Полный текст статьи
Печать

Особым средством распространения агрономических знаний в рассматриваемый период были народные чтения. Проводились они земскими и правительственными служащими на базе специальных и общеобразовательных начальных школ, земских ферм. С разрешения Министерства земледелия в начале ХХ в. Нартасская школа устраивала в Уржумском уезде сельскохозяйственные чтения–беседы в помещениях учебных заведений и волостных правлений. Учителя проводили эти мероприятия в праздничные и воскресные дни после обедни. Для большей наглядности лекции сопровождались демонстрацией экспонатов. По отчетам школы за 1900 г. можно судить, что в среднем на одной лекции присутствовало до 95 человек. Большинство слушателей составляли крестьяне, иногда приходили священники и учителя начальных учебных заведений. [1.С.7-8]

Губернское земство уделяло внимание организации чтений и бесед по сельскому хозяйству. В 1900 г. собрание гласных постановило возбудить ходатайство о разрешении проводить на земских фермах чтения таким же порядком, как в низших сельскохозяйственных школах. [2.С.2057] В 1901 г. губернское земство признало устройство бесед по сельскому хозяйству желательным, для чего ходатайствовало перед Министерством народного просвещения об издании специальных правил об организации агрономических народных чтений. [3.С.327,363]

В этом же году вышло утвержденное императором Положение Комитета министров о порядке проведения лекций, бесед, чтений по сельскому хозяйству. Устройство их разрешали уполномоченные по агрономии, управляющие государственным имуществом или другие должностные лица по назначению Министерства земледелия. На этих лиц возлагалась ответственность за утверждение текстов и программ слушаний, за выбор лекторов. Обязательным требованием для чтецов являлось утверждение их кандидатур губернатором. Он же осуществлял общий надзор за данными мероприятиями.

Председатели уездных земских съездов и земские начальники должны были сообщать губернатору свои наблюдения, мнения. Они давали заключения о целесообразности выбранных для чтений времени и месте. Уездные исправники сообщали губернатору о политической благонадежности лекторов. [4.Лл.6,12-12(об)]

10 августа 1901 г. Министерство внутренних дел утвердило Правила о народных чтениях по животноводству. Они считались специальными и могли проводиться частными лицами, обществами и другими учреждениями. Беседы устраивались с разрешения губернатора состоявшими на государственной, земской или общественной службе ветеринарами. Лекции читались по печатным или рукописным текстам, по утвержденным программам, без отступлений. Текст утверждался губернским врачебным инспектором или ветеринаром. Порядок надзора осуществлял губернатор. [5.Л.65]

15 февраля 1903 г. появилось новое Положение Комитета министров, посвященное сельскохозяйственным чтениям. По разъяснению министра земледелия, изложенному в циркуляре Департамента земледелия от 30 сентября 1903 г., порядок устройства и разрешения бесед распространялся на все низшие сельскохозяйственные школы, учрежденные в частновладельческих хозяйствах. В циркуляре пояснялось, что если благонадежность лекторов не вызывала сомнений у местных властей, то губернатор мог допускать этих лиц к любым сельскохозяйственным чтениям.

Директор сельскохозяйственной низшей школы по новому Положению подавал прошение на имя начальника Управления земледелия и государственных имуществ Вятской губернии. В ходатайстве он указывал кандидатуры учителей-лекторов и место проведения бесед. Начальник Управления в установленном порядке передавал прошение губернатору. Уездный исправник собирал сведения о лицах, собиравшихся выступать на сельскохозяйственных чтениях. Иногда требовалась справка о благонадежности от начальника губернского жандармского управления. Порядок разрешения чтений по агрономии распространялся и на сельскохозяйственные общества. [6.Лл.1-1(об),3(об),6,10]

Согласно Положению 1903 г., губернская земская управа ходатайствовала перед начальником Управления земледелия и государственных имуществ Вятской губернии о разрешении чтений и бесед по сельскому хозяйству при Асановской, Окуневской и Верхосунской земских фермах. Обязанности лекторов на Асановской ферме взяли на себя заведующий фермой Ф.Ф. Караваев, елабужский уездный агроном И.И. Силин, местный ветеринарный врач Ф.Т. Сушков и сарапульский уездный земский пчеловод А.К. Дунаев. Елабужский и сарапульский исправник и начальник вятского губернского жандармского управления дали хорошие отзывы обо всех кандидатурах, кроме И.И. Силина, указав его либеральные взгляды. В результате губернатор разрешил всем лекторам, кроме И.И. Силина, участвовать в чтениях по сельскому хозяйству. [7.Лл.1-1(об),3-3(об),4,5,6,7]

Уездная земская управа могла ходатайствовать перед инспектором народных училищ о проведении бесед при начальных училищах, если у нее была программа чтений по сельскому хозяйству. В этом случае требовалось разрешение директора народных училищ края и губернатора. [8.Лл.3-3(об),4]

30 октября 1906 г. Совет министров распространил на народные чтения по сельскому хозяйству порядок, установленный указом Николая II от 4 марта 1906 г. о публичных собраниях. [9.С.3] 12 марта 1907 г. на места последовало циркулярное разъяснение Департамента земледелия. Согласно ему, если публичные лекции организовывали частные лица или общественные учреждения, то местным Управлениям земледелия и государственных имуществ, инспекторам сельского хозяйства и уполномоченным по сельскохозяйственной части предлагалось оказывать содействие устроителям чтений. Формы помощи могли быть различными. [10.Л.21(об)] Если сельскохозяйственные беседы устраивались в помещении начальных школ, то требовалось разрешение не только губернатора, но и директора народных училищ. [11.Л.21]

В начале ХХ в. для образованных людей и просто грамотных основным источником информации были книги и пресса. С учетом этого обстоятельства губернское земское собрание 1900 г. постановило возбудить ходатайство перед правительством о разрешении помещать в сельские библиотеки Вятской губернии и бесплатно раздавать населению популярные брошюры по скотоводству, не только одобренные Ученым комитетом Министерства народного просвещения, но и другие, вышедшие в свет. [12.С.4]

В 1901 г. оно снова ходатайствовало перед правительством о допуске в сельские библиотеки специальных книг по сельскому хозяйству, которые были изданы, но еще не вошли в каталог Министерства народного просвещения. Губернская управа составила список таких книг. [13.С.327,363]

Ученым комитетом Министерства земледелия в 1901 г. был составлен план создания народных сельскохозяйственных библиотек. Министерство народного просвещения включило одобренные Ученым комитетом издания в список книг, допускаемых в сельские библиотеки. Министерство земледелия пообещало приобретать сочинения по сельскому хозяйству и рассылать их за свой счет в губернии. [14.С.2]

Но ассортимент литературы на местах оставался небогатым. В 1905 г. большинство петиций, подаваемых воспитанниками низших и средних сельскохозяйственных учебных заведений, содержали пожелания предоставить право читать все книги, газеты и журналы, одобренные цензурой. [15.Лл.1(об), 2]

Департамент земледелия проявлял заинтересованность в распространении литературы по сельскому хозяйству. При ограниченном количестве средств брошюры издавались в недостаточном количестве экземпляров. Поэтому в 1902 г. Департамент обратился на места с предложением помещать извлечения из брошюр в казенные и земские периодические издания. Министерство земледелия не возражало против перепечатывания их в полном объеме. Оно было готово оказать содействие в изготовлении необходимых клише.

Губернская земская управа получила предложение от Департамента земледелия в ноябре 1902 г. Она ответила, что готова воспользоваться такими льготными условиями получения материалов для «Вятской газеты». Управа добавила, что желала бы получить полный комплект сочинений, перепечатка которых возможна на страницах газеты. [16.Лл.1-1(об),3]

Кроме «Вятской газеты», «Приложений к «Вятским губернским ведомостям», крестьяне могли получить информацию по сельскому хозяйству и в других периодических изданиях. С 1902 г. в губернии выходил журнал «Пахарь». Редактором его был окончивший курс Красноуфимского промышленного училища с сельскохозяйственным отделением С.П. Дремцов. Целью своего журнала С.П. Дремцов считал распространение среди крестьян духовно-нравственных начал и содействие развитию сельского хозяйства. [17.Лл.1,3]

Еще одним средством распространения сельскохозяйственных знаний были музеи. Он был при Александровском земском реальном училище. 27 января 1900 г. губернская управа высказала пожелание реорганизовать его, чтобы он стал самостоятельным учреждением. Управа не запрашивала новых ассигнований сверх обычной суммы (500 руб. ежегодно), а ходатайствовала перед земским собранием о реорганизации музея.

Губернское земское собрание 1900 г. постановило признать желательным реорганизацию, просило управу выработать проект изменений, войти в соглашение с вятской городской управой об оказании финансовой помощи на содержание музея. Собрание сохранило прежний размер выделяемых по смете денег – 500 руб. в год. [18.С.1719–1724] Вопрос был решен частично. Если у губернского земства были дополнительные средства, то их направляли на приобретение коллекций по естествознанию и сельскому хозяйству. [19.С.1038–1039]

Желающие могли получить нужную информацию и другими способами. Агрономическая комиссия при губернской земской управе нашла возможным устроить в 1900 г. практико-ориентированные курсы сельского хозяйства на Верхосунской, Асановской и Вятской фермах. Губернское земство выделило на их устройство в 1900 г. 600 руб.; в том числе предусматривались суточные для крестьян, приехавших на учебу. [20.С.2057,2099]

В последующее время практика организации сельскохозяйственных курсов была продолжена. В 1901 г. губернское собрание ассигновало большие суммы на устройство мероприятий при трех фермах: по 570 руб. на каждую. [21.С. 373,396]

19 декабря 1902 г. губернская земская управа сообщила, что она, по поручению собрания, снова возбудила ходатайство перед Министерством земледелия о разрешении устроить курсы для взрослых при трех фермах губернского земства. Управа ходатайствовала об этом на основании «Положения о сельскохозяйственных опытных учреждениях» (ст. 145), утвержденного императором 28 мая 1901 г. 30 октября 1902 г. Департамент земледелия уведомил земскую управу, что курсы разрешены. [22.С.271,479,549]

Низшие сельскохозяйственные школы иногда устраивали занятия по агрономической тематике для учителей народных училищ. Слушателям предоставляли бесплатно помещение в здании школы и прислугу. Лекторы освещали вопросы по земледелию, огородничеству, пчеловодству. [23.С.9]

На основании пункта 5 «Правил для устройства сельскохозяйственных чтений и курсов» с помощью подведомственных Департаменту земледелия лиц и учреждений, утвержденных Министерством земледелия и государственных имуществ в 1903 г., управа сообщала губернатору о каждом мероприятии. Отдельно предоставлялись сведения о том, в какие сроки они назначены, кто будет лектором, кому поручено руководство курсами. Если у губернатора не было возражений, то Департамент земледелия обычно одобрял их устройство. [24.Лл.12,14,15] Явление это не было системным, а носило спорадический характер.

Еще одним направлением деятельности местных властей по распространению агрономических знаний было проведение специальных выставок и съездов. Губернское земство при устройстве сельскохозяйственных выставок преследовало и учебные цели. [25.С.459]

Обмену сельскохозяйственными знаниями способствовали съезды сельских тружеников. На 11-м агрономическом совещании при губернской управе был поднят вопрос о созыве в 1903 г. съезда сельских хозяев и местных специалистов по агрономии. Его программа содержала вопросы по травосеянию, распространению улучшенных семян, машин и орудий, работе опытных хозяйств и др.

Министерство земледелия по ходатайству вятского губернатора разрешило губернской земской управе созвать съезд сельских хозяев и местных специалистов по утвержденной министром земледелия и государственных имуществ программе. Председателем съезда должен был стать председатель вятской губернской земской управы. Возможность перенести созыв съезда сельских хозяев на более позднее время (на первые месяцы 1904 г.) рассматривалась Министерством земледелия совместно с Министерством внутренних дел. [26.Лл.1,3-3(об),7,8,9,13] Но была ли реализована эта идея, установить не удалось.

Таким образом, в рассматриваемый период основными путями распространения агрономических знаний среди крестьян Вятской губернии были народные чтения, книги и пресса, музеи, курсы сельского хозяйства, специальные выставки и съезды.