Воспитание представляет собой системную целенаправленную деятельность государства и общества по содействию гражданам в их социальном (а значит, и в политическом, правовом, нравственном, культурном и др.) личностном росте в интересах самих граждан и общества в целом. Исследование особенностей воспитания осуществляется на разных уровнях: педагогическом, науковедческом, методологическом. Педагогический уровень исследования процессов воспитания определяет его сущностные стороны: ценности и цели, субъектов и объектов, принципы, формы, методов и средств, направления развития. Педагогическое рассмотрение особенностей воспитания требует от его содержания наличия аспектов динамики, целенаправленности, гуманистичности, реализации субъектно-субъектных отношений в процессе воспитания.
Важным является реализация принципов воспитания как исходных установок к осуществлению воспитательного процесса на практике. «Знание принципов воспитания и умение воплотить в жизнь задуманное предоставляет возможность сознательно и творчески решать воспитательные задачи с учетом конкретных условий, выбирать и использовать наиболее эффективные средства и методы воспитательного воздействия в целях достижения цели воспитания» [2, с. 45]. Знание принципов позволит также проектировать результаты педагогического воздействия, грамотно управлять воспитательным процессом. Принципы воспитания – это научно обоснованные педагогические положения, отражающие закономерности воспитательного процесса и выражающие требования как исходные установки к содержанию, методическим аспектам и организации воспитания. В принципах воспитания находят свое выражение общественно-педагогические идеи, социальные нормы, цели и ценности, в том числе, и профессионального воспитания [см.: 1]. Все принципы воспитания можно рассматривать как равнозначные, их нельзя расположить по вертикали в виде доминирующих и второстепенных. Если принципы воспитания реализуются как комплекс, то воспитательный процесс достигает успеха в практике формирования личности.
Так, воспитание является неотъемлемым процессом по формированию у личности профессиональных, гражданских и морально-психологических качеств, способствующих повышению уровня общей культуры и готовности эффективно трудиться на производстве общественных благ [см.: 3]. Процесс воспитания как приобретения этих свойств личностью характеризуется процессуальными аспектами решения бесчисленного множества различных педагогических, психологических, организационных и других задач, связанных с рядом особенностей воспитательного процесса, важнейшей особенностью чего является целенаправленность. Целенаправленность как черта воспитания требует определять цель воспитания (отдельную, комплексную либо систему целей) как понятную всем участникам воспитательного процесса, на основании того, что цель исходит от требований общества, государства, коллектива и от требований человека к самому себе.
Принцип целеустремленности воспитания связан с целеполаганием воспитания, подчинением воспитательным целям и задачам. Условием реализации этого принципа являются: творческий подход в постановке и решении задач воспитания в целом и каждого воспитательного воздействия в отношении личности, недопустимость хаотического отбора средств решения задач воспитания. Воспитание должно быть связано с целевым предназначением коллектива, с конкретными задачами, которые поручено выполнить человеку. Воспитание должно быть конкретным и оперативным, непримиримым по отношению к негативному. Использованием средств совместной деятельности по выполнению общих целей и задач раскрывает личности общественную значимость и полезность профессиональной деятельности. Воспитательные возможности коллектива заключаются в формировании общественного мнения, коллективных настроений, эмоционального подъема, что выражает требования, предъявляемые к каждому, регламентируя его поведение. В воспитании следует использовать традиции коллектива, что объединяет людей и упорядочивает их деятельность. Условиями для реализации этого принципа являются четкая организация жизни коллектива, систематическая деятельность по сплачиванию коллектива. Следует для реализации этого принципа создать актив, поддерживать новаторское и перспективно закреплять положительное в виде традиций. Следует одобрять проявления инициативности, творческого подхода, самостоятельности личности в решении задач, касающихся жизни коллектива. Важным условием реализации данного принципа будет коллективное обсуждение при решении вопросов, использование средств общественного мнения в целях предупреждения негативного, что будет способствовать повышению личной ответственности за положение дел в коллективе. Принцип целеустремленности воспитания коррелирует с единством и согласованностью воспитательных воздействий, что достигается общим целеустремленным подходом к решению воспитательных задач, осуществлением воспитательного влияния с позиций одного взгляда на цели и задачи воспитания.
Принципы воспитания реализуются в единстве применения методов педагогического воздействия, связаны с выдвижением единых требований и критериев оценки, где условием реализации принципов является согласованность содержания и силы воспитательного влияния на личность. Итак, координация исходных установок по отношению к воспитанию способствует в практическом смысле эффективности осуществления воспитательных воздействий. Так, воспитание является неотъемлемым процессом по формированию у личности профессиональных, гражданских и морально-психологических качеств, способствующих повышению уровня общей культуры и готовности эффективно трудиться на производстве общественных благ.