Полный текст статьи
Печать

 Жизнь коллектива предприятия в обществе, а так же и в любом социуме невозможна без столкновения различных мнений, появление дискуссий и противоречий. Это является главной причиной для возникновения конфликтных ситуаций. Думая о конфликте, люди чаще всего сравнивают его с нежелательным явлением, которое следует всегда избегать. Зачастую конфликты только усугубляют, возникшие разногласия и ухудшают отношения между людьми. Однако в некоторых ситуациях конфликт может выполнять и положительную роль: предоставляет ранее неизвестную информацию, помогает найти несколько вариантов его решения. Таким образом, конфликт - это результат столкновения противоположных позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия. 

Возникновение конфликтов зависит от трех параметров:

  • · сопутствующие обстоятельства;
  • · сущность противоречия;
  • · внешний повод для конфликта.

Сопутствующие обстоятельства могут изменять характер конфликта и время его начала, не затрагивая его главной сущности. Внешний повод для конфликта —  это те обстоятельства, которые  запускают процесс конфликта (чаще всего — оскорбительная фраза, насмешка и т. д.).

Одну из главных ролей в возникновении конфликта играет его первопричины, которые называются конфликтогенами. [1] Конфликтогены – это действия (или бездействия),а так же слова, которые могут привести к конфликтной ситуации.[1] В данном определении ключевым является слово «могут». Оно характеризует конкретную  опасность конфликтогена. Конфликт может возникнуть, а может и не начать развиваться. Все зависит от восприятия участников конфликтной ситауации, и силы конфликтогена. 

На рис.1 изображены три наиболее распространенных способа классификации конфликтов. Рассмотрим их поподробнее.  

Рис. 1. Разновидности конфликтов 

По количеству участников конфликты можно разделить на  мелкие и крупные конфликты, которые происходят  между личностью и группой- межгрупповые и межличностные конфликты.

Конфликт, возникающий между двумя субъектами, происходит в том случае если их цели и моральные ценности далеко не схожи. [1] Причиной таких конфликтов может быть борьба за лидерство, материальные ценности, социальный статус. К данному типу, например, относятся конфликты между начальником и сотрудником, по поводу не во время выплаченной заработной платы. Межгрупповой конфликт чаще возникает в результате противоречий между ожиданиями отдельной личности, пришедшей в организацию, и действующими в группе нормами поведения и особенностями корпоративной культуры труда. К межгрупповым конфликтам относятся противоречия между отдельными группами в одной организации.           

По длительности протекания конфликты можно разделить на короткие и длительные. Кратковременные конфликты чаще всего возникают вследствие взаимного недопонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Затяжные конфликты связаны с глубокими объективными трудностями. Эти конфликты могут доставить огромный вред взаимоотношениям людей, так как по мере их развития происходит изменение деловых разногласий в межличностные, которые обычно развиваются с большой силой и затрагивают эмоциональную сферу людей.

По источнику возникновения конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Объективные конфликты возникают в сложной спорной ситуации, в которой оказываются люди. Очень плохие условия труда, не корректное разделение обязанностей и ответственности, все это является причинами объективных конфликтов. Субъективным можно считать возникновение конфликтов, связанных с личностными особенностями, характером конфликтующих людей, их ценностями или манерой поведения в обществе.

Отношения между людьми могут не только выполнять положительные функции, но и служить источником стрессов (рис.2). К таким отрицательным последствиям приводят неосознанные установки личности или не совсем развитые коммуникативные навыки. [3] 

Рис. 2. Источники стрессов 

Существует несколько методов, которые приводят к завершению разногласий и решению проблемы. Среди основных методов выделяют компромисс. [2] В данном случае разрешение социальных конфликтов происходит через договоренности сторон и нахождение обоюдного решения, которое удовлетворяет обе стороны. Но при этом каждая сторона конфликта идет на определенные уступки или находит некое третье решение, с которым соглашаются все конфликтующие. Так же существует консенсус — метод разрешения конфликта, который заключается в проведении переговоров и нахождении решения, удовлетворяющего обе стороны. Обычно он достигается по части вопросов, в то время как другие просто снимаются с повестки дня, поскольку стороны удовлетворены найденным решением. Еще существует метод реставрация — метод решения, который предполагает возвращение на прежние позиции ,  сторон до вступления в конфликт.

Что бы конструктивно разрешить конфликт нужно:

  1. Следует устранить из делового общения негативные оценки, которые ущемляют честь и достоинство собеседника.
  2. Нужно уделять внимание обсуждению схожих позиций и меньше всего обсуждать разногласия собеседников.
  3. В конфликтной ситуации следует сохранять вежливость и самообладание.
  4. Важно проанализировать наиболее важные интересы сторон и стремиться найти истинную причину конфликта.
  5. Старайтесь творчески подходить к решению возникшей проблемы.

Подводя итоги статьи, можно сделать вывод о том, что существование общества и любой организации без конфликтов невозможно. Нельзя категорично назвать конфликт негативным явлением, отклоняющимся поведением индивидов и групп, феноменом общественной жизни и организации в целом, вероятно конфликт – нужная форма социального взаимодействия между субъектами. В данной работе раскрыты понятие, виды и роль  конфликтов в обществе. А так  же рассмотрены эффективные методы разрешения конфликтов, вызванных различиями во взглядах, целях, несовпадениях мнений и поступков различных людей и социальных групп. Эти методы укрепляют взаимоотношения людей и  объединяют  их.   Совместное успешное разрешение конфликтных ситуаций может сблизить людей больше, чем многие годы, проведенные во взаимном обмене любезностями.

Социальная роль конфликтов велика во-первых они помогают  выявить разнообразие точек зрения, во-вторых обладать дополнительной информацией, в третьих помогают выявить большее число альтернативных решений или проблем, а также могут быть предохранительным клапаном, для безопасного выхода всех отрицательных эмоций.