Полный текст статьи
Печать

Современное общество и школа предъявляют ситуацию, в которой особенно востребованными становятся умения учащихся осуществлять проектную деятельность. Проектная деятельность, по замыслу авторов современных ФГОС, является показателем развития метапредметных универсальных учебных действий. Именно на взращивание проектных, и включенных в них исследовательских умений, направлены многие нововведения в современных школах.

Важной частью современного школьного обучения является проектная деятельность учащихся, при организации которой учителя часто испытывают затруднения. Раскроем содержание некоторых тем для учащихся 3 класса.

1)  Числа в нашей жизни

Содержание и направленность проекта:

Исходные данные: подобрать пословицы, поговорки, сказки, песни, проанализировать величины, которые люди используют в жизни,  в интернете и книгах.

Перечень подлежащих разработке вопросов:

а) число 7 в жизни человека;

б) число 3 в жизни человека;

в) число 12 в жизни человека;

г) составь презентацию для одноклассников «Числа в нашей жизни».

Таблица 1  –  Организация проектной деятельности

 

Содержание

Деятельность ученика

Сроки выполнения

Организация деятельности

1

Погружение в проект и планирование

Провести анализ поговорок, пословиц, сказок . Выяснить какие числа встречаются в сказках

 

Осуществление деятельности

2

Поиск информации

Изучить меры измерения времени, длины,  другие величины и выяснить где ещё встречаются  числа 3, 7

 

3

Обобщение результатов и выводов

Предъявить результаты работы  для учеников своего класса с использованием презентации

 

Представление результатов деятельности и оценка

4

Презентация

Подготовка доклада на конференцию, презентации к докладу, сдача работы на отзыв руководителю

Защита проекта,  обсуждение,  оценка работы членами жюри

Заседание НОУ

 

 

Научно-практическая конференция

5

Оценка и рефлексия

Самооценка учащимся, анализ работы, рефлексия деятельности

Коррекция, подготовка к городским конкурсам

 

Рекомендуемая литература:

Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. – Москва : Дрофа, 2005. – 173с. ISBN 5-7107-9541-0

Практический результат (продукт проектной деятельности):

- письменная работа, описывающая ход исследования, список использованных источников;

- презентация для учащихся, поясняющая доклад исследователя;

- краткая пояснительная записка к проекту: исходный замысел, цель, назначение проекта, описание эффекта реализации проекта;

- выступление на научно- практической конференции с защитой проекта. 

2) Старинные занимательные задачи

Содержание и направленность проекта: старинные задачи из арифметики Л.Ф. Магницкого

Исходные данные: разного рода старинные математические  задачи, решить задачи из разных разделов.

Перечень подлежащих разработке вопросов:

а) задачи для 3 класса из раздела «Житейские истории»;

б) задачи для 3 класса из раздела «Путешествия»;

в) составить презентацию с примерами задач.

Таблица 2  – Организация проектной деятельности:

Содержание

Деятельность ученика

Сроки выполнения

Организация деятельности

1

Погружение в проект и планирование

Изучить задачи указанных разделов, обсудить возможности  и способ их решения с учителем

 

Осуществление деятельности

2

Поиск информации

Решить задачи , пояснить графически способ решения

 

3

Обобщение результатов и выводов

Предъявить результаты работы  для учеников своего класса с использованием презентации

 

Представление результатов деятельности и оценка

4

Презентация

Подготовка доклада на конференцию, презентации к докладу, сдача работы на отзыв руководителю

Защита проекта,  обсуждение,  оценка работы членами жюри

Заседание НОУ

 

Научно-практическая конференция

5

Оценка и рефлексия

Самооценка учащимся, анализ работы, рефлексия деятельности

Коррекция, подготовка к городским конкурсам

Рекомендуемая литература:

Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. – Москва : Дрофа, 2005. – 173с. ISBN 5-7107-9541-0

Практический результат (продукт проектной деятельности):

- письменная работа, описывающая ход исследования, список использованных источников;

- презентация для учащихся, поясняющая доклад исследователя;

- краткая пояснительная записка к проекту: исходный замысел, цель, назначение проекта, описание эффекта реализации проекта;

- выступление на научно- практической конференции с защитой проекта.

3) Старинные занимательные задачи

Содержание и направленность проекта: старинные задачи из арифметики Л.Ф. Магницкого

Исходные данные: разного рода старинные математические  задачи, решить задачи из разных разделов.

Перечень подлежащих разработке вопросов:

а) задачи для 3 класса из раздела «Денежные расчеты»;

б) задачи для 3 класса из раздела «Любопытные свойства чисел»;

в) составить презентацию с примерами задач.

Таблица 3 – Организация проектной деятельности:

Содержание

Деятельность ученика

Сроки выполнения

Организация деятельности

1

Погружение в проект и планирование

Изучить задачи указанных разделов, обсудить возможности  и способ их решения с учителем

 

Осуществление деятельности

2

Поиск информации

Решить задачи, пояснить графически способ решения

 

3

Обобщение результатов и выводов

Предъявить результаты работы  для учеников своего класса с использованием презентации

 

Представление результатов деятельности и оценка

4

Презентация

Подготовка доклада на конференцию, презентации к докладу, сдача работы на отзыв руководителю

Защита проекта,  обсуждение,  оценка работы членами жюри

Заседание НОУ

 

Научно-практическая конференция

5

Оценка и рефлексия

Самооценка учащимся, анализ работы, рефлексия деятельности

Коррекция, подготовка к городским конкурсам

 

Рекомендуемая литература:

Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. – Москва : Дрофа, 2005. – 173с. ISBN 5-7107-9541-0

 

Практический результат (продукт проектной деятельности):

- письменная работа, описывающая ход исследования, список использованных источников;

- презентация для учащихся, поясняющая доклад исследователя;

- краткая пояснительная записка к проекту: исходный замысел, цель, назначение проекта, описание эффекта реализации проекта;

- выступление на научно- практической конференции с защитой проекта.

 

4)  Старинные занимательные задачи

Содержание и направленность проекта: старинные задачи из арифметики Л.Ф. Магницкого

Исходные данные: разного рода старинные математические  задачи, решить задачи из разных разделов.

Перечень подлежащих разработке вопросов:

а)  задачи для 3 класса из раздела «Часы»;

б) задачи для 3 класса из раздела «Задачи на переливание»;

в) составить презентацию с примерами задач.

Таблица 4 – Организация проектной деятельности: 

Содержание

Деятельность ученика

Сроки выполнения

Организация деятельности

1

Погружение в проект и планирование

Изучить задачи указанных разделов, обсудить возможности  и способ их решения с учителем

 

Осуществление деятельности

2

Поиск информации

Решить задачи, пояснить графически способ решения

 

3

Обобщение результатов и выводов

Предъявить результаты работы  для учеников своего класса с использованием презентации

 

Представление результатов деятельности и оценка

4

Презентация

Подготовка доклада на конференцию, презентации к докладу, сдача работы на отзыв руководителю

Защита проекта,  обсуждение,  оценка работы членами жюри

Заседание НОУ

 

 

 

Научно-практическая конференция

5

Оценка и рефлексия

Самооценка учащимся, анализ работы, рефлексия деятельности

Коррекция, подготовка к городским конкурсам

 

Рекомендуемая литература: Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. – Москва : Дрофа, 2005. – 173с. ISBN 5-7107-9541-0

Практический результат (продукт проектной деятельности):

- письменная работа, описывающая ход исследования, список использованных источников;

- презентация для учащихся, поясняющая доклад исследователя;

- краткая пояснительная записка к проекту: исходный замысел, цель, назначение проекта, описание эффекта реализации проекта;

- выступление на научно- практической конференции с защитой проекта.

5) Медовый торт: домашний или покупной?

Содержание и направленность проекта:

Исходные данные: цены на медовый торт в разных магазинах города, рецепт медового торта и стоимость его приготовления.

Перечень подлежащих разработке вопросов:

а) найти цены за 1 кг торта медового в разных магазинах города;

б) найти рецепт медового торта и выяснить, сколько продуктов требуется для его приготовления;

в) рассчитать стоимость продуктов, входящих в рецепт;

г) испечь торт и взвесить его, произвести расчет стоимости 1 кг домашнего торта;

д) сравнить полученные результаты и сделать вывод о выгоде домашнего приготовления торта;

з) составь презентацию для защиты проекта, представить фотоотчет.

Таблица 14 – Организация проектной деятельности: 

Содержание

Деятельность ученика

Сроки выполнения

Организация деятельности

1

Погружение в проект и планирование

Провести анализ предложений медового торта в разных магазинах города , рассчитать  цену за 1 кг

 

Осуществление деятельности

2

Поиск информации

Найти рецепт медового торта.  Выяснить цены  продуктов, входящих в рецепт, рассчитать стоимость 1 кг готового торта, сравнить результаты

 

3

Обобщение результатов и выводов

Предъявить результаты работы  для учеников своего класса с использованием презентации

 

Представление результатов деятельности и оценка

4

Презентация

Подготовка доклада на конференцию, презентации к докладу, сдача работы на отзыв руководителю

Защита проекта,  обсуждение,  оценка работы членами жюри

Заседание НОУ

 

 

 

Научно-практическая конференция

5

Оценка и рефлексия

Самооценка учащимся, анализ работы, рефлексия деятельности

Коррекция, подготовка к городским конкурсам

 

Практический результат (продукт проектной деятельности):

- письменная работа, описывающая ход исследования, список использованных источников, презентация, фотоотчет, рецепт;

- презентация для учащихся, поясняющая доклад исследователя;

- краткая пояснительная записка к проекту: исходный замысел, цель, назначение проекта, описание эффекта реализации проекта;

- выступление на научно- практической конференции с защитой проекта.

При проектном задании чаще всего учителя выдают задание учащимся в словесной форме и никак не фиксируют его.  Таким образом, само выполнение проекта пускается на самотек относительно времени выполнения и содержания. В работе использовался подход, предложенный автором  [2] для  представления задания проектной деятельности. Разработанный автором лист задания лег в основу оформления задания к проекту по математике. Такой способ оформления имеет преимущества в том, что он может быть использован неоднократно, хранится в электронном виде и при последующем использовании может быть скорректирован.  У учителя, ведущего документацию в электронном виде, подобные листы могут быть вложены в портфолио и использованы при аттестации. Кроме того, это методическая копилка, которая может быть организована методическим объединением начальных классов и использована всеми учителями, что представляет большой плюс при организации проектной деятельности в начальной школе, если копилка собирается всеми учителями.  «Мотивацией для работы учителя являются следующие аспекты: - участие в исследовательской работе является критерием при аттестации на квалификационную категорию; - содержание деятельности по разработке заданий может быть включенным в тему саморазвития и стать её основой, бланки с заданиями фактически могут не раз использоваться в работе с учениками, при этом, исходя из опыта, работы обучающихся не получаются похожими и одинаковыми, они каждый раз обретают все новые и новые краски, смещаются акценты исследования в зависимсти от интересов учащихся; - задания на исследовательскую деятельность могут быть приложены в портфолио педагога; - участие учителя в руководстве проектно-исследовательской деятельности добавляет проценты к выплатам стимулирующего характера учителя, являясь материальным стимулом к работе.» [2]

Учащиеся могут выполнять проекты по выбору.  Ход проектной деятельности должен контролироваться через индивидуальные беседы, периодические отчеты по срокам, выставленным в задании. К защите проекта не обязательно  его письменное оформление, только устная защита, сопровождаемая презентацией или стендовым докладом.

Выполнение проектов может носить групповой и индивидуальный характер.