Существенным фактором самореализации педагога-музыканта в профессии является осознание себя как творческой личности.
Как показали результаты многих исследований, рефлексивные процессы в личностно-профессиональном развитии педагога определяют его готовность к творческой самореализации, к дальнейшему самосовершенствованию [1].
Специфику деятельности педагога-музыканта обусловливают, с одной стороны, особенности функционирования специалиста в сфере музыкальной культуры, в искусстве, а с другой – специфика педагогической деятельности [2].
Сутью специфики профессиональной деятельности преподавателя-музыканта является следующее:
- Педагогическая деятельность – совместная, а не индивидуальная. Будучи духовным наставником, педагог должен воплощать собой яркую личность, авторитет для своих воспитанников, так как основная задача профессиональной деятельности преподавателя-музыканта в музыкально-эстетическом воспитании подрастающего поколения.
- Творчество педагога неповторимое, это является таким же высоким искусством, как творчество композитора и художника – а может быть, и куда сложнее. Это упоминается в работе Р.С. Немова, который считает, что «не стоит копировать любой педагогический опыт буквально, воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы быть самим собой, т.е. иметь яркую педагогическую индивидуальность» [3].
Чтобы заниматься музыкально-образовательной деятельностью, педагоги-музыканты должны обладать музыкальными, педагогическими, психологическими и другого рода знаниями.
Для выявления на практике особенностей самореализации педагогов-музыкантов было проведено экспериментальное исследование, для проведения которого было отобрано 50 педагогов-музыкантов. Базой исследования стали МБОУ ДО «Детская школа искусств №3» г.о. Сызрань и ГБПОУ СО «Сызранский колледж искусств и культуры имени О.Н. Носцовой».
Для исследования особенностей самореализации у выбранных педагогов было отобрано три методики:
- САТ Шострома;
- СЖО Леонтьева;
- методика самореализации С.И. Кудинова.
Полученные данные позволили сделать определенные выводы относительно трех аспектов, которые определили особенности самореализации педагогов-музыкантов – личностного, деятельностного и возрастного аспектов.
Анализ шкалы возрастного аспекта позволил выделить 2 группы – педагоги в возрасте до 35 лет (молодость) и группа 35-60 лет (зрелость). Был использован t-критерий Стъюдента для несвязных выборок (Таблица 1). Выявлены значимые различия в показателях компетентности во времени – педагоги более старшего возраста в большей мере ценят жизнь «здесь и сейчас», а также в показателях шкалы Поддержки – педагоги старшего возраста менее подвержены мнению окружающих людей.
Таблица 1 Возрастные особенности самореализации педагогов
показатель |
Т |
р |
Компетентность во времени |
3,54 |
0,01 |
Поддержка |
2,67 |
0,05 |
Ценностная ориентация |
1,25 |
|
Гибкость поведения |
1,54 |
|
Сензитивность |
1,67 |
|
Спонтанность |
1,74 |
|
Самоуважение |
1,32 |
|
Самопринятие |
1,85 |
|
Представления о природе человека |
1,84 |
|
Синергия |
1,43 |
|
Принятие агрессии |
1,65 |
|
Контактность |
1,96 |
|
Познавательные потребности |
1,54 |
|
Креативность |
1,76 |
|
Цель в жизни |
1,23 |
|
Процесс |
1,54 |
|
Результативность |
1,39 |
|
Локус контроля |
1,43 |
|
Локус контроля Я |
1,65 |
|
Уровень самореализации |
1,37 |
|
Личностная |
2,65 |
0,05 |
Профессиональная |
1,43 |
|
Социальная |
2,56 |
0,05 |
Выявлены различия в типах самореализации – для педагогов старшего возраста достоверно выше значение личностной самореализации, а для педагогов младшей возрастной группы – социальной самореализации.
Это позволило сделать вывод о том, что возрастной аспект в определенной степени влияет на профессиональную самореализацию педагогов-музыкантов и обусловливает некие ее особенности.
Личностные показатели особенностей самореализации педагогов-музыкантов заключаются в направленности самореализации на самого себя, самоактуализации. Как можно видеть на Диаграмме 1, лучше всего развиты у педагогов-музыкантов такие компоненты самоактуализации как ценностные ориентации, креативность, самоуважение, самопринятие. Можно сказать, что, в целом, испытуемые разделяют ценности самоактуализирующейся личности, объективно оценивают свои достоинства и недостатки, уважают себя, принимают себя такими, какие есть, имеют высокий уровень творческой направленности.
Хуже всего развиты сензитивность и спонтанность, можно сказать, что испытуемые не всегда осознают свои потребности, выражают свои эмоции и чувства.
Диаграмма 1 Дۤоۤпۤоۤлۤнۤиۤтۤеۤлۤьۤнۤыۤе шۤкۤаۤлۤы СۤАۤТۤ, сۤрۤеۤдۤнۤиۤе пۤоۤкۤаۤзۤаۤтۤеۤлۤиۤ
Методика С.И. Кудинова позволила распределить педагогов по направленности их на социальную, профессиональную и личностную самореализацию. При этом стоит сказать, что профессиональной и социальной самореализацией представлен деятельностный аспект профессиональной самореализации (Диаграмма 2).
Диаграмма 2 Типы самореализации
Доминирование профессиональной самореализации позволяет говорить о стремлении достичь значительных результатов в той или иной деятельности – будь она профессиональная, творческая, спортивная, учебная и т.д.
Личностная самореализация иллюстрирует постоянное стремление к личностному совершенству, к личностному росту индивида. Он стремится самовыражать свои личностные качества с целью достижения высоких результатов в личностном и духовном развитии.
Социальная самореализация иллюстрирует значимость в жизни индивида общественной деятельности. Самовыражение субъекта в данном случае связано с социальной активностью индивида. Все усилия субъекта направлены на реализацию своих возможностей в социальной, общественной, политической сфере.
Согласно этому делению, 30% педагогов отнесены к личностной самореализации, что говорит о направленности их целей и желаний на удовлетворение личных амбиций, на решение индивидуальных задач.
52% педагогов (больше половины испытуемых) отнесены к профессиональной самореализации, что иллюстрирует доминирование у них целей и задач, связанных с профессией, устремление к профессиональной компетенции и профессиональному самосовершенствованию.
18% педагогов показали отнесение к социальной самореализации – они стремятся к утверждению в обществе, участвуют в общественно важных мероприятиях, находятся в центре внимания, проявляют активность в социальных группах.
Из этого можно сделать вывод о том, что 30% педагогов-музыкантов не удовлетворены выбранным жизненным путем, не довольны своей профессией, не выказывают желания самореализации и самосовершенствования в ней.
Но остальные 70% педагогов-музыкантов имеют высокие и средние показатели в стремлении к самореализации. Так, 51% присуща профессиональная самореализация, что означает, что их цели и устремления связаны с их профессией, они стремятся повысить свою профессиональную компетенцию, развиваться в своей области, профессионально расти.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что особенности профессиональной самореализации педагогов-музыкантов зависят от трех аспектов – возрастного, личностного и деятельностного, в зависимости от расставления акцентов на каком-либо из этих аспектов и возможно выделение этих особенностей. Так, возрастным аспектом определяется изменение приоритетов в самоактуализации и самореализации со временем, изменение восприятия своей социальной и профессиональной деятельности.
Личностный аспект позволяет выявить особенности педагогов-музыкантов в их самоактуализации, рассмотреть их устремления с точки зрения личных достижений каждого конкретного педагога.
Деятельностный же аспект позволяет рассмотреть особенности отношения педагога-музыканта к выбранной им профессии, цели и задачи, выдвигаемые педагогом, а также его отношения с социумом в ходе осуществления профессиональной деятельности.
Большинство педагогов-музыкантов показывают высокие результаты в стремлении к профессиональной самореализации, что может быть обусловлено тем, что их профессия творческого характера, и у большинства является не только работой, но частью жизни. Иначе говоря, педагоги-музыканты стремятся самореализоваться не только в профессиональном качестве, - в качестве педагогов, - но и в творческом плане – в качестве музыкантов.
Стремление педагогов-музыкантов к самореализации – это акмеологический компонент профессионализма, им обусловлены оптимальный творческий потенциал и наивысшая продуктивность труда вне зависимости от внешних условий и обстоятельств [4].