Полный текст статьи
Печать

Одним из этапов формирования личности служит активное речевое развитие, которое берет основу в дошкольном возрасте. Огромную роль на пути становления речи ребенка играет его окружение, а именно родители и педагоги. От того как общаются с ребенком, сколько времени уделяют на развитие речи и зависит уровень усвоения языка у дошкольника.

Взаимодействие детского образовательного учреждения и семьи является ключевым условием его работы по любому направлению деятельности. Не будет исключением и работа по речевому развитию дошкольников, ведь результативности в данном направлении можно достичь, если педагоги и родители будут действовать согласованно.

От правильного взаимодействия детского образовательного учреждения и родителей будет зависеть успех воспитания детей. Задача детского сада — делиться с родителями педагогическими знаниями, накопленным годами опытом, в частности конкретными навыками по методике развития речи.

Сотрудничество воспитателей детского сада и семьи будет давать положительные результаты, если их взаимодействие начнет выстраиваться в процессе личностно ориентированного общения. Содержательной основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого дошкольника, полученные в результате обследования семей в начале учебного года.

Работа по взаимодействию педагогов детского сада и родителей может включать следующие мероприятия.

Газета, выпускаемая детскими образовательными учреждениями, поможет передать опыт педагогов по развитию речи дошкольников родителям. Содержание публикаций должно быть направленно именно на проблему разговорного развития дошкольников и ее решение посредством игры, объединяя тем самым родителей и детей.

Проведение групповых собраний родителей в начале года помогает педагогам знакомить их с новыми задачами воспитания, рассказывать, какие речевые навыки наиболее существенны на данной возрастной ступени, учить выявлять основные ошибки в речи детей.  Важно, чтобы на одном из проводимых родительских собраний педагог детского сада заострил наибольшее внимание на задачах развития речи, стоящих перед детским садом, на том, какую помощь в овладении ребенком звуковой стороны речи может оказать его семья. Воспитатель должен довести до сведения родителей, как развивается речь их ребенка, указать какой из изучаемых разделов их ребенок не усвоил, или может усвоил, но слабо и в каких дополнительных занятиях он нуждается.  Интересными и полезными для молодых родителей являются собрания, на которых выступают и делятся своими впечатлениями о развитии речи в условиях семьи такие же родители. Педагог детского учреждения может заранее обговорить детали с некоторыми из них, попросив рассказать, как они в сотрудничестве с воспитателями детского сада устраняли те или иные недостатки в речи своего ребенка.

Можно использовать такие формы, как тематические лекции, беседы и консультации специалистов по проблемам речи. В беседах и консультациях воспитатель детского дошкольного учреждения знакомит родителей с процессом формирования речи детей, а также с проблемами речевого развития. Лучше всего продемонстрировать простые задания, которые родители могут повторить с ребёнком дома. Делясь собственным опытом, педагоги помогают родителям развивать речь ребенка путем игры, тем самым объединяя семью вокруг общего занятия.

Эффективна организация стендов, таблиц, небольших заметок, статей по развитию речи детей дошкольного возраста. Такой наглядный материал поможет родителям лучше усвоить методы речевого развития детей дошкольников и в дальнейшем применять их. Также при взаимодействии педагогов детского сада и семей в целях речевого развития детей дошкольников можно составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы по данной теме, которые помогут организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил культурной речи. В родительском уголке, размещенном в детских садах, можно систематически помещать краткие советы по развитию речи дошкольников, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений), которые родители могут употреблять в своей речи при разговоре с ребенком.

Взаимодействие воспитателей и родителей по вопросам методики развития речи детей дошкольников, также находят свое место и в таких сложных формах педагогической пропаганды, как родительские конференции, «круглые столы», устные педагогические журналы, организуемые сотрудниками детского сада.

Так же эффективно применение личного общения педагогов и родителей в досуговой форме. Досуговые формы организации общения с родителями помогают устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами детских садов и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей. Именно в неформальной обстановка и родители и педагоги будут чувствовать себя комфортно, что будет способствовать лучшему восприятию и усвоению информации. Формы работы:

- тематические развлечения;

- литературные вечера;

- фольклорные праздники;

- ярмарки; 

- вечер вопросов и ответов.

Досуговые формы сотрудничества с семьей дают положительный результат тогда, когда воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Родители на данных мероприятиях могут читать стихотворения вместе со своим ребенком, петь песни и рассказывать интересные истории, например, о мире животных и растений, имеют возможность проявить свои знания.

Кроме коллективных форм взаимосвязи, существуют индивидуальные. Воспитатель сообщает родителям о состоянии речи их ребенка, отмечает положительные сдвиги, дает рекомендации по развитию. Эта работа может дополняться посещением семьи, во время которого воспитатель детского сада может поинтересоваться у родителей подбором игр, картинок, книг. В процессе работы с семьей педагог указывает, чем и как следует заниматься с ребенком дома, как применять на практике методы речевого развития, чтобы ребенок не только получал знания, вырабатывал определенные навыки и умения, но и испытывал интерес к речевым занятиям.

Для совместной работы педагогов детских дошкольных учреждений и родителей по развитию речи ребенка можно проводить совместные игры детей с родителями: словесные, хороводные, народные и др.

Таким образом, степень результативности сотрудничества обусловлена ориентиром на положительный результат взаимодействующих сторон, на совместную работу по развитию речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности. Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.