Полный текст статьи
Печать

На сегодняшний день вызывают настороженность высокие цифры рецидива преступлений. Согласно официальным статистическим данным МВД РФ по итогам прошедшего 2016 года выявлено 1015875 лиц, совершивших преступления из них 548382 лиц, ранее совершавших преступления: 272967 лиц, ранее судимых за преступления и 22449 лиц, совершивших преступления, признанные опасным или особо опасным рецидивом [1]. Таким образом, каждое второе преступление совершается лицами, ранее совершавшими преступления.

Целями действующего уголовно-исполнительного законодательства являются исправление осужденных, а также предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами (ч. 1 ст. 1 УИК РФ). Одной из задач уголовно-исполнительного законодательства способствующей решению вышеуказанных целей является оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Однако уголовно-исполнительное законодательство не закрепляет понятия «социальной адаптации осужденных». Определение данного понятия мы можем найти в ст. 24 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон).

Под «социальной адаптацией» в рассматриваемой статье подразумевается комплекс мероприятий, направленных на оказание лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействия в реализации их конституционных прав и свобод, а также помощи в трудовом и бытовом устройстве. Однако понятием социальной адаптации прямо не охватывается категория лиц, освобожденных от наказания в виде лишения свободы, о чем говорится в п. 2 ч. 2 указанной статьи Закона. Также мы можем отметить, что понятие «трудная жизненная ситуация» раскрывается в ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (в ред. от 19.12.2016 г.) «О государственной социальной помощи» где под ней понимается обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина, и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.

К лицам, отбывшим уголовное наказание в виде лишения свободы, законодателем применено понятие «ресоциализация» (ст. 25 ФЗ № 182-ФЗ). Ресоциализация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, включает в себя комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции их в общество.

Вернемся к анализу уголовно-исполнительного законодательства в сфере социальной адаптации лиц, освобожденных из исправительных учреждений. По нашему мнению одной из основных причин столь высоких цифр рецидива преступлений на сегодняшний день является то, что современное уголовно-исполнительное законодательство имеет ограничительную сферу действия.

Так, В.Е. Южанин указывает, что предметом уголовно-исполнительного законодательства являются только отношения по поводу исполнения уголовных наказаний, возникающих между учреждениями и органами, исполняющими наказание, и осужденными (ч. 2 ст. 2 УИК РФ) [2, С. 202].

Однако, уголовно-исполнительное законодательство регламентирует вопросы подготовки осужденных к освобождению, оказание им помощи в трудовом и бытовом устройстве перед освобождением из исправительных учреждений (Гл. 22 УИК РФ). Отношения, связанные с обеспечением правового статуса освобожденных из мест лишения свободы не входят в систему отношений по исполнению наказания и не могут регулироваться нормами уголовно-исполнительного права.

На это обращает внимание и В.А. Уткин. Он говорит о том, что действующий закон (ч. 2 ст. 2 УИК РФ) гласит о порядке оказания помощи освобождаемым, а не освобожденным. Помощь освобождаемым оказывается в рамках уголовно-исполнительных отношений при отбывании наказания на стадии освобождения (ст. 173 УИК РФ) либо в непосредственно предшествующий освобождению период (за шесть месяцев до освобождения из исправительных учреждений). Отношения в области постпенитенциарной адаптации, трудового и бытового устройства освобожденных из мест лишения свободы, по их сути, не являются уголовно-исполнительными, а составляют предмет формирующегося в России социального законодательства или законодательства о социальной помощи [3, С. 42].

Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации. Законотворчество в сфере исполнения уголовных наказаний полностью осуществляется федеральными органами государственной власти РФ. Данное положение направлено на унификацию исполнения наказаний на всей территории России, а также является гарантией соблюдения прав и свобод в данной сфере. Субъекты РФ не вправе принимать самостоятельные законы регламентирующие исполнение (отбывание) наказания, однако они могут участвовать в регулировании отдельных правоотношений в прямо предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством случаях. В решении вопросов оказания помощи освобожденным в соответствии со ст. 182 УИК РФ могут принять участие иные отраслевые законы. Как заметил В.А. Уткин, «из субъективного права освобожденных на социальную помощь во всяком случае вытекает обязанность государства такое законодательство принять» [4, С. 46].

Согласно ст. 72 Конституции РФ в отличие от уголовно-исполнительного законодательства социальная помощь является предметом совместного ведения Федерации и ее субъектов, что создает потенциальные возможности для обеспечения правильного соотношения минимальных стандартов социальной помощи (федеральный уровень) и норм, устанавливаемых субъектами Федерации с учетом конкретных местных условий. Как отмечает Е.А. Сизая в субъектах РФ необходимо принимать самостоятельные законы в сфере оказания помощи освобожденным от наказания в виде лишения свободы [5, С. 26].

Законодательная практика многих субъектов РФ уже идет по подобному пути. Так, например, в Татарстане, Кемеровской области, Алтайском крае приняты законы «О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите».В Чувашской республике, Республике Башкортостан, Республике Татарстан действуют законы о социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Необходимо в решении вопросов ресоциализации и социальной адаптации освобожденных в максимальной степени учитывать местные особенности, возможности и ресурсы (дотационный субъект или донор) [6].

Согласно официальным статистическим данным в 2016 году из мест лишения свободы освободилось 213038 человек, из них 142227 освобожденных по концу срока наказания, 37490 освобожденных из мест лишения свободы нуждались в помощи в бытовом и трудовом устройстве, 36892 (около 98 %) освобожденных получили данную помощь [7]. Однако, как отмечают некоторые авторы, практически каждый из освобождающихся осужденных нуждается в квалифицированной помощи в решении своих социальных проблем. В настоящее время большинство лиц после освобождения от наказания, возвращаются в неблагоприятные условия, что чрезвычайно повышает риск рецидива преступлений[8, С. 113].

В решении проблем постпенитенциарной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, снижения рецидива преступлений в научной литературе мы можем встретить следующие предложения:

а) необходимо расширить предмет уголовно-исполнительного права и включить в него меры постпенитенциарного воздействия и постпенитенциарного содействия;

б) закрепить ряд вопросов по социальной адаптации освобожденных из исправительных учреждений в Федеральном законе «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ [9];

в) на федеральном уровне принять Основы законодательства РФ о социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

г) создать на базе уголовно-исполнительных инспекций специализированную службу постпенитенциарного контроля (службу пробации), основная цель которой – социальная адаптация и ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

д) законодательно объединить в единый процесс подготовку осужденных к освобождению (6 месяцев до освобождения) и управление их социальной адаптацией после освобождения (в течение года после освобождения) и рассмотреть вопрос участия в данном процессе уполномоченных сотрудников уголовно-исполнительной системы, особенно в период, после освобождения осужденного;

е) перед освобождением основную массу осужденных следует переводить в открытые условия отбывания наказания (условия послусвободы), связанные с проживанием их за пределами исправительного учреждения. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в ст. 87, 121, 123 и др. УИК РФ;

ж) при оценке деятельности исправительных учреждений учитывать результат ресоциализационной работы – уровень постпенитенциарного рецидива освобожденных из данных учреждений;

з) создавать центры ресоциализации осужденных уголовно-исполнительной системы и центры ресоциализации освобожденных от наказания органов местного самоуправления;

и) за шесть месяцев до освобождения администрации ИУ совместно с органами местного самоуправления заключать с организацией, трудоустраивающей осужденного, договор, по заключении которого осужденный может быть переведен на льготные условия содержания в целях обучения, переквалификации и адаптации к условиям будущей трудовой деятельности;

к) ограничение практики применения условно-досрочного освобождения и замены наказания более мягким видом.

Несомненно, что приведенные и рассмотренные нами меры позитивно повлияют на снижение уровня постпенитенциарного рецидива преступлений, но для этого некоторые из них необходимо предусмотреть и закрепить в действующем уголовно-исполнительном законодательстве, которое на сегодняшний день не распространяет сферу своего действия на лиц, освобожденных от наказания в виде лишения свободы.