Подготовка сотрудников органов внутренних дел, дополнительными должностными обязанностями которых является управление транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, в соответствии с правовыми с требованиями нормативных актов МВД России, а также Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 года № 876 должна быть организована ежегодно в форме учебных сборов и учебно-методических занятий не реже одного раза в пять лет [1,2,3]. В настоящее время требуются высококачественные практикориентированные технологии для подготовки квалифицированных сотрудников и водителей [6,7]. Существенно возросли требования к педагогическим кадрам и методическому обеспечению при реализации образовательных программ повышения квалификации [4, 5]. В данной связи, учитывая введение должности служащего «Полицейский», в соответствии с приказом Минобрнауки России от 27 июня 2014 года № 695, имеется необходимость и возможность в разработке и обосновании содержания образовательной программы профессионального обучения «Повышение квалификации водителей к управлению транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов», что позволит обеспечить подготовку кадров в органах внутренних дел с учетом требований законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов в области образования РФ и безопасности дорожного движения РФ[1]. При реализации образовательных программ подготовки водителей на базе Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России проводился педагогический эксперимент в процессе автодромной подготовки на транспорте с использованием авторской методики обучения посредством применения автомобильной динамической полосы препятствий. Таким образом, проблемой диссертационного исследования является научное обоснование содержания наиболее эффективной методики, при помощи которой возможно совершенствование в образовательных организациях системы МВД России водителей транспортных средств категории «В» оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов с соответствующим должности качественном уровне.
Объектом исследования является учебный процесс повышения квалификации водителей транспортных средств категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
Предметом исследования является подготовка к управлению транспортными средством категории «В» сотрудников дорожно-патрульной службы с использованием автомобильной динамической полосы препятствий.
Гипотеза исследования.Предполагается, что использование динамической автомобильной полосы препятствий позволит оптимизировать процесс проведения практических занятий сотрудников органов внутренних дел, дополнительными должностными обязанностями которых являются управление транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов».
Цель исследования. Научное обоснование использования на автодроме автомобильной динамической полосы препятствий для подготовки безопасному управлению сотрудников дорожно-патрульной службы–водителей транспортных средств категории «В», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
Теоретико-методологическая основа исследования. На философском уровне методологической основой исследования явился диалектический метод познания как учение о всеобщей связи и развития. На общенаучном уровне в качестве методологической основы выступил комплексный метод. На конкретно-научном уровне методологическую базу исследования составили: общей и специальной психологии водителя: Б.Г. Ананьева, Ю.М. Антоняна, П.К. Анохина, В.А. Бодрова, Н.В. Бегмы, Л.И. Божовича, В.Л. Васильева, Р.М. Грановской, К.М. Гуревича, М.И. Дьяченко, А.М. Емельянова, Н.А. Игнатова, Л.А. Кандыбовича, М.А. Котика, Н.Д. Левитова, Е.М. Лобанова, Б.Ф. Ломова, В.Д. Небылицына, А.В. Петровского, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, О.Д. Ситковской.; педагогике (подготовка водителей): И.А. Венгерова, В.Н. Иванова, В.А. Иларионова, Г.А. Рымашевского, В.В. Растяпина . А.Г. Силина, Э.С. Цыганкова; в области профессиограммы: А.Г.Караяни, Ю.Г.Сулимова, Д.В.Глущенко, В.И.Косяченко.
Педагогический эксперимент.Чтобы проверить эффективность образовательной программы профессионального обучения повышения квалификации в части техники и тактики управления транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов проводился педагогический эксперимент. Эксперимент служит для проверки существующих и вновь разрабатываемых теоретических положений, что приводит к созданию новой теории [9, 11]. Эксперимент в области педагогики дает объективные результаты только при условии точного учета всех основных факторов, влияющих на процесс обучения, воспитания и тренировки [8, 10]
Педагогический эксперимент был организован на базе Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД. В исследовании участвовали 80 слушателей мужского пола категорий: «Инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД», «полицейские (водители) ДЧ (дежурных частей)», «полицейские (водители) ППСП», водители ИВС в возрасте 21-45 лет, имеющие водительский стаж от 1 – 25 лет. Сотрудники были разделены на 4 группы: 2 – контрольных и 2 –экспериментальных по 20 сотрудников в каждой группе. Количество слушателей в каждой группе строго ограничено требованием плана наполняемости по организации учебного процесса в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России на 2015 и 2016 гг.
Авторская методика была основана на динамическом изменении следующих элементов полосы препятствий: перемещение препятствий (сигнальных конусов) гарантирующие изменение траектории транспортного средства, перемещение контрольных точек старта, стартового створа, промежуточной точки остановки, точки финиша, створа торможения, гарантирующие изменение дистанции и условий выполнения упражнений (изменение угла наклона начала движения), скоростных параметров, условий интенсивности торможения-разгона, скорость воздействия и уровень усилий на рулевое колесо транспортного средства, перемещение искусственных неровностей гарантирующие изменения интенсивности торможения, скоростных параметров, процессов загрузки-разгрузки осей транспортного средства, производилось тестирование личного состава.
Контрольная группа занимались по программе переподготовки водителей категории транспортных средств категории «В», оборудованных специальными устройствами для подачи световых и звуковых сигналов, предусмотренной учебным планом Тюменского института повышения квалификации МВД России. Согласно данной программе в Блоке «Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях на автодроме отрабатывались темы «Основы движения транспортного средства категории «В». «Тактика безопасного управления транспортным средством категории «В», «Практическая подготовка», «Контраварийная подготовка», «Оценка профессионального мастерства управления транспортным средством категории «В». В практической подготовке отрабатывается скоростное руление способами: маятник, скоростное руление, маневрирование с использованием упражнения змейка, различные виды торможения, габаритная подготовка проездом габаритных коридоров и габаритных туннелей, контраварийная подготовка стабилизацией при заносах задней-передней осей, а также стабилизацией при ритмичном заносе.
Экспериментальная группа занимались по аналогичной учебной программе, с внесенными изменениями в процесс автодромной подготовки с использованием автомобильной динамической полосы препятствий. При разработке компонентов автомобильной динамической полосы препятствий в программе были выявлены критерии расположения препятствий в тематическом плане учебной программы. В соответствии с ними был сформирован тематический план Блока «Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «В» в различных условиях» по тематике практической автодромной подготовки. Автомобильная динамическая полоса препятствий для автомобиля представляет собой комплекс 12 упражнений с вариативным изменением каждого упражнения введением динамического препятствия вынуждающее водителя оперативно изменять скорость, траекторию, дросселирование, торможение, воздействие на органы управления транспортным средством. Путем внесения изменений мы можем получать динамическую полосу препятствий состоящую из 36 вариантов. В обучении применяется принцип системности и последовательности, обучение производится от изучения владения простых приемов управлений оперативно-служебных средств до сложных. Учебный план структурирован по принципу реализации тем по очередности сложности с постоянным нарастанием факторов, осложняющих управление транспортным средством.
В подготовительном блоке изучались общеразвивающие приемы управления оперативно-служебным транспортом, гарантирующие безаварийное управление. В базовом блоке изучались основные приемы управления оперативно-служебного ТС. В блоке «Тактическая подготовка полицейского водителя к управлению оперативно-служебным автомобильным в особых условиях» разучиваются действия профессиональной направленности водителей-полицейских. Преподавателем для реализации принципа системности и последовательности обучения производится выбор структуры изложения учебного материала в виде линейной структуры. Темы во время обучения прорабатываются один раз, без возврата к учебному материалу. Структура учебно-тренировочного занятия состоит из трех частей: подготовительной (инструктаж, проверка автомашин), основной (отработка упражнений), заключительной (контрольное преодоления препятствия)
Для измерения характера изменений уровней подготовки личного состава до автодромной подготовки и после использовался комплекс МПМ-05. Аппаратно-программный комплекс психодиагностический представляет собой компьютерную станцию со стандартными элементами ввода вывода, так же присутствует: специальная клавиатура, аналогово-цифровые устройства ввода-вывода (перо, джойстик и т.д). Обследование производится в форме выполнения испытуемым тестовой батареи состоящей из перечня методики в составе 7 тестов: техническое мышление, поленезависимость, пространственно-временная экстраполяция, сравнение чисел, координация, распределение внимания, личностный профиль.
Ответ оценивается как правильный, если реакция на значимый сигнал соответствует условиям задания и никаких иных действий до начала следующего задания не производилось. Другие действия испытуемого оцениваются как ошибки. Ошибками считаются: ответы-инверсии, пропуск-отсутствие ответного действия, ложная реакция-любое воздействие на датчики, инверсия-нажатие на несоответствующую клавишу в процессе типа выбора, преждевременное действие-нажатие на клавишу, выполненное в начальный период пробы.
Вероятность правильного ответа определяется как отношение суммарного числа правильных ответов к общему количеству значимых сигналов. Вероятность пропуска значимого сигнала - как отношение суммарного числа пропусков к общему количеству значимых сигналов. Вероятность ложной реакции – как отношение суммарного числа ложных реакций к общему количеству значимых сигналов. Вероятность инверсии – как отношение суммарного числа инверсий к общему количеству значимых сигналов.
Тест «Техническое мышление». Данный тест известен также под наименованиями «тест механической понятливости», «техническое мышление». Существует несколько версий. За прототип брался тест понимания механических закономерностей Беннета (Bennet Mechanical Comprehension Test-G.K.Bennet, 1994). Применяется для определения компетенции в области механики у подростков, так и у взрослых. Тест реализован в трех режимах. Первый режим это полный тест, состоящий из 70 заданий, на выполнение которых отводится 20 минут. Второй и третий режимы представляет собой сокращенные варианты этого же теста по 35 заданий каждый. Во второй режим включены задания нечетные задания, в третий режим все четные задания. Однако в диссертационном исследовании применялся третий режим. Каждое задание представляет собой техническую задачу в виде рисунка и расположенного в верхней части экрана вопроса. Под вопросом приводится три варианта ответа. Данные варианты связаны с соответствующими клавишами. Испытуемому требуется выбрать правильный ответ и нажать соответствующую клавишу. Внизу страницы приводится два количественных графика линейного типа выполнения задачи. Первый график в процентном соотношении показывает ход выполнения задания, второй график процентное отношение затраченного времени. Стандартизируемые оценки выполнения задачи это продуктивность, скорость, точность, эффективность. Основная оценка-продуктивность, которая рассчитана исходя из общего количества правильных ответов. Тест использовался в проекте компьютерной версии К.В.Сугоняева, программной реализации Ю.Б.Елгина, и компьютерной графике В.И.Тарасова.
Интерпретация результатов выполнения тестовой батареи с использованием аппаратно-программного психодиагностического комплекса МПМ-05.
Тест механическое мышление. Использовался для погружение испытуемого в состояние усталости. Характеризовал общее техническое образование испытуемого. Тест техническое мышление учитывал такие параметры как вероятность безошибочных действий, среднюю латентность правильного ответа вследствие чего программа рассчитывала вариативность действий в процентном соотношении. Вариативность имела значения у представителей контрольной и экспериментальной групп равный характер и исчислялась от 36,3% до 63,6%. Количество вопросов не менялось в тестах и составило 35. Производился расчет в числовом значении правильных ответов, ответов инверсии и ответов-пропусков, на основании чего в процентном соотношении строились диаграммы таких качеств водителя как: продуктивность, точность, эффективность. Показатели продуктивности, скорости, точности, эффективности рассчитывались по следующей шкале:
Таблица 1. Оценочные показатели теста «Техническое мышление»
№ |
Начальное показание |
Конечное Показание |
Критерий оценки |
Продуктивность |
3 |
4 |
Низкий |
Продуктивность |
4 |
5.5 |
Ниже среднего |
Продуктивность |
5 |
5.5 |
Средний |
Продуктивность |
5.5 |
7 |
Выше среднего |
Продуктивность |
7 |
10 |
Высокий |
Скорость |
3 |
4 |
Низкий |
Скорость |
4 |
5.5 |
Ниже среднего |
Скорость |
5 |
5.5 |
Средний |
Скорость |
5.5 |
7 |
Выше среднего |
Скорость |
7 |
10 |
Высокий |
Точность |
3 |
4 |
Низкий |
Точность |
4 |
5.5 |
Ниже среднего |
Точность |
5 |
5.5 |
Средний |
Точность |
5.5 |
7 |
Выше среднего |
Точность |
7 |
10 |
Высокий |
Эффективность |
3 |
4 |
Низкий |
Эффективность |
4 |
5.5 |
Ниже среднего |
Эффективность |
5 |
5.5 |
Средний |
Эффективность |
5.5 |
7 |
Выше среднего |
Эффективность |
7 |
10 |
Высокий |
Результаты контрольной группы
№ |
Варианты интерпретации |
До экспе римента |
После Экспе римента |
1. |
Недостаточный уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах. Недостаточный уровень готовности к овладению профессиями, имеющими отношение к инженерии, технологиям. |
0% |
0% |
2. |
Низкий уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах. Недостаточный уровень готовности к овладению профессиями, имеющими отношение к инженерии, технологиям. |
2,5% |
0% |
3. |
Ниже среднего уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах. Низкий уровень готовности к овладению профессиями, имеющими отношение к инженерии, технологиям. |
0% |
0%
|
4. |
Низкий уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах. Ниже среднего уровень готовности к овладению профессиями, имеющими отношение к инженерии, технологиям. |
5% |
7,5% |
5. |
Ниже среднего уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах. Ниже среднего уровень готовности к овладению профессиями, имеющими отношение к инженерии, технологиям. |
5% |
5% |
6 |
Средний уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах. Средний уровень готовности к овладению профессиями, имеющими отношение к инженерии, технологиям. |
5% |
5% |
7 |
Средний уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах. Выше среднего уровень готовности к овладению профессиями, имеющими отношение к инженерии, технологиям. |
10% |
10% |
8 |
Выше среднего уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах. Средний уровень готовности к овладению профессиями, имеющими отношение к инженерии, технологиям. |
25% |
25% |
9 |
Выше среднего уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах. Выше среднего уровень готовности к овладению профессиями, имеющими отношение к инженерии, технологиям. |
5% |
5% |
10 |
Выше среднего уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах. Довольно высокий уровень готовности к овладению профессиями, имеющими отношение к инженерии, технологиям. |
20% |
20% |
11 |
Выше среднего уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах. Высокий уровень готовности к овладению профессиями, имеющими отношение к инженерии, технологиям. |
5% |
5% |
12 |
Довольно высокий уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах. Довольно высокий уровень готовности к овладению профессиями, имеющими отношение к инженерии, технологиям. |
17,5% |
17,5% |
13 |
Высокий уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах. Высокий уровень готовности к овладению профессиями, имеющими отношение к инженерии, технологиям. |
2,5% |
2,5% |
Результаты экспериментальной группы
№ |
Варианты интерпретации |
До экспе римента |
После Экспе римента |
1. |
Недостаточный уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах. Недостаточный уровень готовности к овладению профессиями, имеющими отношение к инженерии, технологиям. |
0% |
0% |
2. |
Низкий уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах. Недостаточный уровень готовности к овладению профессиями, имеющими отношение к инженерии, технологиям. |
2,50% |
0% |
3. |
Ниже среднего уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах. Низкий уровень готовности к овладению профессиями, имеющими отношение к инженерии, технологиям. |
2,50% |
0%
|
4. |
Низкий уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах – ниже среднего. Ниже среднего уровень готовности к овладению профессиями, имеющими отношение к инженерии, технологиям. |
2,50% |
2,50% |
5. |
Ниже среднего уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах. Ниже среднего уровень готовности к овладению профессиями, имеющими отношение к инженерии, технологиям. |
5,0% |
5,0% |
6 |
Средний уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах. Средний уровень готовности к овладению профессиями, имеющими отношение к инженерии, технологиям. |
5,0% |
5,0% |
7 |
Средний уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах. Выше среднего уровень готовности к овладению профессиями, имеющими отношение к инженерии, технологиям. |
10,0% |
10,0% |
8 |
Выше среднего уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах. Средний уровень готовности к овладению профессиями, имеющими отношение к инженерии, технологиям. |
25,0% |
25,0% |
9 |
Выше среднего уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах. Выше среднего уровень готовности к овладению профессиями, имеющими отношение к инженерии, технологиям. |
5,0% |
5,0% |
10 |
Выше среднего уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах. Довольно высокий уровень готовности к овладению профессиями, имеющими отношение к инженерии, технологиям. |
20,0% |
20,0% |
11 |
Выше среднего уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах. Высокий уровень готовности к овладению профессиями, имеющими отношение к инженерии, технологиям. |
5,0% |
5,0% |
12 |
Довольно высокий уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах. Довольно высокий уровень готовности к овладению профессиями, имеющими отношение к инженерии, технологиям. |
15,0% |
15,0% |
13 |
Высокий уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах. Высокий уровень готовности к овладению профессиями, имеющими отношение к инженерии, технологиям. |
2,50% |
5,0% |
Результаты теста «техническое мышление».
- Согласно результатам тестирования сотрудники МВД продемонстрировали довольно высокий уровень понимания физических процессов движения автомобиля и общую техническую грамотность. 90% продемонстрировали уровень технической подготовленности от среднего уровня понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил в природе и механизмах. Вместе с тем 2,5% сотрудников продемонстрировали недостаточный уровень готовности к овладению смежными профессиями, имещими отношение к инженерии и технологиям. 5% сотрудников имеют низкий уровень понимания физических закономерностей и динамики взаимодействия физических сил и механизмах.
- Наилучшая динамика овладевания знаниями понимания физических закономерностей и практическими навыками в использовании служебных транспортных средств демонстрировалась сотрудниками, обладающими опытом всесезонного вождения в различных условиях (в том числе с опытом преследования правонарушителей) оперативно-служебным транспортом от 4 до 22 лет, в возрасте от 28 до 45 лет.
- Сотрудники контрольной группы, занимающиеся по программе подготовки водителей, утвержденной ДГСК МВД России в 2010 году продемонстрировали положительную динамику в развитии уровня понимания физических закономерностей движения служебного автомобиля и динамики взаимодействия физических сил в природе – 5,0%, сотрудники экспериментальной группы, занимающиеся по авторской методике с применением автомобильной динамической полосы препятствий продемонстрировали положительную динамику в развитии уровня понимания физических закономерностей движения служебного автомобиля и динамики взаимодействия физических сил в природе – 7,50%, что доказывает эффективность авторской методики, основанной на применении автомобильной динамической полосы препятствий.