рассмотрению возможностей преподавателя по интенсификации процесса обучения и увеличению информационнооперационной емкости обучения; показаны направления рассмотрения этой проблемы; подчеркнуты возможности технологического подхода к увеличению ИОЕО.Ключевые слова:интенсификация обучения, информационнооперационная емкость обучения, технологии обучения, образовательные технологии.
Внедрение компетентностного подхода в процесс образования ставит задачу постановки такого подхода к обучению, при котором были бы созданы условия для овладения базовыми компетенциямиво многом независимо от профильной направленности обучения и уровня мотивации. Подобное требование актуализирует проблему интенсификации обучения, увеличения информационнооперационной емкости обучения. Объем знаний, умений и навыков, приобретаемых и/или используемых студентом в единицу времени будем называть в дальнейшем информационнооперационной емкостью обучения (ИОЕО). Информационнооперационная емкость обучения характеризуется многоаспектностью в изучении как самого понятия, так и в деятельности по ее повышению в условиях педагогического процесса. Это связано:
вопервых, с многогранностью самого термина, связывающего в себе все компоненты учебнойдеятельностистудента;
вовторых, со сложностью понятия «информация», его сущностью, особенностями передачи, переработки, сохранения необходимого объема материала; со спецификой связи между «информацией» и «операциями»по его использованию;
втретьих, с особенностями технологии учебного процесса, направленного на повышение информационнооперационной емкости обучения; включающей в себя определенный набор приемов, методов, средств которые может использовать преподавательдля интенсификации обучения;
вчетвертых, с физиологическими возможностями памяти, внимания, мышления, работоспособности самих студентов; их способностями и умениями действовать самостоятельно, активно; наличием навыков самообразования.Проявление данных аспектов позволило нам выделить основные направления по изучению проблемы повышения информационнооперационной емкости обучения[1].
Первое направление изучения проблемы повышения ИОЕО ориентировано не столько на механизм учебного процесса, сколько на характер деятельности, ее содержательную наполняемость. Назовем это направление психологопедагогическим. Суть определим через акцентирование преподавателем чувств и мыслей студентов на основе знаний психологических механизмов учения. Такая деятельность педагога направлена на осознанное, заинтересованное овладение действенными знаниями каждым студентом. В свою очередь это ведет к уменьшению времени, затрачиваемому на изучение материала, темы и т.п. Кроме того, опора на активность студентов, работа по улучшению культуры учебного труда все это способствует вовлечению всех студентов в учебный процесс, максимальной индивидуализации обучения и, в конечном итоге, каждый студент приобретает, использует при такой организации учебного процесса большеечисло знаний, умений, навыков. Особенностивторого,психофизиологического направления повышения ИОЕО требуют от педагога определения потенциальных возможностей обучающегося в усвоении учебной информации, границы управления состоянием человека в поцессе обучения, а также способствует тому, что педагогможетскоординировать необходимый объем знаний и умений, приобретаемых студентамиза единицу времени, с тем, чтобы повысить интенсивность учебного процесса. Психофизиологичекий подход к повышению ОИЕО тесно связан не только с потенциальными возможностями психических процессов и, в целом,организма человека для эффективного обучения, но и с соответствием того количества информации, которое доходит до человека, этим возможностям.Изучение обучения как циркуляции в прямом и обратном каналах связи потоков информации дает представление о пропускной способности органов чувств и пропускных каналах. Важным здесь является изучение особенностей психологического процесса при приеме информации: ощущений,восприятия, представления,мышления.Третьенаправление аналитическое. Обучаясь, человек принимает, анализирует, преобразует информацию. В процессе переработки основная роль принадлежит памяти и мышлению. Изучение особенностей, например, скорости поступления информации в кратковременную память или продолжительность хранения в долговременной, позволяет педагогу разумнее выстраивать процесс преподавания.Подобные особенности требуют их объективной количественной характиристики, использованию математических методов. Четвертоенаправление по изучению ИОЕО связано с технологическимподходом к процессу обучения. Интенсификация, являясь характеристической чертой эффективного учебного процесса, реализуется через повышение плотности обучения. Определение плотности позволяет рассматривать то, насколько учебный процесс интенсивен, главную роль в плотности играет максимальный объем знаний, умений и навыков приобретаемых обучаемым в некоторый отрезок времени информационнооперационная емкость обучения. Возможно решать проблему повышения информационнооперационной емкости обучения благодаря повышению упраляемости учебного процесса, что составляет одну из основных характеристик технологического подхода. Актуальными в технологиях обучения для повышения ИОЕО являются систематичность и воспроизводимость технологии. Термины «педагогическая технология»и «технология обучения»достаточно давно вошли в обиход современной педагогической науки. Необходимость введения этих понятий объясняется стремлением педагогов создать идеальный единый метод, который позволил бы превратить обучение в «производственнотехнологический»процесс с гарантированным результатом. Эта идея была сформулирована еще Коменским Я.А. в «Великой дидактике», где, в предисловии автор выражает уверенность в создании универсального искусства «учить всех всему», причем «учить с верным успехом», «учить быстро», «учить основательно»[2]. С этих же позиций можно рассмотреть идею технологизации обучения и сегодня. Термин «технология»определяетсякак «совокупность приемов, применяемых в какомлибо деле, мастерстве, искусстве» [3]. В процессе обучения использование технологии связано не просто использование технических средств обучения или информационных технологий,но и понимается как «направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработки оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками» [4]. Исходя из вышесказанногоисследователямиотмечаютсяважные черты технологического подхода:Воспроизводимость дидактического процесса.По мнению исследователей (М.В.Кларин, Г.К.Селевко, П.И.Пидкасистый, В.П.Беспалько и др.) это черта технологии позволяет в целом процессу обучения быть эффективным и, в некоторм смысле, независящим от опыта педагога. Знание и системное выполнение основных приемов технологии приводит к тому, что педагог может гарантированно получать запланированный результат. Конечно, педагогическое мастерство позволяет этот результат повышать, делать процесс обучения еще более эффективным.Воспроизводимость и интенсификациявзаимосвязаны, так как заданность извне характеристик образовательной технологии позволяет педагогу автоматизировать собственную деятельность и упорядочить прилагаемые усилия. Оптимальность конструируемых систем.Выполнение этого требования связано с концептуальностью педагогических технологий, опора на определенную научную теорию, позволяющая тщательно выверять все звенья моделируемого процесса с учетом особенностей усвоения, восприятия знаний студентами, учет которых позволяет достигать в обучении наивысших результатов.Заданность основных дидактических характеристик.К дидактическим характеристикам можно отнести цели обучения, на гарантированное достижение которых сориентирована любая технология обучения. Так, М.В.Кларин при технологическом подходе к обучению в качестве первого дидактического цикла выделяет постановку целей и их максимальное уточнение, формулировку учебных целей с ориентацией на достижение результатов и придает этому этапу работы первоочередное значение. Ясное осознание целей, точная, конкретная их формулировка в терминах действий, операций позволит педагогу ориентироваться в остальных дидактических циклах: подготовке учебных материалов и организации всего хода обучения в соответствии с учебными целями; оценки текущих результатов, коррекции обучения, направленной на достижение поставленных целей; заключительной оценки результатов[5].Еще одна важная дидактическая характеристика педагогической технологии запроектированность средств, методов,приемов обучения, позволяющая педагогу достигать результатов на основе эффетивного управления педагогическим процессом.Технологичность этих систем проверяется соответствием определенным критериям. Так, Г.К.Селевко выделяет следующие критерии педагогических технологий. Рассмотрим соответствие критериям модульного обучения:1. Концептуальность т.е. соответствие конкретной общефилосовской, дидактической, психологической, теоретической концепции, в рамках которой сформулированы основные принципы данной дидактической системы.Так, в основе модульного обучения лежит теория поэтапного формирования умственных действий с опорой на ориентировочную основу действий (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина).2. Системность наличие логики связей между отдельными компонентами, частями в дидактической системе, и их целостности.В модульном обучении системность достигается наличием комплексных и интегрированный целей, связывающих воедино все компаненты, модули одной модульной программы.3. Управляемость системы связана с возможностью “диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов”.Этот критерий тесно связан с такими принципами модульного обучения как принцип динамичности и принцип разносторонности методического консультирования (П.Я.Юцявичене). Принцип динамичности обеспечивает такое построение учебного материала, разделы переменной части которого могут быть достаточно независимы друг от друга и, поэтому, позволяют быстро изменять, дополнять и развивать учебный материал каждого раздела. Принцип же разносторонности методического консульторования основан на том, что в модульных программах осуществляется методическое консультирование по организации учебного процесса при осуществлении модульного обучения и его использование значительно облегчает работу учителя.4. Эффективность показывает уровень обучения по дидактической системе. Несомненно, этот уровень должен быть достаточно высоким и ориентироваться на индивидуальный подход, оптимизацию процесса обучения, достижению значимых для ученика целей. В модульном обучении этому критерию соответствуют следующие принципы:
принцип действенности и оперативности знаний и их системы;
принцип паритетности (равенства) педагога и ученикав обучении;
принцип разносторонности методического консультирования, благодаря которому каждый обучающий в модульных программах имеет личностные объяснительные рекомендации, советы и указания по наиболее эффективному освоению учебного текста;
принцип гибкости, позволяющий приспосабливать содержание обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых. Это достигается благодаря диагностике потребностей обучаемых, исходных знаний и, исходя из этого построениенеобходимой индивидуализированной структуры конкретного модуля, а также с помощью индивидуализации технологии учения и индивидуального темпа усвоения.5. Воспроизводимость характеризуется возможностью повторения данной системы в других однотипных учреждениях, учебных заведениях, другими педагогами. Опыт использования модульного обучения показывает широту его использования: в системе подготовки и переподготовки мастеров производственного обучения,в высшей педагогической школе, в средних учебных заведениях.Если рассматривать модульное обучение с точки зрения реализации проблемы ИОЕО можно отметить, что вычленение основных блоков информационного материала позволяет уплотнять содержание учебного процесса; гибкое построение МП максимально индвидуализирует учебный процесс, что увеличивает число операций, действий, выполняемых учащимися самостоятельно.В отечественной педагогике можно выделить несколько направлений исследования использования технологии в обучении. Примером может служить идея «оптимизация процесса обучения» (Ю.К.Бабанский), которую можно связать с поиском эффективной условной универсальной системы обучения. Однако, технологически эффективный способ конструирования подобной системы пока недостаточно разработан, несмотря на интенсивное развитие дистанционного обучения, которая, в некотором смысле, рассматривалась изначальнокак наиболее приближенная к оптимальной системе обучения.Орловский исследователь А.И.Уман [6]отмечает, что каждая, отдельно взятая дидактическая категория обладает специфической технологическойхарактеристикой.Так,для содержания образования это «виды элементов учебного содержания и соответствующие конкретные его фрагменты» [Там же, С.35]. В категории содержания высшегообразования, где главенствующее положение занимает компетентностный подход,можно говорить о структуризации результатов обучения, попытке полного его описания. Этозадает также структурность в формировании целей обучения и описания дидактических элементов содержания обучения, позволяет, на основе анализа компетенций сформировать арсенал педагогических технологий, методов, форм ообучения, уже на этапе проектирования педагогического процесса. Компетентностный подход с технологической точки зрения является, на наш взгляд, наиболее подходящим, практикоориентированным, дающим теоретическую основу педагогичесской практике.Можно выделить направление в исследовании технологических тенденций в педагогикекоторое связано с рассмотрением технологических возможностей отдельных методических систем. К ним можно отнести системы модульного обучения, дистанционного обучения, компьютерного обученияи многие другие.Сфера высшего образования является наиболее предпочтительной не для всех педагогичсеких технологий. Н.В.Борисова,на основе анализа ряда технологий, убедительно показывает, что при обучении в вузе целесообразно использование личностнодеятельностного обучения, проективного обучения, дифференцированного обучения, проблемного обучения, контекстного обучения, активного обучения, игрового обучения, модульного обучения,которые рассматриваются автором в качестве методологических технологий обучения [7].Отмеченные особенности технологического подхода обучения непосредственно связаны с реализацией проблемы повышения ИОЕО. Знание технологии обучения позволяет педагогу больше времени уделять содержательной части процесса обучения. Конкретизация учебных целей дает возможность вычленить основные единицы обучения, ориентированться на их систему, транслируемых преподавателем, или используемых студентом. Кроме того, ориентация технологии обучения в первую очередь на организационную, консультационную, координорующую функции преподавателя, дает большую возможность для творческой, активной, самостоятельной работы студентов.Здесь прослеживается тесная связь технологического и психологопедагогического подходов к повышению ИОЕО.Изучение технологического подхода позволяет выделить в целом следующие пути повышения ИОЕО при технологизации обучения:1. Рационализация планирования и построения учебного процесса.2. Использование информационных технологий, учебников нового типа.3. Повышение управляемости учебного процесса.4. Усиление целенаправленности обучения.При подготовке преподавателейк деятельности по повышению ИОЕО необходимо учитывать выделенные пути, моделируя систему подготовки с их использованием.Технологический подход к проблеме повышения ИОЕО основан на реализации основных критериев технологичности, среди которых наиболее актуальными для нас являются управляемость, систематичность и воспроизводимость технологии. Обязательным элементом реализации различных путей по повышению ИОЕО является соблюдение условий, характеризующих процесс обучения как гуманистический, личностноориентированный процесс.Соблюдение этих условий и выбор системы путей по повышению ИОЕО, будет способствовать повышению эффективности, продуктивности учебной деятельности, рациональному использованию учебного времени.
Ссылки наисточники1.КарпизенковаГ.В. Формирование готовности студентов к деятельности по повышению информационнооперационной емкости обучения. Дисс. …к. пед.н. Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского, 2001. 187 с.2.Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. М.: Педагогика, 1989 416 с. (Бка учителя)3.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4.М.:Русский язык, 1991.С.404.4.Педагогика: Учебное пособие/Под ред. П.И.Пидкасистого. М: Педагогическое общество России, 1998. 640 с5.КларинМ.В. Педагогическая технология в учебном процессе // Новое в жизни, науке и технике. М.: Знание, 1989. № 6. 80 с.6.Уман А.И. Тенденции и перспективы развития отечественной дидактики // Проблемы современного образования. 2010 №4. С. 3139.7.Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. М.: ИЦПКПО, 2000. 146 с.