Полный текст статьи
Печать

В настоящий момент понятие стратегии приобретает все большее значение в производственном менеджменте, так как от выбора и методов реализации стратегии непосредственно зависит эффективность будущей деятельности любого предприятия. Так, для любого будущего предпринимателя необходимо ставить перед собой следующие задачи, связанные со стратегическим управлением: 1)планирование действенной стратегии фирмы на долгосрочный период; 2) выявление наиболее продуктивных способов реализации стратегии на предприятии; 3) реальность достижения поставленных организацией целей. Если деятельность руководителя окажется наиболее рациональной, то с реализацией стратегии на предприятии не возникнет проблем и убытков.

Стратегическое управление в производственном менеджменте понимается как  управление, опирающееся на потенциал человека как основу предприятия, которое ориентирует производство на запросы потребителей, гибко реагирует и своевременно проводит изменения на предприятии.

Создавая стратегию, производственный менеджмент должен ответить на один весьма важный вопрос: как достичь поставленных целей, учитывая положение и перспективы организации. Цели - это то, к чему стремится организация, а стратегия - средство его достижения. Для достижения цели требуются продуманные и целенаправленные действия, при необходимости - реакция на непредвиденные события, изменившиеся условия рынка и усиление конкуренции, а также постоянное коллективное обучение организации - организация должна все время обучаться и повышать свою конкурентоспособность. Стратегия - это нечто большее, нежели продуманный и методично реализуемый абстрактный план. Стратегия корректируется за счет добавления одних параметров и отказа от других в ответ на изменение рынка, потребительских потребностей и предпочтений, стратегических маневров фирм-конкурентов, приобретенного опыта, новых возможностей и угроз, непредвиденных событий, новых идей. Новейшие подходы к изучению сути организационных систем и управлению ими, дают возможность выдвинуть  гипотезу о том, что, как и любой системе, организациям свойственно стремление к самосохранению и развитию, которое нацелено на поддержание устойчивости за счет выбора эффективных методов управления, обусловленных внутренней структурой системы. Устойчивость и стабильность предприятия может быть достигнута путем разработки соответствующей стратегии, предполагающей выбор целей и средств к их достижению. Значит, возникает необходимость в разработке общей концепции устойчивого развития предприятий с учётом характерных для них специфических особенностей. Обеспечение экономической устойчивости на современном этапе становится важным моментом внутриорганизационного управления предприятием, позволяющим противостоять внезапным изменениям рыночных факторов, способных существенно повлиять на его экономическое положение. 

 

Рис. 1 Составляющие стратегии 

Стабильное развитие предприятия предполагает практическое осуществление системы решений, которые по содержанию и функциональной направленности определяют стратегию его внутреннего развития.Такие решения принимаются в рамках совместной деятельности всех функциональных подсистем производственного менеджмента и подразумевают разработку новых продуктов, проектирование производственных процессов для новых продуктов, применение новых материалов, выделение человеческих и производственных ресурсов и т.д.  

 

Рис. 2. Этапы стратегического управления 

Выделяют пять основных видов стратегически важных решений в производственном менеджменте, к которым относят:

1)стратегию товара;

2) стратегию процесса;

3) стратегию месторасположения;

4) стратегию развития человеческих ресурсов;

5) стратегию материально-технического обеспечения.

Для наиболее эффективной работы предприятия предприниматель должен понимать, как совмещать все указанные стратегии таким образом, чтобы организация не утрачивала стабильность, а только повышала собственную продуктивность. Чтобы уметь различать, дифференцировать и понимать отличие между каждым видом стратегии в производственном менеджменте, приведем краткую характеристику каждой:

Стратегия товара подразумевает  выбор, определение товара и его дизайна. Товарные продукты отличаются значительным разнообразием, они могут быть материальными или предоставляться потребителю в качестве услуг. Стратегия товара призвана обеспечить его конкурентные преимущества на рынке и достаточную продолжительность его жизненного цикла для окупаемости вложенных в его создание инвестиций. Товарный продукт должен быть выбран, определен, а также решен в дизайне.

Стратегия процесса показывает определение эффективного способа производства товара при использовании находящихся в распоряжении предприятия ресурсов. Выбор процесса зависит от предполагаемых объемов производства товаров, их номенклатуры, находящихся у предприятия технологий, состава и характера машинной подсистемы предприятия, квалификации персонала и т. д. Принятая на предприятии система процессов определяет производственные издержки, качество полученных товаров. Стратегический выбор производственного процесса может осуществляться исходя из существующего или проектируемого типа производства или предпочтительного характера специализации процесса.

Стратегия места расположения предприятия.

При выборе места расположения предприятия  его основатели сталкиваются с различными воздействиями окружающей среды, по-разному и с разной степенью влияющие на организацию. К наиболее приоритетным для предприятия проявлениям окружающей среды, исходя из имеющихся данных, относятся: политические, экономические, социальные, технологические, экологические. Факторы влияния внешней среды на выбор МРП уникальны, для каждого отдельно взятого случая формируется собственная система факторов. Их важность и интенсивность влияния изменяются от одной конкретной ситуации к другой.

Стратегия развития человеческих  ресурсов

Трудовые ресурсы предприятия являются одним из его наиболее важных стратегических ресурсов. Именно этот ресурс определяет возможность достижения предприятием стратегических целей развития. Трудовые ресурсы предприятия характеризуются квалификационной структурой, демографической структурой работников, их фондовооруженностью, способностью адаптироваться к изменению целей развития производственной системы. Точное прогнозирование траектории развития организации позволит разработать и реализовать соответствующую стратегию развития его трудовых ресурсов, т. е. своевременно осуществить повышение квалификации работников, их переквалификацию, повысить фондовооруженность труда и подкорректировать состав персонала. Правильно определенная и реализованная стратегия развития трудовых ресурсов позволяет успешно достигать как текущие, так и стратегические цели развития предприятия.

Стратегия материально-технического обеспечения

Функция материально-технического снабжения производственного предприятия связана с обеспечением реализуемых производственных процессов всеми видами материально-вещественных ресурсов. При реализации данной функции руководство организации решает множество вопросов, имеющих стратегически важное для его развития значение. В этом ряду можно выделить такие вопросы, как: покупать материально-технические ресурсы или производить их самостоятельно; как выбрать поставщика ресурсов, каким требованиям он должен отвечать; сколько желательно иметь поставщиков ресурсов.

Задача воплощения и реализации стратегии является наиболее сложной и длительной во всем стратегическом менеджменте. Она влияет на все аспекты управления и решается практически во всех подразделениях компании. Работу по реализации стратегии начинают с поиска мест, на которых возможно улучшение производительности. Каждый менеджер должен решить, что нужно сделать во вверенном ему подразделении для реализации общей стратегии и как это сделать эффективно. Полная реализация стратегии может потребовать от нескольких месяцев до нескольких лет.

Одна из основных обязанностей менеджеров — оценка эффективности организации и прогресса в ее деятельности. Менеджерам необходимо постоянно отслеживать внутреннюю и внешнюю среду компании. Малая эффективность, недостаточный прогресс, важные и внезапные обстоятельства требуют внесения изменений в долгосрочный курс развития компании, цели, модель бизнеса и/или стратегию.

Если реализация стратегии осуществляется не так, как планировалось, то менеджмент обращается к таким базовым методам, как пересмотр бюджета, реорганизация некоторых видов деятельности и трудовых процессов, перестановка кадров, развитие новых возможностей, изменение корпоративной культуры и системы оплаты труда. Эффективная реализация стратегии - это всегда продукт всеобъемлющего организационного обучения, который, к сожалению, происходит достаточно неравномерно в различных частях компании. Поэтому необходимо постоянно отслеживать прогресс в деятельности предприятия, искать новые способы развития и корректировать действия.

Таким образом, рассмотрев детально в данной статье все важнейшие аспекты и нюансы стратегического планирования в организации, можно сделать выводы, что стратегия не является лишь отражением целей предприятия, ведь она должна быть гибкой, чтобы не подвергаться сильному воздействию внезапно изменившихся обстоятельств или воздействующих на нее извне факторов. Необходимо проводить оценку эффективности организации процесса, чтобы выявить заранее слабые стороны организации и устранить возникшие в системе противоречия в стратегии, вызванные резкой сменой обстоятельств. Чем более нестандартны и устойчивы методы реализации стратегии, тем лучше фирма будет укрепляться на рынке с наименьшими убытками для нее.