Полный текст статьи
Печать

Прежде всего необходимо определить, что «Трасология», как наука представляет собой раздел криминалистики, который изучает способы и методы обнаружения следов, оставленных людьми, животными, транспортными средствами и другими предметами на месте происшествия. Исследование следов с целью получения дополнительной объективной информации о возникновении происшествия и о том как оно протекало производится во время трасологической экспертизы, выполняемой специалистами – экспертами. [1]

Транспортная трасология — подраздел трасологии, в котором изучаются закономерности отображения в следах информации о событии дорожно-транспортного происшествия и его участниках, способы обнаружения следов транспортных средств и следов на транспортных средствах, а также приемы извлечения, фиксации и исследования отобразившейся в них информации.

Данная процедура широко применяется также во время расследования дорожно-транспортных происшествий. Экспертиза служит основанием для подтверждения версии следствия, определения истинного виновника аварии, поиска вещественных доказательств в пользу одной из сторон происшествия или раскрытия объективной картины произошедшего и уточнения отдельных его вопросов.

Следы контакта транспортных средств являются важным источником информации об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, по которым можно восстановить не только процесс непосредственного взаимодействия автомобиля с другим транспортным средством либо иным препятствием, но и механизм дорожно-транспортного происшествия в целом.

Задача эксперта трасолога – полный, последовательный осмотр транспортного средства в целях обнаружения и фиксации всех следов, а в необходимых случаях – их реконструкция для последующего установления механизма дорожно-транспортного происшествия. [2]

Задача трасологии — получить информацию о следообразующем объекте и механизме взаимодействия по результатам его взаимодействия со следовоспринимающим объектом, т.е. по следам. Для этого используются все способы выделения информации: метод измерений, математические методы, методы учета и устранена искажений признаков и др.

Транспортные средства – это устройства, действия (и следы) которых не связаны непосредственно с руками человека, а зависят в основном конструктивных свойств и особенностей взаимодействия с дорогой и другими объектами.

Механическая сила, определяющая взаимное перемещение взаимодействие объектов, участвующих в следообразовани называется следообразующей. Путем аналитического исследования в каждом конкретном случае эксперты определяют систему сил, участвовавших в формировании следа. Путем сложения сил их приводят к одной — следообразующей. На схемах и фотоснимках исследуемых объектов ее представляют в виде вектор направление, которого совпадает с направлением действия, длина пропорциональна величине силы.

Транспортные средства оставляют следы, воздействуя на воспринимающий объект давлением или трением. Трудно представить условия формирования следа, в которых механическое воздействие транспортного средства на воспринимающий объект заключалось бы только в давлении или только в трении.

В одних случаях (при точечных отображениях признаков) когда следообразующая сила направлена по нормали к следовоспринимающей поверхности, заметно преобладает давление, в других (при линейном отображении признаков), когда следообразующая сила имеет тангенциальную направленность, — доминирует трение. Проявляются силы давления благодаря упругой деформации двух вступивших в следовой контакт объектов. [3]

Транспортная трасология имеет дело со следами довольно ограниченного (по разнообразию) количества следообразующих объектов, классифицируемых на большие группы. Исходными основными в трасологической классификации являются особенности внешнего строения таких предметов (колесо, бампер фары и т. п.). Признаки эти отражаются их общей формой и размерами, а также макро и микро строением поверхностей.

Транспортно-трасологическая экспертиза может потребоваться на любом этапе проведения расследования, но оптимальнее всего является проведение ее в начальной стадии дознания, когда решается вопрос определения и предъявления обвинения виновнику происшествия. Проведение экспертного исследования может быть назначено судом, заказано следователем ГИБДД или адвокатом обвиняемого. По общепринятому правилу расследования трасологическая экспертиза выполняется в составе комплексной автотехнической экспертизы. [4]

Можно выделить, наиболее частые причины проведения выполнения трасологической экспертизы:

  1. Возникновение споров по сумме страховой компенсации, выплаченной страховой компанией после аварии, так как, в большинстве случаев, именно страховые компании стараются всеми способами минимизировать размер компенсации, в связи с чем именно  заключение независимого эксперта может стать решающим о реальной оценки ущерба.
  2. Возникновение споров в определении виновника ДТП. Для разрешения конфликтной ситуации судом назначается проведение экспертизы и по её результатам объективно определяется виновная сторона.
  3. Возникновение споров по поводу материальной компенсации, выплачиваемой виновником аварии пострадавшим сторонам. Нередко находятся пострадавшие, которые, воспользовавшись ситуацией, прибавляют к полученным в аварии повреждениям ещё бывшие ранее до этого столкновения «боевые шрамы», желая восстановить их за счёт последнего виновника. Различить старые и новые повреждения поможет проведение транспортно-трасологической экспертизы.
  4. Защита от лживых обвинений на суде. Имея на руках экспертное заключение, обвиняемый водитель может эффективно отвергнуть все неправомерные притязания со стороны других участников происшествия.[2]

Дорожно-транспортное  происшествие обычно представляет собой результат совпадения нескольких неблагоприятных факторов и обстоятельств по месту и времени развития. К таким  факторам возможно отвести  климатические условия, характеристики дорожного покрытия, недостаточная видимость, тип и состояние протекторов, техническая исправность автомашин и опыт водителей, участвующих в ДТП, правильность их действий в процессе развития аварийной ситуации и т.д. Притом само происшествие занимает очень короткое время.

Трасологическая экспертиза выявляет и исследует влияние каждого фактора в процессе произошедшей аварии, раскладывая его по времени и по дистанции. Диапазон вопросов, выясняемых с помощью проведения экспертизы, довольно широк и имеет различные цели. [4]

Предлагается весь диапазон решаемых вопросов разделить в соответствии со следующей квалификацией:

Во-первых, решение вопроса в области определения принадлежности автомобильных следов, а именно определения спектра вопросов, касающихся: 

  • - К какой машине относятся следы, оставленные на месте аварии?
  • Какая шина оставила след на дороге, где произошло столкновение?
  • Соответствуют ли отпечатки следов, снятые на месте аварии, типу автомобилей, участвовавших в ДТП?
  • Соответствует ли расположение следов, их очертания, формы и габариты, оставленные на автомобилях, описываемому характеру столкновения?
  • К каким автомашинам относятся осколки деталей, оставшиеся на месте аварии?
  • Относятся ли найденные осколки пластика, стекла, ЛКП к данному автомобилю?
  • Какие следы, обнаруженные на дороге или других объектах, принадлежат данному транспорту?
  • Могут ли следы торможения, снятые с места аварии, принадлежать типу протекторов данного автомобиля?

Во-вторых, решение вопроса в области восстановления целостной структуры по отдельным элементам:

В-третьих,  решение вопроса в области выявления оставления следов к конкретному автомобилю, учувствовавшему в дорожно-транспортном происшествии: 

Рисунок 1. Схема дорожно-транспортного происшествия 

Сама процедура проведения трасологического исследования состоит из пяти важнейших этапов:

1 этап: трасологу передается пакет документов, фотографии, а также видеоматериалы.

На данном этапе эксперту понадобятся следующие материалы:

копия протокола об административном правонарушении;

  • справка о ДТП;
  • схема места происшествия, которую составил инспектор ГИБДД;
  • фотографии и видеосъёмка с места аварии;
  • акт осмотра автомобиля, составленный оценщиком страховой компании и фотографии, сделанные им;
  • фотофиксация и акт осмотра машины, выполненный в ходе проведения независимой экспертизы.

Как правило, перечисленных материалов достаточно для проведения качественного исследования. При «тяжелых» автомобильных авариях трасологу могут понадобиться дополнительные документы. [5]

2 этап: эксперт изучает предоставленные ему материалы и составляет детальный план проведения исследования, при этом он обязательно встречается с участниками дорожно-транспортного происшествия для уточнения обстоятельств аварии.  

Рисунок 2. Фото места аварии с пояснениями. 

3 этап: трасолог осматривает поврежденный автомобиль. При возникновении необходимости, он может осмотреть машину другого участника столкновения. Если исследование проводится по инициативе сотрудников полиции после автомобильной аварии, то эксперт выезжает на место столкновения.

Когда экспертиза проводится в ходе судебного разбирательства и машины уже отремонтированы, то трасолог будет осуществлять анализ по документам и фотографиям.

4 этап: специалист обрабатывает, собранные на предыдущих этапах данные и составляет заключение, которое еще называют схема ДТП. При необходимости, он может взять у участников аварии дополнительные объяснения.

5 этап: готовое заключение передается заказчику или направляется в суд.

Необходимо учесть, что существует множество методов, но на практике проведения транспортно-трасологических экспертиз наиболее часто применяется  натурное моделирование, суть которого заключается в определении и сопоставлении взаимных следообразующих и следовоспринимающих поверхностей объектов в ходе их экспертного осмотра.

При этом несомненная наглядность применения данного метода с подробным изложением процесса исследования в описательной части и его отображением в иллюстративном материале заключения транспортно-трасологической экспертизы в наибольшей степени обеспечивает ясность этого заключения для участников процесса и его соответствие требованиям относимости и допустимости, предъявляемым к доказательствам. [2].

Таким образом, при проведении трасологической  экспертизы должны соблюдаться принцип  независимости, объективности и достоверности, при этом должны установлены  группая принадлежность и идентификнезаации различных объектов по их следам-отображениям, а так же для установления принадлежности частей определенному целому объекту с целью диагностирования механизма и условий образования данных повреждений, при этом определено относимости следов к происшедшему событию, свойств и признаков объекта, оставившего след с целью установления обстоятельств, при которых был оставлен след.