Компетентностно-ориентированные задания в содержании обучения иностранному языку в вузе
Выпуск:
ART 96445
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Маслова
Л.
С. Компетентностно-ориентированные задания в содержании обучения иностранному языку в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
2621–2625. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96445.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются примеры компетентностно-ориентированных заданий, которые использовались на занятиях по иностранному языку в экономическом университете в качестве средства развития и оценки профессиональных компетенций будущих экономистов. Проанализированы их структура и содержание. Сконструированные на основе профессиональных задач компетентностно-ориентированные задания являются ресурсом обновления содержания и реализуют функцию иностранного языка как средства развития профессиональной компетентности.
Ключевые слова:
иностранный язык, компетентность, профессиональные задачи, компетентностно-ориентированные задания
Текст статьи
Маслова ЛюдмилаСергеевна,Аспирант, РГПУ им. А.И. Герцена, СанктПетербургlsm2003@list.ru
Компетентностноориентированные задания в содержании обучения иностранному языку в вузе
Аннотация.В статье рассматриваютсяпримерыкомпетентностноориентированныхзаданий, которые использовалисьна занятиях по иностранному языку в экономическом университете в качестве средства развития и оценки профессиональныхкомпетенций будущих экономистов.Проанализированы их структура и содержание. Сконструированные на основе профессиональных задач компетентностноориентированные задания являются ресурсом обновления содержанияиреализуютфункцию иностранного языка как средства развития профессиональной компетентности.Ключевые слова:компетентностноориентированные задания, профессиональные задачи,компетентность,иностранный язык.
Реализациякомпетентностного подхода предполагает изменение представлений о результатах образовательной деятельностии актуализирует необходимость созданияпринципиально нового учебнометодического обеспечения, в частности, фонда оценочных средств, позволяющих измерять интегрированныерезультатычерез развитиекомпетенций.
Профессиональные задачи, обозначенные в Федеральных государственных образовательных стандартахвысшего профессионального образования,используются для проектирования содержанияподготовки будущих специалистов[1]и являются основой для создания компетентностноориентированных заданий (КОЗ).КОЗрассматриваются как часть профессиональной задачи, как ©интегративная дидактическая единица содержания, технологии и мониторинга качества подготовки обучающихсяª [2,с.21], т.е. как условие и средство достижения и оценки современных образовательных результатов.На основеКОЗ организуется проектная, исследовательская деятельность студентов, дискуссии, ролевыеи деловыеигры. Задания данного типа имеют ряд отличий от традиционных заданий, поскольку создаются для оценивания интегрированных результатов профессиональной подготовки, т.е. способности студентов применять свои знания и умения на практике в ситуациях, приближенных к профессиональным.Изучение рабочих программвузов, научной литературы на предметподходов к оценкепрофессиональной компетентности,позволяет отметить наличие тенденцииразвития ототдельныхтеоретическихразработок внаучных статьях и диссертациях(Е.О.Ускова [3],А.И. Горбунов [4] и др.)к повсеместному их практическому применению. Уровниосвоения компетенций задаются в рабочих программах в форме требований к уровню знаний (от уровня узнавания и воспроизведения доуровнясистемных знаний и творческого их использования), умений (от репродуктивных к продуктивным и исследовательским), личных качеств.Причем, наивысший творческий уровень реализуется при участии в научноисследовательской деятельности, олимпиадах, конференциях.КОЗ формулируютсяавторамисоставителямив логике известной таксономии Б.Блума с использованием клише конструктора задач Л.С.Илюшина[5]и представляют собой задания на применение знаний и интеллектуальных действий.Цельиспользования таксономииБ. Блумапри проектировании заданий заключается в том, чтобы,ориентируясьна уровень подготовки обучаемых,предложить наиболее полную форму обученияи оценки. Конструктор задач позволяет,используя заданные клише,создавать задания разного уровня, в том числе и задания повышенной сложности с созданием собственного продукта и привлечением знаний и умений из разныхобластей.Разработчики заданий согласуют приведённые в конструкторе действия с компонентами компетентности и уровнями освоения компетенций, входящих в состав компетентности. Так, например,в коллективнойработе Санкт Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО)[2] уровень развития компетентности до ©воспроизведения и восприятияª соответствует категориям ©знаниеи пониманиеª в таксономии Б.Блума; развитие до уровня ©применениеªсопоставляется с категориями ©применение ианализª и достижение уровня©творчестваª соответствуетвыполнению заданий повышенной сложности, соответствующих категориям ©синтезиоценкаª. КОЗ,наполняющиефонд оценочных средств учебнометодического обеспечения, предназначаются как для организации ипроведениятекущего контроля учебных достижений студентов, так идля итоговой аттестации студентов по завершении заданного курса (модуля).Характеристиками КОЗ признаются: проблемность; ситуационность; обобщенность;осознанность, рефлексивность[6].
Прослеживается общаяструктура КОЗ:постановка проблемы;
предоставление информацииили ссылки на источники;заданиядля работы с информацией.Так, в работе специалистов кафедры педагогики РГПУ им. Герценарассматриваются подходы к конструированию ситуационных задач для оценки компетентности учащихся[7]. В структуру
КОЗ (©ситуационных задачª) включаются:название, личностнозначимый познавательный вопрос, информацияпо заданному вопросу и задания на работу с информацией. А.А. Шехонин, В.А. Тарлыков и др. в своих работах[2]обозначаютструктуру, содержащуюстимул, задачную формулировку, источник информации.Д.А. Махотин ориентируется на зарубежный опыт разработки КОЗ и рассматривает их каксредство оценки общих и профессиональных компетенцийобучающихся, выделяястимульную и проблемную составляющие[6].
Алгоритм создания заданий,таким образом,представляетсобой описание проблемной ситуациипреподавателем или предоставление студентам возможности самим выявить проблему;поиск источников, позволяющихстудентам осуществлять запланированную деятельность (материалы в электронном или печатном виде, статьи из журналов, научные статьи);описание заданий для выполнения с последующим обсуждением в группе.Рассмотрим примеры КОЗ, которые использовались на занятиях по иностранномуязыкув СанктПетербургском экономическом университете(СПбГЭУ)для оценки развития профессиональной компетентности. КОЗ составлены
в логике таксономии Б.Блума и с учетом профессиональных задач будущих экономистов. Важно отметить, что вусловиях реализации компетентностного подхода в образовании смещаются акценты в преподавании иностранного языка в вузе. Наряду с задачей совершенствования языковых навыков студентов ставится задача использованияиностранногоязыкав качестве средства развития профессиональной компетентности, что означает знакомство студентов с новыми аспектами решения профессиональных задач, применениеимеющихсязнанийв новых условиях.
Моделирование обозначенных в стандарте [8] профессиональных задач для осуществления расчетноэкономической деятельности осуществляется через выполнениеи оценкузаданий, связанных с расчётом экономических показателей по описанию на иностранном языке,построениемграфика по описанию и написанием бизнес плана.Задания, связанные с расчетами по описанию, представляют собой работу с процедурными знаниями и подготавливают студентов к продуктивной деятельности, если необходимо ознакомится с новыми методиками расчета и перенять инновационный опыт других стран.Заданиядля расчетов по описанию сформулированы в логике таксономии Б.Блумас использованием классификатора задач Л.С. Илюшина [5] №21применение(рассчитайте на основании данных о…). Построение графика по описанию на иностранном языке относится к №15применение(изобразитеинформацию графически…).Составление экономических плановпредприятий в рамкахрасчетноэкономической деятельности включает представление компании, ее продуктов и услуг, описание рынка сбыта, расчет эффективности инвестиций, написание балансаи относится к разделу ©синтезªтаксономии Б.Блума[5]: (№30Разработайте план, позволяющий…). Информацию о написании бизнес плана можно получить на различных иноязычных сайтах.Например, в качествеобразца использовался бизнес план отеля Coach House Bed and Breakfast[9], соответствующий типичному форматубизнес плана.
Выбор туристическогосектораобъясняется одной из специализацийуниверситета, связанной с индустрией сервиса. Студентам предлагается составитьаналогичный план, используя заданныйформат и ключевые выражения, перенося знания в новую ситуацию. Создание бизнес плана предполагает обращение к ранее изученным темам: представление компании (The company), структура компании (The company structure), предоставляемые услуги (Services); позиция на рынке (The Market),
финансовая позиция предприятия, стартовый финансовый баланс(Financial Considerations, The Starting Balance Sheet)). Таким образом, бизнес план является итоговым проектом, для выполнения которого необходимы и повторение основных разделов и некоторая предпринимательская креативность студента.Необходимо отметить, что бизнес план отражает философию компании и должен быть написан специальным образом, позволяющим заинтересовать иностранного инвестора. Для написания бизнес плана на иностранном языке студенты должны рассматривать бизнес с точки зрения иностранного партнера,
возможностьего адаптации к другой экономической системе, овладеть способами мышления представителей иноязычной культуры. КОЗ такого типа предполагает применение знаний и умений студентовспереносом в новую ситуацию: например, Российская и Американская версии финансового баланса значительно отличаются, что предполагает трансформацию припереходе из одной версии в другую. Работа над данным компетентностноориентированным проектным заданием способствует развитию критического мышления студентов, готовит к профессиональному взаимодействию в условиях глобализации.Задания, построенные с помощью конструктора Л.С. Илюшинаисвязанныес составлением баланса на иностранном языке, предполагают также выполнение действийнаанализ:(№25Постройте классификацию…)иоценку: (№41Определите возможности…для…),(№37Определите какоеизрешенийявляется оптимальнымдля…).
Аналитическаяи научноисследовательская деятельностьсвязана с поиском и обработкой информации, анализом, интерпретацией данных для экономических расчетов и показателей, характеризующих социальноэкономические процессы в России и за рубежом [8]. Подготовка к решению профессиональных задач аналитической и научноисследовательской деятельностисвязана с развитием навыков всех видов чтения (поискового, просмотрового, ознакомительного, изучающего), навыков работы с текстовой и графической информацией ипредполагаетиспользование различных текстовых материалов: 1)тексты с корректнопредставленной информацией: •задания на определения смысла абзацев и общей идеи текста.•задания на восстановление (прогнозирование) в тексте с пропусками.•задания на коррекцию предложений или высказываний в соответствии со смыслом абзаца или концептуальной идеей автора;
2)тексты с избыточной, недостающей, противоречивой информацией для выявления противоречий, несоответствий, скрытых вопросов.Данные задания к текстам можно сопоставить с таксономией Б. Блума с разделами ©пониманиеª, ©анализª, ©синтезª.Компетентностно
ориентированнымизаданиямив рамках аналитической и научноисследовательскойдеятельности являются заданияпо написанию сообщения, доклада по определенной темена иностранном языке (могутбыть подготовленыв виде презентации)или статьи для участия в студенческойнаучной конференции. Данный вид деятельности предполагает анализ, синтез, оценкуразличных подходов, теорий,точек зрения по определенной проблеме, а также представление собственного мнения по изучаемой проблеме (©синтезª№35изложите в форме… свое мнение…).Выполнение заданий повышенной сложности, таких как написание статьидля студенческой научной конференции, участие в олимпиадесоответствует освоению компетенций до творческого уровня. РассмотренныеКОЗнацелены на создание иноязычного продукта (бизнес план,презентация,статья). Ихможно представить как: поиск и работа с информацией по определенной проблеме(понимание, определение смысла, переработка, преобразование, определение противоречий); создание собственного текстового продукта; оценка. С учетом специфики предмета ©Иностранный языкª, подразумевающей работу с текстом, терминами,этапы созданиясобственного продукта на иностранном языкепредставляются следующим образом:
1.Определение необходимого для решения поставленной задачи языкового материала в тексте (ключевых слов, выражений, терминов).2.Исследование данных терминов, с использованием словарей, изучение контекста использования.3.Осуществление поиска информации по заданной проблеме.4.Извлечение и переработка необходимой информации из различных источников.5.Изучение концепций, взглядов, мнений.6.Создание собственного продукта в виде бизнес плана, презентации, статьи, сообщения по теме. 7.Рефлексивная оценка.Ожидаемые результатывыполнения рассмотренныхКОЗ представляются каквклад вформирование средствами дисциплины ©Иностранный языкª профессиональныхкомпетенций:способность составлять экономические планы предприятий(ПК3), анализировать и интерпретировать финансовуюи бухгалтерскую информациюв отчетности предприятий(ПК7), социальноэкономические показатели (ПК8); способность осуществлять поиск, переработку информации и создаватьинформационный отчет(ПК9).
Организационноуправленческая деятельностьпредставляется в стандарте следующими профессиональными задачами [8]: участие в разработке управленческих решений на основе критериев социальноэкономической эффективности, управление малыми группами, созданными для реализации экономического проекта. Данный вид деятельности предполагает развитие коммуникативноуправленческих умений и навыков в условиях коллективной работы. Моделирование профессиональных задач организационноуправленческой деятельности осуществляется в процессе работы над докладами, презентациями, проектами, когда происходит постановка краткосрочных и долгосрочных целей, подробное обсуждение этапов создания работ, анализ конкретных профессиональных действий.В данном контексте актуальными являются дискуссии студентов, деловые игры, коллективное выполнение определенного проекта, обсуждение работ, выполненных студентами.Коллективное составление бизнес плана представляет собой коллективную проектную деятельность.Проектные умения студентов позволяют выявить проблему, собрать и обработать информацию, проанализировать перспективу решения этой проблемы. Для данных целей студенты использовалиинтернет и научную литературу. В качестве деловой игры использовались ситуации ©Получение кредита в банкеª (Getting a loan), ©Куда инвестировать?ª(Where to invest?ª).Вкачестве результатаожидается формирование профессиональной компетенции (ПК11) как способностиорганизовать деятельность группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта.В процессе опытноэкспериментальной работы рассмотренные виды деятельности были разнесены на три уровня освоения, что выражается выбранными уровнями развития компетентности экономиста средствами иностранного языка (базовый, продуктивный, креативный), определение которых позволило детально оценить индивидуальный прогресс студентов. Подготовка и демонстрация презентаций, проектная деятельность по специальности, а также подготовка студентов к научным конференциям осуществлялись как на занятиях, так и в рамках специальноорганизованного ©Лингвистического клубаª. Работа клуба помогла увеличить количество аудиторных часов для работы со студентами и реализовать углубленное изучение определенных аспектов по специальности.
Разделяяточку зрения Л.В. Львова[10],
считаем, что вучебнометодическоеобеспечение должны быть заложены презентационные формы защиты, тестовые материалы и КОЗ для развития и анализа уровня сформированности компетенций, входящих в состав профессиональной компетентности.Существенным компонентом учебнометодического обеспечения признаются определенные образцы выполнения работы, подготовленные преподавателем, текстыобразцы, функционирующие в профессиональном общении,аутентичные ресурсы сети Интернет. Таким образом, компетентностноориентированные задания в содержании обучения студентов вузов иностранному языку обладают достаточно высоким потенциалом для развития профессиональных компетенций. Для успешной реализации таких заданий необходимо усиливать взаимодействие в процессе профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка с преподавателями профильных и специальных дисциплин в вузе.
Ссылки на источники1.Тряпицына А.П. Содержание профессиональной подготовки студентов будущих учителей к решению задач модернизации общего образования//Вестник Герценовского университета.2013.№1.с.5061.2.Компетентностноориентированные задания в системе высшего образования: Учебное пособие / Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В. и др. СПб.: НИУ ИТМО, 2014. 98 с.3.Ускова Е.О. Формирование профессиональной компетентности специалистов экономикоправовой сферы средствами иностранного языка в вузе. Автореф. дис. канд. пед. наук. Ульяновск, 2008.4.Горбунов А.И. Формирование профессиональной компетентности в области информационной безопасности у будущих экономистов в условиях вузовского образования. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. н. ЙошкарОла, 2012.5.Илюшин Л.С. Использование ©Конструктора задачª в разработке современного урока//Школьные технологии.2013.№1.С.123132.6.Махотин Д.А. Компетентностноориентированные заданиякак средство оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся// Среднее профессиональное образование.№5.2014.7.Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебнометодическое пособие для педагогов школ.СПб.:КАРО, 2008.96с.8.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 экономика (квалификация (степень) бакалавр). [Электронный ресурс].URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/8/20111115140416.pdf. [дата обращения 20.03.2016].9.Coach House Bed and Breakfast Business Plan [Электронныйресурс].URL: http://www.bplans.com/bed_and_breakfast_business_plan/executive_summary_fc.php.[датаобращения20.03.2016].10.Львов Л.В. Учебнометодический комплекс компетентности как основа психологопедагогического и процессуальнотехнологического сопровождения образовательного процесса. [Электронный ресурс].URL: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/02_2011/06.pdf. [дата обращения 20.03.16].
Компетентностноориентированные задания в содержании обучения иностранному языку в вузе
Аннотация.В статье рассматриваютсяпримерыкомпетентностноориентированныхзаданий, которые использовалисьна занятиях по иностранному языку в экономическом университете в качестве средства развития и оценки профессиональныхкомпетенций будущих экономистов.Проанализированы их структура и содержание. Сконструированные на основе профессиональных задач компетентностноориентированные задания являются ресурсом обновления содержанияиреализуютфункцию иностранного языка как средства развития профессиональной компетентности.Ключевые слова:компетентностноориентированные задания, профессиональные задачи,компетентность,иностранный язык.
Реализациякомпетентностного подхода предполагает изменение представлений о результатах образовательной деятельностии актуализирует необходимость созданияпринципиально нового учебнометодического обеспечения, в частности, фонда оценочных средств, позволяющих измерять интегрированныерезультатычерез развитиекомпетенций.
Профессиональные задачи, обозначенные в Федеральных государственных образовательных стандартахвысшего профессионального образования,используются для проектирования содержанияподготовки будущих специалистов[1]и являются основой для создания компетентностноориентированных заданий (КОЗ).КОЗрассматриваются как часть профессиональной задачи, как ©интегративная дидактическая единица содержания, технологии и мониторинга качества подготовки обучающихсяª [2,с.21], т.е. как условие и средство достижения и оценки современных образовательных результатов.На основеКОЗ организуется проектная, исследовательская деятельность студентов, дискуссии, ролевыеи деловыеигры. Задания данного типа имеют ряд отличий от традиционных заданий, поскольку создаются для оценивания интегрированных результатов профессиональной подготовки, т.е. способности студентов применять свои знания и умения на практике в ситуациях, приближенных к профессиональным.Изучение рабочих программвузов, научной литературы на предметподходов к оценкепрофессиональной компетентности,позволяет отметить наличие тенденцииразвития ототдельныхтеоретическихразработок внаучных статьях и диссертациях(Е.О.Ускова [3],А.И. Горбунов [4] и др.)к повсеместному их практическому применению. Уровниосвоения компетенций задаются в рабочих программах в форме требований к уровню знаний (от уровня узнавания и воспроизведения доуровнясистемных знаний и творческого их использования), умений (от репродуктивных к продуктивным и исследовательским), личных качеств.Причем, наивысший творческий уровень реализуется при участии в научноисследовательской деятельности, олимпиадах, конференциях.КОЗ формулируютсяавторамисоставителямив логике известной таксономии Б.Блума с использованием клише конструктора задач Л.С.Илюшина[5]и представляют собой задания на применение знаний и интеллектуальных действий.Цельиспользования таксономииБ. Блумапри проектировании заданий заключается в том, чтобы,ориентируясьна уровень подготовки обучаемых,предложить наиболее полную форму обученияи оценки. Конструктор задач позволяет,используя заданные клише,создавать задания разного уровня, в том числе и задания повышенной сложности с созданием собственного продукта и привлечением знаний и умений из разныхобластей.Разработчики заданий согласуют приведённые в конструкторе действия с компонентами компетентности и уровнями освоения компетенций, входящих в состав компетентности. Так, например,в коллективнойработе Санкт Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО)[2] уровень развития компетентности до ©воспроизведения и восприятияª соответствует категориям ©знаниеи пониманиеª в таксономии Б.Блума; развитие до уровня ©применениеªсопоставляется с категориями ©применение ианализª и достижение уровня©творчестваª соответствуетвыполнению заданий повышенной сложности, соответствующих категориям ©синтезиоценкаª. КОЗ,наполняющиефонд оценочных средств учебнометодического обеспечения, предназначаются как для организации ипроведениятекущего контроля учебных достижений студентов, так идля итоговой аттестации студентов по завершении заданного курса (модуля).Характеристиками КОЗ признаются: проблемность; ситуационность; обобщенность;осознанность, рефлексивность[6].
Прослеживается общаяструктура КОЗ:постановка проблемы;
предоставление информацииили ссылки на источники;заданиядля работы с информацией.Так, в работе специалистов кафедры педагогики РГПУ им. Герценарассматриваются подходы к конструированию ситуационных задач для оценки компетентности учащихся[7]. В структуру
КОЗ (©ситуационных задачª) включаются:название, личностнозначимый познавательный вопрос, информацияпо заданному вопросу и задания на работу с информацией. А.А. Шехонин, В.А. Тарлыков и др. в своих работах[2]обозначаютструктуру, содержащуюстимул, задачную формулировку, источник информации.Д.А. Махотин ориентируется на зарубежный опыт разработки КОЗ и рассматривает их каксредство оценки общих и профессиональных компетенцийобучающихся, выделяястимульную и проблемную составляющие[6].
Алгоритм создания заданий,таким образом,представляетсобой описание проблемной ситуациипреподавателем или предоставление студентам возможности самим выявить проблему;поиск источников, позволяющихстудентам осуществлять запланированную деятельность (материалы в электронном или печатном виде, статьи из журналов, научные статьи);описание заданий для выполнения с последующим обсуждением в группе.Рассмотрим примеры КОЗ, которые использовались на занятиях по иностранномуязыкув СанктПетербургском экономическом университете(СПбГЭУ)для оценки развития профессиональной компетентности. КОЗ составлены
в логике таксономии Б.Блума и с учетом профессиональных задач будущих экономистов. Важно отметить, что вусловиях реализации компетентностного подхода в образовании смещаются акценты в преподавании иностранного языка в вузе. Наряду с задачей совершенствования языковых навыков студентов ставится задача использованияиностранногоязыкав качестве средства развития профессиональной компетентности, что означает знакомство студентов с новыми аспектами решения профессиональных задач, применениеимеющихсязнанийв новых условиях.
Моделирование обозначенных в стандарте [8] профессиональных задач для осуществления расчетноэкономической деятельности осуществляется через выполнениеи оценкузаданий, связанных с расчётом экономических показателей по описанию на иностранном языке,построениемграфика по описанию и написанием бизнес плана.Задания, связанные с расчетами по описанию, представляют собой работу с процедурными знаниями и подготавливают студентов к продуктивной деятельности, если необходимо ознакомится с новыми методиками расчета и перенять инновационный опыт других стран.Заданиядля расчетов по описанию сформулированы в логике таксономии Б.Блумас использованием классификатора задач Л.С. Илюшина [5] №21применение(рассчитайте на основании данных о…). Построение графика по описанию на иностранном языке относится к №15применение(изобразитеинформацию графически…).Составление экономических плановпредприятий в рамкахрасчетноэкономической деятельности включает представление компании, ее продуктов и услуг, описание рынка сбыта, расчет эффективности инвестиций, написание балансаи относится к разделу ©синтезªтаксономии Б.Блума[5]: (№30Разработайте план, позволяющий…). Информацию о написании бизнес плана можно получить на различных иноязычных сайтах.Например, в качествеобразца использовался бизнес план отеля Coach House Bed and Breakfast[9], соответствующий типичному форматубизнес плана.
Выбор туристическогосектораобъясняется одной из специализацийуниверситета, связанной с индустрией сервиса. Студентам предлагается составитьаналогичный план, используя заданныйформат и ключевые выражения, перенося знания в новую ситуацию. Создание бизнес плана предполагает обращение к ранее изученным темам: представление компании (The company), структура компании (The company structure), предоставляемые услуги (Services); позиция на рынке (The Market),
финансовая позиция предприятия, стартовый финансовый баланс(Financial Considerations, The Starting Balance Sheet)). Таким образом, бизнес план является итоговым проектом, для выполнения которого необходимы и повторение основных разделов и некоторая предпринимательская креативность студента.Необходимо отметить, что бизнес план отражает философию компании и должен быть написан специальным образом, позволяющим заинтересовать иностранного инвестора. Для написания бизнес плана на иностранном языке студенты должны рассматривать бизнес с точки зрения иностранного партнера,
возможностьего адаптации к другой экономической системе, овладеть способами мышления представителей иноязычной культуры. КОЗ такого типа предполагает применение знаний и умений студентовспереносом в новую ситуацию: например, Российская и Американская версии финансового баланса значительно отличаются, что предполагает трансформацию припереходе из одной версии в другую. Работа над данным компетентностноориентированным проектным заданием способствует развитию критического мышления студентов, готовит к профессиональному взаимодействию в условиях глобализации.Задания, построенные с помощью конструктора Л.С. Илюшинаисвязанныес составлением баланса на иностранном языке, предполагают также выполнение действийнаанализ:(№25Постройте классификацию…)иоценку: (№41Определите возможности…для…),(№37Определите какоеизрешенийявляется оптимальнымдля…).
Аналитическаяи научноисследовательская деятельностьсвязана с поиском и обработкой информации, анализом, интерпретацией данных для экономических расчетов и показателей, характеризующих социальноэкономические процессы в России и за рубежом [8]. Подготовка к решению профессиональных задач аналитической и научноисследовательской деятельностисвязана с развитием навыков всех видов чтения (поискового, просмотрового, ознакомительного, изучающего), навыков работы с текстовой и графической информацией ипредполагаетиспользование различных текстовых материалов: 1)тексты с корректнопредставленной информацией: •задания на определения смысла абзацев и общей идеи текста.•задания на восстановление (прогнозирование) в тексте с пропусками.•задания на коррекцию предложений или высказываний в соответствии со смыслом абзаца или концептуальной идеей автора;
2)тексты с избыточной, недостающей, противоречивой информацией для выявления противоречий, несоответствий, скрытых вопросов.Данные задания к текстам можно сопоставить с таксономией Б. Блума с разделами ©пониманиеª, ©анализª, ©синтезª.Компетентностно
ориентированнымизаданиямив рамках аналитической и научноисследовательскойдеятельности являются заданияпо написанию сообщения, доклада по определенной темена иностранном языке (могутбыть подготовленыв виде презентации)или статьи для участия в студенческойнаучной конференции. Данный вид деятельности предполагает анализ, синтез, оценкуразличных подходов, теорий,точек зрения по определенной проблеме, а также представление собственного мнения по изучаемой проблеме (©синтезª№35изложите в форме… свое мнение…).Выполнение заданий повышенной сложности, таких как написание статьидля студенческой научной конференции, участие в олимпиадесоответствует освоению компетенций до творческого уровня. РассмотренныеКОЗнацелены на создание иноязычного продукта (бизнес план,презентация,статья). Ихможно представить как: поиск и работа с информацией по определенной проблеме(понимание, определение смысла, переработка, преобразование, определение противоречий); создание собственного текстового продукта; оценка. С учетом специфики предмета ©Иностранный языкª, подразумевающей работу с текстом, терминами,этапы созданиясобственного продукта на иностранном языкепредставляются следующим образом:
1.Определение необходимого для решения поставленной задачи языкового материала в тексте (ключевых слов, выражений, терминов).2.Исследование данных терминов, с использованием словарей, изучение контекста использования.3.Осуществление поиска информации по заданной проблеме.4.Извлечение и переработка необходимой информации из различных источников.5.Изучение концепций, взглядов, мнений.6.Создание собственного продукта в виде бизнес плана, презентации, статьи, сообщения по теме. 7.Рефлексивная оценка.Ожидаемые результатывыполнения рассмотренныхКОЗ представляются каквклад вформирование средствами дисциплины ©Иностранный языкª профессиональныхкомпетенций:способность составлять экономические планы предприятий(ПК3), анализировать и интерпретировать финансовуюи бухгалтерскую информациюв отчетности предприятий(ПК7), социальноэкономические показатели (ПК8); способность осуществлять поиск, переработку информации и создаватьинформационный отчет(ПК9).
Организационноуправленческая деятельностьпредставляется в стандарте следующими профессиональными задачами [8]: участие в разработке управленческих решений на основе критериев социальноэкономической эффективности, управление малыми группами, созданными для реализации экономического проекта. Данный вид деятельности предполагает развитие коммуникативноуправленческих умений и навыков в условиях коллективной работы. Моделирование профессиональных задач организационноуправленческой деятельности осуществляется в процессе работы над докладами, презентациями, проектами, когда происходит постановка краткосрочных и долгосрочных целей, подробное обсуждение этапов создания работ, анализ конкретных профессиональных действий.В данном контексте актуальными являются дискуссии студентов, деловые игры, коллективное выполнение определенного проекта, обсуждение работ, выполненных студентами.Коллективное составление бизнес плана представляет собой коллективную проектную деятельность.Проектные умения студентов позволяют выявить проблему, собрать и обработать информацию, проанализировать перспективу решения этой проблемы. Для данных целей студенты использовалиинтернет и научную литературу. В качестве деловой игры использовались ситуации ©Получение кредита в банкеª (Getting a loan), ©Куда инвестировать?ª(Where to invest?ª).Вкачестве результатаожидается формирование профессиональной компетенции (ПК11) как способностиорганизовать деятельность группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта.В процессе опытноэкспериментальной работы рассмотренные виды деятельности были разнесены на три уровня освоения, что выражается выбранными уровнями развития компетентности экономиста средствами иностранного языка (базовый, продуктивный, креативный), определение которых позволило детально оценить индивидуальный прогресс студентов. Подготовка и демонстрация презентаций, проектная деятельность по специальности, а также подготовка студентов к научным конференциям осуществлялись как на занятиях, так и в рамках специальноорганизованного ©Лингвистического клубаª. Работа клуба помогла увеличить количество аудиторных часов для работы со студентами и реализовать углубленное изучение определенных аспектов по специальности.
Разделяяточку зрения Л.В. Львова[10],
считаем, что вучебнометодическоеобеспечение должны быть заложены презентационные формы защиты, тестовые материалы и КОЗ для развития и анализа уровня сформированности компетенций, входящих в состав профессиональной компетентности.Существенным компонентом учебнометодического обеспечения признаются определенные образцы выполнения работы, подготовленные преподавателем, текстыобразцы, функционирующие в профессиональном общении,аутентичные ресурсы сети Интернет. Таким образом, компетентностноориентированные задания в содержании обучения студентов вузов иностранному языку обладают достаточно высоким потенциалом для развития профессиональных компетенций. Для успешной реализации таких заданий необходимо усиливать взаимодействие в процессе профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка с преподавателями профильных и специальных дисциплин в вузе.
Ссылки на источники1.Тряпицына А.П. Содержание профессиональной подготовки студентов будущих учителей к решению задач модернизации общего образования//Вестник Герценовского университета.2013.№1.с.5061.2.Компетентностноориентированные задания в системе высшего образования: Учебное пособие / Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В. и др. СПб.: НИУ ИТМО, 2014. 98 с.3.Ускова Е.О. Формирование профессиональной компетентности специалистов экономикоправовой сферы средствами иностранного языка в вузе. Автореф. дис. канд. пед. наук. Ульяновск, 2008.4.Горбунов А.И. Формирование профессиональной компетентности в области информационной безопасности у будущих экономистов в условиях вузовского образования. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. н. ЙошкарОла, 2012.5.Илюшин Л.С. Использование ©Конструктора задачª в разработке современного урока//Школьные технологии.2013.№1.С.123132.6.Махотин Д.А. Компетентностноориентированные заданиякак средство оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся// Среднее профессиональное образование.№5.2014.7.Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебнометодическое пособие для педагогов школ.СПб.:КАРО, 2008.96с.8.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 экономика (квалификация (степень) бакалавр). [Электронный ресурс].URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/8/20111115140416.pdf. [дата обращения 20.03.2016].9.Coach House Bed and Breakfast Business Plan [Электронныйресурс].URL: http://www.bplans.com/bed_and_breakfast_business_plan/executive_summary_fc.php.[датаобращения20.03.2016].10.Львов Л.В. Учебнометодический комплекс компетентности как основа психологопедагогического и процессуальнотехнологического сопровождения образовательного процесса. [Электронный ресурс].URL: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/02_2011/06.pdf. [дата обращения 20.03.16].