Проблемы рецепции основ лизинга в Российской Федерации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гордеенко В. Е. Проблемы рецепции основ лизинга в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2681–2685. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96457.htm.
Аннотация. В данном научном исследовании производится анализ историко-правовых норм и положений, на основании которых формировался и развивался лизинг в Российской Федерации. Рассматриваются основные этапы и процессы по созданию национальной правовой базы лизинговых отношений. Оценивается степень правового влияния, оказанная международной рецепцией в сфере лизинга на установление современного законодательного права в России в области данного договора.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гордеенко Виктория Евгеньевна,магистр ФГБОУ ВО ОФ РАНХ и ГСevgmatveeva@bk.ru

Проблемы рецепции основ лизинга в Российской Федерации

Аннотация.В данном научном исследовании производится анализ историкоправовых норм и положений, на основании которых формировался и развивался лизинг в Российской Федерации. Рассматриваются основные этапы и процессы по созданию национальной правовой базы лизинговых отношений. Оценивается степень правового влияния, оказанная международнойрецепциейв сфере лизинга на установление современного законодательного правав России в области данного договора.Ключевые слова:амортизационная политика,договор аренды, договор финансовой аренды, лизинг, лизинговые компании, лицензирование, обязательное страхование, оперативный лизинг, рецепционные заимствования, финансовый лизинг.

Лизинг –как правовой термин применяется в Российской Федерации и в зарубежных странах сравнительно недавно, однако сфера действия данного вида договора в настоящее время распространяется практически на все экономические взаимоотношения физических и юридических лиц. В связи с этим, актуальность темы исследования особенно высока, так каксамо понятие аренды, как правового института известно еще с древнейших времен, при этом в современном мире экономически развитых взаимоотношений данный институт права прочно укрепился на практике, фактически во всех, без исключения государствах мира, вне зависимости от того, являются ли эти страны развитыми или развивающимися, располагающими крупным объемов валютных резервов илиже имеющие слабо развитую экономику. Принято считать, что правовые и экономические отношения, которые связаны с лизингом, относятся к новому или новейшему периоду истории хозяйственных взаимосвязей. Однако имеются научные данные, свидетельствующие о том,что аренда, то есть лизинг,известна человеку с незапамятных времен[1].Сама идея лизинга не является новой, при этом термин лизинг как таковойдлительный период временине существовал. Однако сущность лизинговых сделокрассматривалась еще Аристотелем, который жил в 384/383 322 г.г. до н.э. Ему принадлежит мысльо том, что богатство состоит в процессе пользования, а неисключительно в праве собственности. АнглийскимисторикомТ. Кларком былиобнаружены несколько положений о лизинге в Законах Хаммурапи,которые были принятыемежду 1775 1750 годами до н. э. Их содержание раскрывало вопросы, касаемые собственности,арендных отношений, условий залога имущества.Также ииные цивилизации древнего мира, в том числе египтяне, греки и римлянеиспользовали арендные положения, как доступный, а зачастую какединственно возможный способ по приобретению домашнего скота, оборудования и земли.На постулатах основных идей Римского права строились дальнейшие имущественные отношения во многих других странахмира, в том числе и в современной России[2]. Императором Юстинианом Iв процессе кодификации Римского права, положения, посвященные лизингу,были отражены в Институциях, которыепредставляли собой учебники для студентов и были наделены юридической силой.В Римском государстве лизинг не ограничивался арендой определенных видов собственности, могли быть арендованы различная сельскохозяйственная техника, ремесленное оборудование, военныетовары[3].В свою очередь, что касаетсяпериодаСредневековья, то онхарактеризуется тем, что лизинг применялся в основном для приобретения лошадей и различного орудия.В Англии средневекового периода длительное время аренда движимого имущества являлась незаконной, при этом допускалась долгосрочная аренда по использованию земельных участков. Одним из первыхдокументов в Великобритании, который закреплял в себе положения аналогичные лизинговым отношениям –был Устав Уэльса от 1284 года.В дальнейшие исторические периоды отношения, связанные с лизингом не претерпевали значительных преобразований.Вначале XIX века в Англии и США произошел резкий скачок роста промышленности, возросло производство и различного оборудования, в связи,с чем увеличилось и количество товара, которое сдавалось в лизинг.Технические производители получили прямую заинтересованность для дополнительного финансирования своей продукции, по этой причине широкое распространение к ХХ веку приобретает новый вид кредита, который выплачивается частями, то есть для клиента предлагалась покупка товара, оплата за который производилась по плануграфику. Указанный кредит является зарождением финансового лизинга.В этот же период времени развивается и автомобильный лизинг, в1930х годах Генри Фордом эффективно использовалась аренда для сбыта своих транспортных средств. В США лизинговые отношения развивались крайне быстро, уже к 1950 годам массово арендовались суда, самолеты, машины и механизмы,технологическое оборудование. Первая компания специализированной деятельностью,которой стал лизинг,появилась в СанФранциско в 1952 году и именовалась как «United States Leasing Corporation». В дальнейшем в США банковские учреждения также стали принимать непосредственное участие вразличных лизинговых операциях[4].В России на основании уже накопленного зарубежного опыта в области лизинговыхотношений и рецепционных заимствований лизинг стал применяться в период второй мировой войны, когда осуществлялись поставки американской техники. В последующем вплоть до 1990х годов в нашей стране лизинг развивался сравнительно в небольших масштабах и на международном уровне. При этом некоторые ученые отмечают, что транспортные средства сдавались на прокат и ранее, и проводят в данном случае параллель с оперативным лизингом.Советские внешнеторговые организации рассматривали лизинг как форму по реализации и приобретению крупногабаритного и дорогостоящего товара, например поточных линий, дорожностроительного и энергетического оборудования. Лизинг оформлялся в качестве соглашений, форма и требования к которым заимствовались у иностранных партнеров.С 1991года была организовано советсконемецкая лизинговая компания –«Евролизинг»[5].

На современном этапевыделяютчетыре характерных этапа для становления лизинга как формы экономической совокупности хозяйственных операцийв нашей стране.

Первый период определяетсяотсутствием специального законодательства о лизинге, данный вид предпринимательства был слабо развитв России, отсутствовал достаточный опыт представлений о правовом положении участников лизинговых правоотношений.В 1970х годах основой для правовой аренды машин и иного имущества были положения Гражданского Кодекса РСФСР 1964 года[6], посвященные имущественной аренде. С 1989 года лизинг регулировали Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде, в которых само понятие лизинг не применялось, при этом лизинговые договоры с иностранными операторами имели место быть[7]. Первый этап заканчивается уже в 1980х годах. Период характеризуется существованием государственной монополии на совершение внешнеторговых сделок, предприятия не имели прямого доступа киностранной денежной валюте для оплаты импортного товара. Лизинг определялся как форма по приобретению и реализации оборудования, станков, транспортных средств, вычислительной техники при использовании специального вида кредитования. Лизинг фиксировали в сделках между иностранными и советскими партнерами как аренду на конкретный срок, зачастую на соответствующий сроку службы предмета аренды, или же несколько меньший, при этом право собственности сохранялось за арендодателем.В период второго этапа, который начинается с 1990х годов, лизинговая деятельность осуществляется идентично договору аренды, без применения специальный законодательных актов. Важно, что такая правовая неопределенность значительно повышала риск сторон по сделке, и в итоге удерживала предпринимательскую инициативу, ограничивала уровень практической реализации достижений научного и технического прогресса. Данный период общей продолжительностью около четырех лет, характеризуется либерализацией торговых отношений, организации получили возможность выхода на внешней рынок, ввиду чего многие предприятия обзавелись иностранной валютой. В последствии многие организации были переведены на арендные формы хозяйствования, а перестройка банковской системы послужила своеобразным толчком для развития лизинга. Было создано множество лизинговых компаний, например «Россия», «Евролизинг», «Балтлиз»[8].Говоря о третьем этапе, который в научных кругах определяется периодом с сентября 1994 года по конец 1996 года, отметим, что в данное время активно формировалась специализированная нормативная основа для совершения лизинговых сделок, по итогу было принято более десяти законодательных документов: Указ Президента РФ № 1929от 17 сентября 1994 г.«О развитии финансового лизинга винвестиционной деятельности», Постановление Правительства РФ «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции»

№ 1133 от 20 ноября 1995 г., Типовой устав лизинговой компании (утвержден Минэкономики и Минфином России) и другие нормативно правовые акты[9].Принятые в течении третьего периода документы осуществляли общее гражданскоправовое регулирование лизинговых правоотношений, однако в недостаточной мере регламентировали права и обязанности субъектов лизинга. В связи с этим появилась серьезная необходимость в создании закона о лизинге, который содержал бы в себе больше норм, посвященных налогообложению, таможенному, валютному регулированию, отчетности и учету, амортизационной политики, лицензированию, обязательному страхованию[10]. Поэтому четвертый этапнаступает в связи с принятием в 1998 году специального Закона РФ «О финансовой аренде (лизинге)», все изданные до этого момента официальные документы должны были соответствовать данному закону и не противоречить его содержанию.Таким образом, лизинг как правовая деятельность в нашей стране формировался на базе рецепционных заимствований более развитого в данной области зарубежного законодательства. Лизинговые правоотношения в Российской Федерации основываются на древнем Римском праве, правовых нормахАнглийского законодательства, Американских положениях в области лизингаи др.В настоящее время в нашей стране взаимные обязанности и права участников лизинга регламентируется в основном федеральными законами и гражданским законодательством. Правовые нормы, которые регулируют лизинг в России имеют очень высокий законодательный статус, в связи с тем, что само понятие лизинга определено в специальном Федеральном законе «О финансовой аренде (лизинге)» и введено в содержание Гражданского кодекса. Взаимодействуя в международном масштабе в области лизинга, стоит руководствоваться КонвенциейМеждународного института унификации частного права«О международном финансовом лизинге (аренде)», а также нормами национального права.Лизинг в своем историческом формировании прошел четыре основных этапаразвития. В Российской Федерации законодательнаябаза, регламентирующая лизинговые отношения складывалась путем заимствования зарубежных правовых норм и последующего внедрения их в национальную систему права. При этом положения, регулирующиелизинг в России вне зависимостиот их иностранного происхождения, адаптированы для практического применения данного вида договорав нашем государстве. Лизинг в настоящий период времени получил широкое распространение,как в Российской Федерации, так и по всему миру, в связи с тем, что для роста производства необходимы соответствующие средства, которые в ввиду различного рода причин, не всегда возможно приобрести в собственность, и тогда лизинг –это наиболее подходящий правовой механизм, позволяющий бизнесу развиваться.

Ссылки на источники1.Оноприенко, Н.В. Финансовая деятельность организации. Лизинг. Монография / Н.В. Оноприенко. –М.: Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, 2015. –236с.2.Natalia A. Shchegoleva, Marina I. Lavitskaya, Evgeniia S. Matveeva, Nikolay A. Vnukov, Dmitriy A. Matantsev, Anna I. Yastrebova, Alexandra A. Guryleva The Abolition of the Death Penalty in the USSR in 1947: Domestic Political Conjuncture// Journal of Sustainable Development, Vol. 8, No. 6, August 2015, eVersion First.3.Газман, И.Н. Лизинг и факторинг: Учебнометодическое пособие / И.Н. Газман. –М.: ГУ ВШЭ, 2010. –245с.4.Доронина Н.Г. Банковское право Российской Федерации: Учебное пособие / Н.Г. Доронина. –М.: Юристъ, 2000. –215с.5.Ширяев А.Ю. Финансовая аренда (лизинг): правоприменение и законодательное обеспечение в России / А.Ю. Ширяев. –М.: Российский судья, 2014. –№3 –С. 4043.6.Гражданский кодекс РСФСР, утвержденный ВС РСФСР от 11.06.1964г. (ред. от 26.11.2001г.) Документ утратил силу с1 января 2008 годав связи с принятием Федеральногозаконаот 18.12.2006г. №231ФЗ // Ведомости ВС РСФСР. –1964. –№24. –Ст. 407.7.Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде, утв. ВС СССР 23.11.1989г. №8101 (в ред. от 07.03.1991) Не применяется на территории Российской Федерации с 1 марта 1996 годав связи с принятием Федеральногозаконаот 26.01.1996 №15ФЗ// Ведомости СНД и ВС СССР, 1989. –№ 25. –Ст. 481.8.Горемыкин Е.С. Законодательное обеспечение лизинга в России / Е.С. Горемыкин // Финансовый менеджмент. –2015. –№1. –С. 5761.9.Павлов К.И. Финансовое право. Учебник для ВУЗов/ К.И. Павлов. –М.:Статут, 2015. –314с.10.Малявкина Н.В., Матвеева Е.С. Комплексная оценка эффективности правового статуса муниципального служащего / Н.В. Малявкина, Е.С. Матвеева // Муниципальная служба: правовые вопросы.–2016. –№1. –С. 22–25.