Полный текст статьи
Печать

На сегодняшний день развитие национальной инновационной системы зависит от наличия развитой и эффективно функционирующей инфраструктуры, что обеспечивается совершенствованием всего комплекса инструментария государственного механизма внедрения инноваций: управленческих, налоговых, бюджетных, административных, информационных, финансовых и иных рычагов прямого и косвенного влияния на национальную инновационную систему (НИС) страны и стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов.

Проблема финансирования инновационной деятельности является основной сдерживающей силой в развитии инновационной системы России, поэтому особое внимание следует уделить совершенствованию финансовых инструментов. Именно недостаточность собственных финансовых ресурсов, направляемых на инновационную деятельность, и недоступность к внешним источникам финансирования в большинстве случаев определяет низкий уровень инновационной активности экономических субъектов, который на сегодняшний день не превышает 9-10%.

Все источники финансирования инновационного проекта можно разделить на две группы: внутренние и внешние. К первой группе относятся:

- уставный капитал;

- нераспределенная прибыль;

- амортизационные накопления;

- добавочный капитал, формируемый за счет переоценки основных средств;

- краткосрочная кредиторская задолженность.

Однако объемы всех внутренних источников не способны компенсировать весь объемом финансовых ресурсов, требуемых для инвестирования в инновационную деятельность, поэтому следует уделить внимание именно группе внешних источников финансирования, среди которых можно выделить следующие:

- инвестиционный кредит и кредитные линии;

- целевые облигационные займы;

- долевое проектное финансирование в форме дополнительной эмиссии акций или учреждения отдельного субъекта деятельности под инновационный проект;

- инновационный кредит;

- дополнительная эмиссия конвертируемых акций;

- выпуск конвертируемых облигаций.

Классификацию форм финансирования инновационных проектов можно представить в виде рисунка 1.

 

Рисунок 1 – Классификация форм финансирования инновационных проектов [6] 

Каждый из указанных источников имеет определенные ограничения в использовании. Так, бюджетные ассигнования представляются на финансирование целевых государственных программ и проектов в форме конкурсных заказов, грантов, субсидий и дотаций. Данные средства получают в основном крупные стратегически значимые проекты. В соответствии с отраслевой статистикой фонды прямых и венчурных инвестиций предпочитают вкладывать средства в предприятия телекоммуникационной отрасли и потребительского рынка – около 30% отраслевых предпочтений, в то время как на поддержку предприятий, создающих промышленное оборудование – всего около 5%. Банковское кредитование могло бы иметь более широкое распространение в финансировании инновационных проектов, но в этой сфере есть определенные проблемы. Так, проблема высоких процентных ставок актуальна не только в производственно-инновационной деятельности, но и потребители (как физические, так и юридические лица) инновационных продуктов и технологий так же не имеют доступа к финансовым ресурсам на их приобретение, что, в свою очередь, сдерживает процесс диффузии инноваций, их трансфера и коммерциализации. Все это предопределяет необходимость поиска альтернативных форм организации финансирования инновационной деятельности, позволяющей эффективно использовать инвестиционные средства.

Анализ опыта других стран, проведенный нами в работе [7], показал, что эффективным инструментом воздействия на инновационное развитие экономики выступает гарантирование заемного финансирования. При этом гарантии могут предоставляться в полном или частичном размере, что позволит банкам компенсировать полностью или частично потери, возникающие при кредитовании инновационных предприятий.

Одним из инструментов рассматриваемого государственного механизма внедрения инноваций может стать создание Федерального инновационного фонда (ФИФа), представляющего собой систему аккумулирования целевого инновационного капитала и действующего по принципу эндаумент-фондов (для государства и бизнес-структур) и принципу ПИФа для физических лиц. Целевой функцией ФИФа будет являться предоставление гарантий или поручительства инновационным предприятиям и потребителям инновационной продукции. Его создание должно основываться на государственно-частном партнерстве. Предлагается создать ФИФ как некоммерческую организацию с государственным участием в объеме 35% долей, а оставшиеся 65% долей должны быть сформированы за счет частных инвесторов: 35% – вложения бизнес-структур и 30% – денежные средства физических лиц [8].

Предоставление гарантий должно производиться на конкурсной основе. Приоритетными должны стать инновационные проекты, реализуемые, в первую очередь, в отраслях, ориентированных на развитие высокотехнологических производств, обеспечивающих перевооружение промышленности на основе внедрения национальных новейших технологий, способствующих импортозамещению продукции и технологий промышленного назначения, особенно в отраслях, связанных с национальной безопасностью России и ее позициями в мировой науке (фундаментальные и прикладные исследования по разработке конкурентоспособных системных технологий и гражданской продукции [3]).

Таким образом, создание ФИФа позволит в более эффективной форме обеспечить прямое финансирование науки и инновационной деятельности, т.к. предоставление инвесторам гарантий возмещения части вложенных средств будет способствовать повышению доступности финансовых ресурсов и стимулировать привлечение частных инвесторов и коммерческих банков.