Полный текст статьи
Печать

В современных условиях развития и формирования правового государства существует острая необходимость правового просвещения населения. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц [4].

Развитие правового государства непосредственно связано с правовым просвещением населением.

Своевременное правовое информирование населения является одним из основных принципов открытости деятельности органов власти [7].

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к основным принципам противодействия коррупции отнесены публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В целях реализации указанного принципа реализуются мероприятия, направленные на обеспечение открытости деятельности таких органов и позволяющие гражданам и организациям участвовать в процессе противодействия коррупции [5].

Такие мероприятия реализуются в полном соответствии с предписаниями, установленными Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Применительно к органам местного самоуправления открытость предполагает их подотчетность населению, привлечение граждан и их объединений к осуществлению местного самоуправления, и, безусловно, информирование населения о деятельности органов местного самоуправления [6].

На сегодняшний день местное самоуправление в Российской Федерации является динамично развивающимся институтом, который действует на определенных законодательством принципах, одним из принципов является принцип открытости.

Открытость и гласность по своей сути являются равнозначными понятиями и представляют собой форму реализации контроля общества за работой органов власти.

Гласность органов местного самоуправления в некоторой степени является стимулом к эффективной реализации функций органов местного самоуправления, направленной на обеспечение жизнедеятельности муниципальных образований и их населения, минимизацию коррупции в органах местного самоуправления [1].

Современный этап административной реформы требует использования как традиционных средств информирования населения муниципалитетов о деятельности органов местного самоуправления (печатные средства массовой информации, информирование населения с использованием информационных стендов в общедоступных местах), так и инновационных эффективных средств работы с населением муниципалитетов (информационно-телекоммуникационная сеть Интернет, электронные средства массовой информации, средства телевидения и радиовещания), и таким образом использования всего пласта информационного пространства, а не его части [9].

Не следует, при обеспечении информационной открытости деятельности органов местного самоуправления, упускать из вида также обеспечение обратной связи с жителями муниципального образования, являющееся неотъемлемой частью в обеспечении диалога власти и населения.

Открытость представляет собой неотъемлемое свойство публичной власти, предполагающее осуществление функций органов местного самоуправления в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, нормами действующего законодательства, информирование граждан и их объединений о деятельности органов местного самоуправления, обеспечение взаимодействия между органами публичной власти и гражданским обществом, его отдельными институтами в процессе разработки властных решений и использование возможностей общественного контроля за функционированием органов публичной власти органов местного самоуправления [2].

Явление открытости рассматривается в качестве универсального принципа, обеспечивающего общественный контроль процессов, происходящих в институтах публичной власти, как непременного условия реализации принципа народовластия 5].

Построение и функционирование органов местного самоуправления на основе принципа открытости расширяет возможность их взаимодействия с гражданским обществом.

Открытость является одной из гарантий реализации народовластия и народного суверенитета как основы конституционного строя, способом обеспечения прав граждан на участие в жизни общества [10].

Следует отметить, что открытость местной власти в настоящее время представляет собой не просто явление, не сводится лишь к обычному информированию населения о деятельности органов местного самоуправления в частности официального опубликования муниципальных правовых актов в средствах массовой информации либо их обнародование путем размещения в общедоступных местах, обеспечения доступа населения к официальным документам органов местного самоуправления, проведение общественных обсуждений решений принимаемых органами местного самоуправления, но и выступает также как организационно-правовая гарантия народовластия [3].

В своей деятельности органы местного самоуправления муниципалитетов все чаще сталкиваются с осознанием необходимости предоставления доступа к информации об их деятельности населению, проживающему на территории муниципального образования, создания наиболее простых и эффективных механизмов реализации прав граждан на доступ к информации.

В условиях существующей сложности социальных процессов одной из задач деятельности органов местного самоуправления Российской Федерации является необходимость формирования моделей принятия решений и реализации функций органов местного самоуправления, основанных на активном участии населения в управлении муниципалитетом [4].

Регулярное распространение достоверной информации и активное взаимодействие между органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и населением позволит государственной власти, экспертным сообществом и институтами гражданского общества.

Совершенствование транспарентности деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации возможно посредством:

повышения прозрачности и подотчетности местного самоуправления и удовлетворенности населения качеством деятельности органов местного самоуправления;

расширения возможностей непосредственного участия населения муниципалитетов в процессах разработки и экспертизы решений, принимаемых органами местного самоуправления;

качественного изменения уровня информационной открытости органов местного самоуправления;

развития механизмов общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.

Необходимость обеспечения открытости деятельности органов местного самоуправления обусловлена повсеместно сформировавшимся недоверием населения по отношению в органам власти, в том числе и органам местного самоуправления. Такое мнение общества не соответствует принципам провозглашаемым Конституцией Российской федерации о том, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ и осуществляет народ свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления преимущественно формируются из жителей муниципалитетов, соответственно уровень доверия между представителями органов местного самоуправления и населением муниципалитета должен быть высоким, однако на практике уровень доверия населения слабый, населению муниципалитетов зачастую недостаточно информации доводимой до него органами местного самоуправления [7].

Таким образом, следует отметить, что открытость деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе развития общества необходимо рассматривать как качественную характеристику муниципального управления, как правовой режим информационного обеспечения муниципального управления, как систему взаимодействия органов местного самоуправления с населением. Значение открытости и потенциал данного явления заключается в развитии открытости как явления и одновременного развития местного самоуправления, обоюдная же заинтересованность органов власти и населения муниципального образования в решении вопросов местного значения даст более плодотворные и положительные результаты лишь при условии установления между участниками вышеуказанных правоотношений конструктивного диалога.