В настоящее время в научной литературе возникает необходимость соотнесения понятий «социальная роль» и «маска». В большинстве исследований затрагиваются особенности и сущность выполняемой человеком роли, однако в последнее время появляется интерес (не только психологов, но культурологов, педагогов, философов, лингвистов) к раскрытию понятия «маска» в психологическом смысле.
Понятие «социальная роль» достаточно разработано в социальных науках и представлено работами как зарубежных, так и отечественных авторов (Г.М. Андреева, Р. Линтон, Т. Парсонс и др.) [4]. В самом общем виде под ролью можно понимать «ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека» [1]. Отметим, что в некоторых работах использование термина «социальная роль» подразумевает и «маску» [5]. Однако, на наш взгляд такое допущение необходимо применять осторожно, с авторскими пояснениями смысла используемых терминов.
Определение маски в психологическом (личностном) смысле затрагивается в некоторых работах, однако целенаправленных исследований данного феномена не так много. Отметим здесь вклад Тихомировой Е.Г. [2]. По ее мнению, под «маской» можно понимать «временное изменение внутреннего или внешнего облика субъекта, обусловленное его мотивами и потребностями, а также запросами и ожиданиями социума» [3].
В рамках настоящей статьи обозначим некоторые аспекты изучения психологической маски и ее соотношения с социальной ролью человека.
В современной психологической науке возникает необходимость выделения самого термина «психологическая (личностная) маска». По нашему мнению, ее можно обозначить, как форму поведения, отображающую представления субъекта о достижении цели при помощи изменения собственного образа и расцениваемую субъектом как нетипичную (временную) для него. В данном определении мы акцентируем внимание на некоторых свойствах психологической маски, отличающих ее от социальной роли:
1. Психологическая маска ориентирована в большей степени на достижение личностных целей. При этом социальная функция является дополнительной характеристикой. Роль же включает большой спектр целей социальных и, прежде всего, соответствие индивидуума определенным социальным ожиданиям.
2. Психологическая маска ограничена во времени. Она используется человеком для каких-то сиюминутных задач. Роль же, в отличие от нее, как правило, длительна. Так, роль учащегося (хорошего работника, родителя, супруга и прочее) предполагает соответствие социальным ожиданиям на протяжении значимых промежутков времени (до десятков лет). А психологическая маска может быть реализована в течение относительно малых временных промежутков (например, при прохождении собеседования на работу, когда человек стремиться произвести наиболее благоприятное впечатление, он может реализовывать психологическую маску хорошего работника). Выделение временного интервала психологической маски представляется довольно проблематичным. Предполагаем, что этот период может быть заключен в рамки от нескольких минут до нескольких месяцев (далее психологическая маска или перерастает в роль, или ведет к разрушению личности).
3. Психологическая маска осознается субъектом как нетипичная для него (и/или может сопровождаться ощущением дискомфорта). Особенностью маски может выступить стремление исказить, завуалировать, видоизменить существующий «Образ-Я» человека. Для реализации психологической маски человек затрачивает ряд дополнительных усилий, связанных с удержанием собственного поведения в специфических условиях (например, маска довольного человека у родственников, к которым не хотелось идти). Социальные роли же часто неосознаваемы, естественны для субъекта.
Несмотря на выделенные свойства психологической маски, отметим, что полностью разделить ее с выполняемой социальной ролью, видимо, не удастся. Можно лишь утверждать, что не всякая социальная роль будет являться психологической маской. В то же время психологическая маска будет требовать выполнения неких, возможно новых для индивида социальных ролей. На этом основываются некоторые формы психотерапии, когда человека ставят в неожиданные условия с целью выработать эффективные паттерны поведения.
Таким образом, поставленная проблема требует дальнейшей детальной теоретической проработки и выступает предметом будущих научных исследований.