Полный текст статьи
Печать

Существенным фактором самореализации педагога-музыканта в профессии является осознание себя как творческой личности.

Как показали результаты многих исследований, рефлексивные процессы в личностно-профессиональном развитии педагога определяют его готовность к творческой самореализации, к дальнейшему самосовершенствованию [1].

Специфику деятельности педагога-музыканта обусловливают, с одной стороны, особенности функционирования специалиста в сфере музыкальной культуры, в искусстве, а с другой – специфика педагогической деятельности [2].

Сутью специфики профессиональной деятельности преподавателя-музыканта является следующее:

  1. Педагогическая деятельность – совместная, а не индивидуальная. Будучи духовным наставником, педагог должен воплощать собой яркую личность, авторитет для своих воспитанников, так как основная задача профессиональной  деятельности преподавателя-музыканта в музыкально-эстетическом воспитании подрастающего поколения.
  2. Творчество педагога неповторимое, это является таким же высоким искусством, как творчество композитора и художника – а может быть, и куда сложнее. Это упоминается в работе Р.С. Немова, который считает, что «не стоит копировать любой педагогический опыт буквально, воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы быть самим собой, т.е. иметь яркую педагогическую индивидуальность» [3].

Чтобы заниматься музыкально-образовательной деятельностью,  педагоги-музыканты должны обладать музыкальными, педагогическими, психологическими и другого рода знаниями.

Для выявления на практике особенностей самореализации педагогов-музыкантов было проведено экспериментальное исследование, для проведения которого было отобрано 50 педагогов-музыкантов. Базой исследования стали МБОУ ДО «Детская школа искусств №3» г.о. Сызрань и ГБПОУ СО «Сызранский колледж искусств и культуры имени О.Н. Носцовой».

Для исследования особенностей самореализации у выбранных педагогов было отобрано три методики:

  • САТ Шострома;
  • СЖО Леонтьева;
  • методика самореализации С.И. Кудинова.

Полученные данные позволили сделать определенные выводы относительно трех аспектов, которые определили особенности самореализации педагогов-музыкантов – личностного, деятельностного и возрастного аспектов.

Анализ шкалы возрастного аспекта позволил выделить 2 группы – педагоги в возрасте до 35 лет (молодость) и группа 35-60 лет (зрелость). Был использован t-критерий Стъюдента для несвязных выборок (Таблица 1). Выявлены значимые различия в показателях компетентности во времени – педагоги более старшего возраста в большей мере ценят жизнь «здесь и сейчас», а также в показателях шкалы Поддержки – педагоги старшего возраста менее подвержены мнению окружающих людей.

Таблица 1 Возрастные особенности самореализации педагогов

показатель

Т

р

Компетентность во времени

3,54

0,01

Поддержка

2,67

0,05

Ценностная ориентация

1,25

 

Гибкость поведения

1,54

 

Сензитивность

1,67

 

Спонтанность

1,74

 

Самоуважение

1,32

 

Самопринятие

1,85

 

Представления о природе человека

1,84

 

Синергия

1,43

 

Принятие агрессии

1,65

 

Контактность

1,96

 

Познавательные потребности

1,54

 

Креативность

1,76

 

Цель в жизни

1,23

 

Процесс

1,54

 

Результативность

1,39

 

Локус контроля

1,43

 

Локус контроля Я

1,65

 

Уровень самореализации

1,37

 

Личностная

2,65

0,05

Профессиональная

1,43

 

Социальная

2,56

0,05

 

Выявлены различия в типах самореализации – для педагогов старшего возраста достоверно выше значение личностной самореализации, а для педагогов младшей возрастной группы – социальной самореализации.

Это позволило сделать вывод о том, что возрастной аспект в определенной степени влияет на профессиональную самореализацию педагогов-музыкантов и обусловливает некие ее особенности.

Личностные показатели особенностей самореализации педагогов-музыкантов заключаются в направленности самореализации на самого себя, самоактуализации. Как можно видеть на Диаграмме 1, лучше всего развиты у педагогов-музыкантов такие компоненты самоактуализации как ценностные ориентации, креативность, самоуважение, самопринятие. Можно сказать, что, в целом, испытуемые разделяют ценности самоактуализирующейся личности, объективно оценивают свои достоинства и недостатки, уважают себя, принимают себя такими, какие есть, имеют высокий уровень творческой направленности.

Хуже всего развиты сензитивность и спонтанность, можно сказать, что испытуемые не всегда осознают свои потребности, выражают свои эмоции и чувства.  

Диаграмма 1  Дۤоۤпۤоۤлۤнۤиۤтۤеۤлۤьۤнۤыۤе шۤкۤаۤлۤы СۤАۤТۤ, сۤрۤеۤдۤнۤиۤе пۤоۤкۤаۤзۤаۤтۤеۤлۤиۤ

 

Методика С.И. Кудинова позволила распределить педагогов по направленности их на социальную, профессиональную и личностную самореализацию. При этом стоит сказать, что профессиональной и социальной самореализацией представлен деятельностный аспект профессиональной самореализации (Диаграмма 2). 

Диаграмма 2  Типы самореализации

 

Доминирование профессиональной самореализации позволяет говорить о стремлении достичь значительных результатов в той или иной деятельности – будь она профессиональная, творческая, спортивная, учебная и т.д.

Личностная самореализация иллюстрирует постоянное стремление к личностному совершенству, к личностному росту индивида. Он стремится самовыражать свои личностные качества с целью достижения высоких результатов в личностном и духовном развитии.

Социальная самореализация иллюстрирует значимость в жизни индивида общественной деятельности. Самовыражение субъекта в данном случае связано с социальной активностью индивида. Все усилия субъекта направлены на реализацию своих возможностей в социальной, общественной, политической сфере.

Согласно этому делению, 30% педагогов отнесены к личностной самореализации, что говорит о направленности их целей и желаний на удовлетворение личных амбиций, на решение индивидуальных задач.

52% педагогов (больше половины испытуемых) отнесены к профессиональной самореализации, что иллюстрирует доминирование у них целей и задач, связанных с профессией, устремление к профессиональной компетенции и профессиональному самосовершенствованию.

18% педагогов показали отнесение к социальной самореализации – они стремятся к утверждению в обществе, участвуют в общественно важных мероприятиях, находятся в центре внимания, проявляют активность в социальных группах.

Из этого можно сделать вывод о том, что 30% педагогов-музыкантов не удовлетворены выбранным жизненным путем, не довольны своей профессией, не выказывают желания самореализации и самосовершенствования в ней.

Но остальные 70% педагогов-музыкантов имеют высокие и средние показатели в стремлении к самореализации. Так, 51% присуща профессиональная самореализация, что означает, что их цели и устремления связаны с их профессией, они стремятся повысить свою профессиональную компетенцию, развиваться в своей области, профессионально расти.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что особенности профессиональной самореализации педагогов-музыкантов зависят от трех аспектов – возрастного, личностного и деятельностного, в зависимости от расставления акцентов на каком-либо из этих аспектов и возможно выделение этих особенностей. Так, возрастным аспектом определяется изменение приоритетов в самоактуализации и самореализации со временем, изменение восприятия своей социальной и профессиональной деятельности.

Личностный аспект позволяет выявить особенности педагогов-музыкантов в их самоактуализации, рассмотреть их устремления с точки зрения личных достижений каждого конкретного педагога.

Деятельностный же аспект позволяет рассмотреть особенности отношения педагога-музыканта к выбранной им профессии, цели и задачи, выдвигаемые педагогом, а также его отношения с социумом в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Большинство педагогов-музыкантов показывают высокие результаты в стремлении к профессиональной самореализации, что может быть обусловлено тем, что их профессия творческого характера, и у большинства является не только работой, но частью жизни. Иначе говоря, педагоги-музыканты стремятся самореализоваться не только в профессиональном качестве, - в качестве педагогов, - но и в творческом плане – в качестве музыкантов.

Стремление педагогов-музыкантов к самореализации – это акмеологический компонент профессионализма, им обусловлены оптимальный творческий потенциал и наивысшая продуктивность труда вне зависимости от внешних условий и обстоятельств [4].