Целью современного дошкольного образования, которое заключается в воспитании и развитии гармонично развитой, социально успешной личности ребенка важным направлением является обогащение социального опыта дошкольника, формирование основ социальной культуры.
Дошкольный возраст по признанию специалистов всего мира - увлекательный и самоценный период в жизни человека. Именно в это время происходит формирование таких важных и фундаментальных человеческих способностей как познавательная активность, любознательность, открытость миру, доверие к другим людям, настойчивость, воображение, творческая позиция.
В сложном процессе становления успешной и гармонично развитой личности огромную роль играет то, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный творческий потенциал.
Образовательный процесс должен способствовать накоплению и расширению субъектного опыта детей, включая рациональный и эмоционально чувственный опыт.
Задачей взрослого становится оказание помощи ребенку осознать этот опыт, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью игровых моделей.
Именно с этой целью в нашем дошкольном учреждении используется такая форма работы, как формирование у детей позитивных установок к труду и творчеству.
Задачи по форфмированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».
В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Поэтому, в процессе наблюдения за тем, как ребята проявляют живой и естественный интерес к работе родителей, и на принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
- Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
- Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
- Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)
педагоги в сотворчестве с родителями нашего ДОУ совместно организовали «Клуб встречи с творческими людьми».
Родители приходят в гости к воспитанникам детского сада и рассказывают о своей профессии. Они приносят с собой специальную одежду, профессиональные инструменты, необходимые для работы, а рассказ сопровождают виртуальными экскурсиями, фотоматериалами и презентациями.
Таким образом, ребята познакомились с профессией библиотекаря, полицейского, парикмахера, пожарного и многими другими. Творческая группа, состоящая из воспитателей, разработала рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры, включающие в себя описание сюжетной линии игры, содержание игровых ролей и действий, рекомендации по подбору атрибутов для организации игры.
Поэтому, все это ребята отражают в сюжетно-ролевых и дидактических играх профессионально- ориентированной направленности.
В ДОУ успешно работает «Школа эффективного воспитателя», деятельность которой направлена на поиск новых, эффективных форм работы с детьми, создание банка творческой деятельности: разрабатываются конспекты организованной образовательной деятельности, игровых образовательных ситуаций, рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр, тематика бесед, экскурсий с целью ознакомления детей с профессиями.
Большая работа ведется педагогами по изготовлению, подбору и систематизации наглядно-иллюстративного материала.
Педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения разработан проект «За таинственной занавесью».
Целью этого проекта является формирование у детей позитивных установок к труду и творчеству людей, работающих в театре.
Дети совместно с родителями посещают «Клуб выходного дня», в котором могут посмотреть интересный спектакль, а также посетить увлекательные и незабываемые занятия, на которых творческий коллектив профессионалов познакомит с театральными профессиями (режиссер, звукооператор, осветитель, реквизитор, гример, кукловод…), устройством сцены и кулис, многообразием кукол в театре и особенностям кукловождения.
Занятия включают в себя практическое знакомство с содержанием таких профессий, как: художник по свету, артист — кукловод, режиссёр спектакля, художник спектакля, гримёр, монтировщик декораций и др., посредством мастер-классов, театральных игр и упражнений, экскурсий и бесед.
На занятиях дети пробуют управлять разными видами кукол, знакомятся с особенностями работы с голосом, придумывают костюмы и декорации. Кроме того, подобные встречи пополняют словарный запас и способствуют речевому развитию.
Также, на занятиях применима методика пальчиковой гимнастики. Маленькие зрители разыгрывают целые спектакли на ладошке. Кукол для своих спектаклей они мастерят здесь же, вместе с родителями.
При подготовке занятий в театре, особое внимание уделяется именно наглядно-практическому содержанию и игровым приёмам, которые позволяют включить ребёнка в познавательный процесс. «Современных детей очень сложно бывает удивить. Они быстро теряют интерес к происходящему если не принимают в нём участие.» - комментирует театральный педагог Ульяновского театра кукол Юлия Липинская .
Особая ценность таких занятий в том, что они проходят в самом театре, где у ребят есть возможность видеть работу, например, актёров и в этой же обстановке, в этой необычной театральной атмосфере, пробовать подражать им.
(Зарина Шакурова, 5 лет: «Мне очень понравились артисты на сцене.Они так старались на сцене развеселить Буку! А еще я сделала сама красивую принцессу. А потом дома с мамой мы сделали принца».
Роман Чибов, 5 лет: «Мне запомнилось как папа Карло сделал Буратино из полена. Оказывается, (как выяснилось во время экскурсии « В закулисье») было целых четыре куклы Буратино! А еще мне понравились механизмы и канаты за сценой. А на канатах были «крокодилы»!
Катюшка Фадеева, 5 лет« Мне понравился спектакль, где Карабас Барабас с длинной бородой смешно танцевал. А после спектакля осветитель делал в зале «день», «ночь», «море», а звукооператор загадывал загадки».
Конечно, родители тоже в восторге и с огромным удовольствием и творчеством сотрудничают с детишками и специалистами театра.
Ирина Шатунова: «Большое спасибо за такую интересную экскурсиию в музей кукол. Я даже не знала, что существует столько видов кукол. Сегодня впервые взяла в руки куклу и попробовала управлять ею. Я даже не думала, что это так сложно!».
Наталья Луткова: «Мне очень понравилось занятие по изготовлению кукол. Удивительно, что из обычной ложки и пластилина можно сделать настоящего персонажа. Обязательно сделаем такой театр дома!».
Елена Нерубенко: «Сегодня пришли в «Клуб» всей семьей. Мы под впечатлением от экскурсии по закулисью театра! Первый раз мы были по другую сторону сцены. Не только дети, но и мы, взрослые узнали много нового. Спасибо, обязательно придем еще!».
Мы благодарны за сотрудничество специалистов кукольного театра с детским садом и надеемся на дальнейшее взаимодействие.
Это очень ценные и полезные занятия, которые не только формируют позитивное отношение детей к труду взрослых, но и формируют доверительные отношения родителей и искреннее желание участвовать в совместной деятельности с ребенком.