Полный текст статьи
Печать

Конец XX века ознаменовался для России существенными политическими и социально-экономическими преобразованиями, которые в корне изменили жизнь общества и конкретных людей. В значительной мере они затронули и сферу образования, в том числе и высшего. Эти преобразования продолжились и в начале XXI века. Некоторые из них привели к позитивным результатам, но есть такие, которые трудно оценить однозначно: позитивно или негативно. Одной из «визитных карточек» современного периода является Интернет. Многим людям сегодня уже трудно представить свою жизнь без Интернета. Неограниченный поиск информации, доступ к международным библиотекам, дистанционное образование, общение не только при помощи писем, но и в режиме реального времени, различные развлечения, осуществление покупок, управление банковскими счетами – вот не полный список возможностей, открывающихся человеку с использованием Интернета. При этом компьютерные компании разрабатывают все новые и новые технологии. Количество пользователей всемирной сети неизбежно растет, при этом возраст пользователей в среднем значении имеет тенденцию к уменьшению [3]. Современное поколение достаточно рано и быстро приобщается к Интернет- технологиям. Платой за преимущества и выгоды внедрения Всемирной сети в повседневную жизнь общества является формирующееся чрезмерное увлечение Интернетом, порой достигающее у части пользователей состояния болезненного пристрастия (зависимости). В связи с этим перед медициной и психологией встает ряд вопросов, требующих теоретического осмысления, открывающих перспективы новым исследованиям [1, с. 89].

Зависимость не «возникает», она «формируется», постепенно развиваясь. Причины зависимости связаны с компенсацией недостаточного удовлетворения духовных и даже физических потребностей человека:  поиски и стремление к физическому контакту с другим человеком; поиски внимания; поиски оценки одобрения; поиск помощи и поддержки; протест разлуке [2, с. 63].

С целью определения интереса студентов вуза к Интернету, был проведен опрос. Мы предположили, что большее количество времени в Интернет-пространстве могут проводить студенты младших курсов, особенно в период адаптации, то тесть на 1 курсе. В опросе приняли участие 52 студента 1-4 курсов СВФУ, 17 юношей и 35 девушек в возрасте 17-23лет. Испытуемым было предложено ответить на вопросы теста С.А. Кулакова «Интернет-зависимость». Результаты опроса показали следующее:

Таблица 1

Влияние интернет-зависимости 

курсы

Не серьезное влияние

Серьезное влияние

Очень серьезное влияние

1

6 (46%)

7 (54%)

0 (0%)

2

8 (62%)

5 (38%)

0 (0%)

3

9 (69%)

4 (31%)

0 (0%)

4

10 (77%)

3 (23%)

0 (0%)

 

Обработка результатов исследования подтвердила предположение о том, что студенты первого и второго курсов больше времени проводят в системе Интернет, следовательно, информация и деятельность в данной системе оказывают влияние на жизнь и развитие студентов. Студенты старших курсов показали снижение интереса к Интернету и способность быть занятыми альтернативными видами деятельности и общения.

Отрадно, что полностью отсутствуют студенты, находящиеся в зоне «очень серьезного влияния» Интернет. Также мы констатируем факт, что большая часть всех студентов оказалась в зоне «не серьезного влияния». Студенты старших курсов в большей степени демонстрируют средний уровень влияния. Студенты, вошедшие в группу «не серьезное влияние Интернета» могут спокойно работать и общаться в Интернете, не превышая своей нормы. Студенты группы «серьезное влияние Интернета» на развитие в учебе и на жизнь должны ограничить времяпровождение в сети. Студенты группы «очень серьезное влияние» должны, на наш взгляд, обратиться за помощью к специалисту, в данном случае к психологу.

Студенты группы «не серьезное влияние Интернета» показывают достаточное развитие личности, которое мы связываем, прежде всего, с волевым поведением, они могут самостоятельно определять и управлять своим времяпровождением. В детстве этим ребятам значимые взрослые (родители и учителя) показали, как можно организовать свое рабочее время и досуг, им доступны вариативность поведения и целеустремленность.

Попадание первокурсников в группу «серьезное влияние» может быть связано с их процессом адаптации к условиям обучения в вузе, а также особенностями проживания в городе и условиях общежития, переживанием разлуки с близкими родственниками, аттестацией в предстоящую первую сессию. Таким образом, обучение человека с детства достижению важных в жизни целей, умение справляться с давлением и соблазнами со стороны окружающей среды, является главным условием успешной учебной деятельности в школе и учебно-профессиональной в вузе.

Рекомендации. Студентам совместно с психологом развивать умение ставить цели и задачи по их достижению. Учиться дифференцировать дела по категориям: важные и срочные; важные и несрочные; неважные и срочные; неважные и несрочные [1, c. 91-92]. Осознанно ограничивать время нахождения в Интернете с помощью таймера. Определить для себя общение в Интернете как положительное подкрепление выполненным учебным делам. Важно обнаружить психологические проблемы, из-за которых появилась Интернет-зависимость.