Современное общество и школа предъявляют ситуацию, в которой особенно востребованными становятся умения учащихся осуществлять проектную деятельность. Проектная деятельность, по замыслу авторов современных ФГОС, является показателем развития метапредметных универсальных учебных действий. Именно на взращивание проектных, и включенных в них исследовательских умений, направлены многие нововведения в современных школах.
Важной частью современного школьного обучения является проектная деятельность учащихся, при организации которой учителя часто испытывают затруднения. Раскроем содержание некоторых тем для учащихся 3 класса.
1) Числа в нашей жизни
Содержание и направленность проекта:
Исходные данные: подобрать пословицы, поговорки, сказки, песни, проанализировать величины, которые люди используют в жизни, в интернете и книгах.
Перечень подлежащих разработке вопросов:
а) число 7 в жизни человека;
б) число 3 в жизни человека;
в) число 12 в жизни человека;
г) составь презентацию для одноклассников «Числа в нашей жизни».
Таблица 1 – Организация проектной деятельности
№ |
Содержание |
Деятельность ученика |
Сроки выполнения |
Организация деятельности |
|||
1 |
Погружение в проект и планирование |
Провести анализ поговорок, пословиц, сказок . Выяснить какие числа встречаются в сказках |
|
Осуществление деятельности |
|||
2 |
Поиск информации |
Изучить меры измерения времени, длины, другие величины и выяснить где ещё встречаются числа 3, 7 |
|
3 |
Обобщение результатов и выводов |
Предъявить результаты работы для учеников своего класса с использованием презентации |
|
Представление результатов деятельности и оценка |
|||
4 |
Презентация |
Подготовка доклада на конференцию, презентации к докладу, сдача работы на отзыв руководителю Защита проекта, обсуждение, оценка работы членами жюри |
Заседание НОУ
Научно-практическая конференция |
5 |
Оценка и рефлексия |
Самооценка учащимся, анализ работы, рефлексия деятельности |
Коррекция, подготовка к городским конкурсам |
Рекомендуемая литература:
Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. – Москва : Дрофа, 2005. – 173с. ISBN 5-7107-9541-0
Практический результат (продукт проектной деятельности):
- письменная работа, описывающая ход исследования, список использованных источников;
- презентация для учащихся, поясняющая доклад исследователя;
- краткая пояснительная записка к проекту: исходный замысел, цель, назначение проекта, описание эффекта реализации проекта;
- выступление на научно- практической конференции с защитой проекта.
2) Старинные занимательные задачи
Содержание и направленность проекта: старинные задачи из арифметики Л.Ф. Магницкого
Исходные данные: разного рода старинные математические задачи, решить задачи из разных разделов.
Перечень подлежащих разработке вопросов:
а) задачи для 3 класса из раздела «Житейские истории»;
б) задачи для 3 класса из раздела «Путешествия»;
в) составить презентацию с примерами задач.
Таблица 2 – Организация проектной деятельности:
№ |
Содержание |
Деятельность ученика |
Сроки выполнения |
Организация деятельности |
|||
1 |
Погружение в проект и планирование |
Изучить задачи указанных разделов, обсудить возможности и способ их решения с учителем |
|
Осуществление деятельности |
|||
2 |
Поиск информации |
Решить задачи , пояснить графически способ решения |
|
3 |
Обобщение результатов и выводов |
Предъявить результаты работы для учеников своего класса с использованием презентации |
|
Представление результатов деятельности и оценка |
|||
4 |
Презентация |
Подготовка доклада на конференцию, презентации к докладу, сдача работы на отзыв руководителю Защита проекта, обсуждение, оценка работы членами жюри |
Заседание НОУ
Научно-практическая конференция |
5 |
Оценка и рефлексия |
Самооценка учащимся, анализ работы, рефлексия деятельности |
Коррекция, подготовка к городским конкурсам |
Рекомендуемая литература:
Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. – Москва : Дрофа, 2005. – 173с. ISBN 5-7107-9541-0
Практический результат (продукт проектной деятельности):
- письменная работа, описывающая ход исследования, список использованных источников;
- презентация для учащихся, поясняющая доклад исследователя;
- краткая пояснительная записка к проекту: исходный замысел, цель, назначение проекта, описание эффекта реализации проекта;
- выступление на научно- практической конференции с защитой проекта.
3) Старинные занимательные задачи
Содержание и направленность проекта: старинные задачи из арифметики Л.Ф. Магницкого
Исходные данные: разного рода старинные математические задачи, решить задачи из разных разделов.
Перечень подлежащих разработке вопросов:
а) задачи для 3 класса из раздела «Денежные расчеты»;
б) задачи для 3 класса из раздела «Любопытные свойства чисел»;
в) составить презентацию с примерами задач.
Таблица 3 – Организация проектной деятельности:
№ |
Содержание |
Деятельность ученика |
Сроки выполнения |
Организация деятельности |
|||
1 |
Погружение в проект и планирование |
Изучить задачи указанных разделов, обсудить возможности и способ их решения с учителем |
|
Осуществление деятельности |
|||
2 |
Поиск информации |
Решить задачи, пояснить графически способ решения |
|
3 |
Обобщение результатов и выводов |
Предъявить результаты работы для учеников своего класса с использованием презентации |
|
Представление результатов деятельности и оценка |
|||
4 |
Презентация |
Подготовка доклада на конференцию, презентации к докладу, сдача работы на отзыв руководителю Защита проекта, обсуждение, оценка работы членами жюри |
Заседание НОУ
Научно-практическая конференция |
5 |
Оценка и рефлексия |
Самооценка учащимся, анализ работы, рефлексия деятельности |
Коррекция, подготовка к городским конкурсам |
Рекомендуемая литература:
Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. – Москва : Дрофа, 2005. – 173с. ISBN 5-7107-9541-0
Практический результат (продукт проектной деятельности):
- письменная работа, описывающая ход исследования, список использованных источников;
- презентация для учащихся, поясняющая доклад исследователя;
- краткая пояснительная записка к проекту: исходный замысел, цель, назначение проекта, описание эффекта реализации проекта;
- выступление на научно- практической конференции с защитой проекта.
4) Старинные занимательные задачи
Содержание и направленность проекта: старинные задачи из арифметики Л.Ф. Магницкого
Исходные данные: разного рода старинные математические задачи, решить задачи из разных разделов.
Перечень подлежащих разработке вопросов:
а) задачи для 3 класса из раздела «Часы»;
б) задачи для 3 класса из раздела «Задачи на переливание»;
в) составить презентацию с примерами задач.
Таблица 4 – Организация проектной деятельности:
№ |
Содержание |
Деятельность ученика |
Сроки выполнения |
Организация деятельности |
|||
1 |
Погружение в проект и планирование |
Изучить задачи указанных разделов, обсудить возможности и способ их решения с учителем |
|
Осуществление деятельности |
|||
2 |
Поиск информации |
Решить задачи, пояснить графически способ решения |
|
3 |
Обобщение результатов и выводов |
Предъявить результаты работы для учеников своего класса с использованием презентации |
|
Представление результатов деятельности и оценка |
|||
4 |
Презентация |
Подготовка доклада на конференцию, презентации к докладу, сдача работы на отзыв руководителю Защита проекта, обсуждение, оценка работы членами жюри |
Заседание НОУ
Научно-практическая конференция |
5 |
Оценка и рефлексия |
Самооценка учащимся, анализ работы, рефлексия деятельности |
Коррекция, подготовка к городским конкурсам |
Рекомендуемая литература: Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. – Москва : Дрофа, 2005. – 173с. ISBN 5-7107-9541-0
Практический результат (продукт проектной деятельности):
- письменная работа, описывающая ход исследования, список использованных источников;
- презентация для учащихся, поясняющая доклад исследователя;
- краткая пояснительная записка к проекту: исходный замысел, цель, назначение проекта, описание эффекта реализации проекта;
- выступление на научно- практической конференции с защитой проекта.
5) Медовый торт: домашний или покупной?
Содержание и направленность проекта:
Исходные данные: цены на медовый торт в разных магазинах города, рецепт медового торта и стоимость его приготовления.
Перечень подлежащих разработке вопросов:
а) найти цены за 1 кг торта медового в разных магазинах города;
б) найти рецепт медового торта и выяснить, сколько продуктов требуется для его приготовления;
в) рассчитать стоимость продуктов, входящих в рецепт;
г) испечь торт и взвесить его, произвести расчет стоимости 1 кг домашнего торта;
д) сравнить полученные результаты и сделать вывод о выгоде домашнего приготовления торта;
з) составь презентацию для защиты проекта, представить фотоотчет.
Таблица 14 – Организация проектной деятельности:
№ |
Содержание |
Деятельность ученика |
Сроки выполнения |
Организация деятельности |
|||
1 |
Погружение в проект и планирование |
Провести анализ предложений медового торта в разных магазинах города , рассчитать цену за 1 кг |
|
Осуществление деятельности |
|||
2 |
Поиск информации |
Найти рецепт медового торта. Выяснить цены продуктов, входящих в рецепт, рассчитать стоимость 1 кг готового торта, сравнить результаты |
|
3 |
Обобщение результатов и выводов |
Предъявить результаты работы для учеников своего класса с использованием презентации |
|
Представление результатов деятельности и оценка |
|||
4 |
Презентация |
Подготовка доклада на конференцию, презентации к докладу, сдача работы на отзыв руководителю Защита проекта, обсуждение, оценка работы членами жюри |
Заседание НОУ
Научно-практическая конференция |
5 |
Оценка и рефлексия |
Самооценка учащимся, анализ работы, рефлексия деятельности |
Коррекция, подготовка к городским конкурсам |
Практический результат (продукт проектной деятельности):
- письменная работа, описывающая ход исследования, список использованных источников, презентация, фотоотчет, рецепт;
- презентация для учащихся, поясняющая доклад исследователя;
- краткая пояснительная записка к проекту: исходный замысел, цель, назначение проекта, описание эффекта реализации проекта;
- выступление на научно- практической конференции с защитой проекта.
При проектном задании чаще всего учителя выдают задание учащимся в словесной форме и никак не фиксируют его. Таким образом, само выполнение проекта пускается на самотек относительно времени выполнения и содержания. В работе использовался подход, предложенный автором [2] для представления задания проектной деятельности. Разработанный автором лист задания лег в основу оформления задания к проекту по математике. Такой способ оформления имеет преимущества в том, что он может быть использован неоднократно, хранится в электронном виде и при последующем использовании может быть скорректирован. У учителя, ведущего документацию в электронном виде, подобные листы могут быть вложены в портфолио и использованы при аттестации. Кроме того, это методическая копилка, которая может быть организована методическим объединением начальных классов и использована всеми учителями, что представляет большой плюс при организации проектной деятельности в начальной школе, если копилка собирается всеми учителями. «Мотивацией для работы учителя являются следующие аспекты: - участие в исследовательской работе является критерием при аттестации на квалификационную категорию; - содержание деятельности по разработке заданий может быть включенным в тему саморазвития и стать её основой, бланки с заданиями фактически могут не раз использоваться в работе с учениками, при этом, исходя из опыта, работы обучающихся не получаются похожими и одинаковыми, они каждый раз обретают все новые и новые краски, смещаются акценты исследования в зависимсти от интересов учащихся; - задания на исследовательскую деятельность могут быть приложены в портфолио педагога; - участие учителя в руководстве проектно-исследовательской деятельности добавляет проценты к выплатам стимулирующего характера учителя, являясь материальным стимулом к работе.» [2]
Учащиеся могут выполнять проекты по выбору. Ход проектной деятельности должен контролироваться через индивидуальные беседы, периодические отчеты по срокам, выставленным в задании. К защите проекта не обязательно его письменное оформление, только устная защита, сопровождаемая презентацией или стендовым докладом.
Выполнение проектов может носить групповой и индивидуальный характер.