Формы и перспективы взаимодействия светских и духовных образовательных организаций
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шаткин
М.
А.,
Саратовцева
Н.
В. Формы и перспективы взаимодействия светских и духовных образовательных организаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – № 10 (октябрь). – С.
40–52. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/170216.htm.
Аннотация. Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью определения условий диалога между институтами светского и религиозного образования в современной ситуации поиска новых форм передачи национальной духовной традиции и ценностных установок российского народа, а также обобщения регионального опыта по взаимодействию указанных институтов. Тем самым цель проводимого исследования состоит в том, чтобы выявить формы и перспективы взаимодействия светских и духовных образовательных организаций (на примере взаимодействия светских вузов и духовной семинарии). Ведущим методом в исследовании является общенаучный метод теоретического анализа научного опыта отечественных и зарубежных педагогов, психологов и священнослужителей по изучению проблемы взаимодействия светских учебных заведений с религиозными организациями. При исследовании данной проблемы был использован институциональный подход, позволивший проанализировать особенности институтов светского и религиозного образования и выделить возможные направления их сотрудничества. В статье проведен всесторонний анализ опыта Пензенской области в сфере взаимодействия светских вузов и духовной семинарии. Говорится о традиционной связи светских и духовных образовательных организаций, характерной для дореволюционной российской системы образования. Исследованы институциональные и внеинституциональные формы сотрудничества, сложившиеся между преподавателями вузов г. Пензы и священнослужителями Пензенской епархии, преподающими в Пензенской духовной семинарии. Особое внимание авторы статьи уделили рассмотрению деятельности одной из наиболее интересных внеинституциональных площадок в Пензенской епархии – «Философско-богословскому кафе» (преобразованному в 2017 г. в «Религиозно-философское общество»). Указанная диалоговая площадка объединила более пяти образовательных организаций и учреждений культуры этого региона. В состав «Религиозно-философского общества» вошли более десяти ученых-гуманитариев и представителей духовенства. Авторами статьи проанализированы факторы позитивного и негативного педагогического эффекта существующих форм общения представителей Церкви со студентами. Раскрыты условия их успешного общения. Показаны результаты взаимодействия светских вузов и духовной семинарии. Сделан вывод о том, что построение взаимодействия и интеграция религиозной и светской сфер не только возможны и успешны, но и перспективны. Результаты исследования могут быть использованы органами власти и управления в качестве теоретической базы для развития политики в сфере образования и государственно-конфессиональных отношений, а также при разработке стратегий сотрудничества между светскими и духовными образовательными организациями.
Ключевые слова:
взаимодействие, образование., духовные образовательные организации, светские образовательные организации