Полный текст статьи
Печать

Индивидуализация тренировочного процесса спортсменов предполагает различные пути достижения высокого спортивного результата. Практически эти пути никогда не совпадают, они так вариабельны и неповторимы, как отпечатки пальцев. При этом убедительно доказано, что в условиях управляемого обучения индивидуальные различия не сглаживаются, а напротив, становятся более выраженными.

Все это обусловливает необходимость изучения индивидуально-психологических особенностей, оказывающих существенное влияние на систему подготовки спортсменов, что позволит более четко ориентироваться на процессуальные особенности тренировочного процесса, в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся. Среди системообразующих факторов индивидуальности наиболее существенным являются типологические особенности проявления свойств нервной системы и темперамент [2].

В частности, Е.П. Ильин отмечает, что «типологический портрет» представителей различных видов спорта довольно разный. При этом между представителями разных видов спорта имеются не только различия в типологических особенностях, но и сходства. Это, как показывает практика, необходимо учитывать особенно в ходе тренировочной и соревновательной деятельности, поскольку в зависимости от условий этой деятельности спортсмены с различными типологическими особенностями будут показывать разную эффективность [1].

Целью исследования стало изучение, оценка и сравнение психофизиологических характеристик спортсменов различных видов спорта.

В соответствии с целью и задачами исследования в качестве методического инструментария были выбраны:

  • «теппинг-тест» (методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина);
  • тест Шульте (методика оценки умственной работоспособности);
  • тест Крепелина (методика оценки умственной работоспособности).

Методика «теппинг-тест» основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводился с использованием компьютерной программы «Экспресс-диагностика», при этом от испытуемых требовалось в максимальном темпе нажимать на одну из заранее предусмотренных клавиш клавиатуры. Длительность теста составляла 40 секунд – 8 интервалов по 5 секунд. Работа выполнялась последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Обязательным условием диагностирования силы нервной системы с помощью теппинг-теста является максимальная мобилизованность испытуемого.

Исследуемые показатели: максимальные и минимальные значения, продемонстрированные в 5-ти секундном интервале; динамика показателей по 5-секундным интервалам, разница между показателями, продемонстрированными правой и левой рукой (коэффициент асимметрии).

С помощью теппинг-теста могут быть выделены пять типов динамики максимального темпа работы:

  • выпуклый тип (свидетельствует о наличии сильной нервной системы);
  • ровный тип (нервная система средней силы);
  • промежуточный и вогнутый типы (средне-слабая нервная система);
  • нисходящий тип (слабая нервная система) [3].

Методика «тест Шульте» основана на определении кривой истощаемости (утомляемости), отражающей устойчивость внимания и работоспособность в динамике. Опыт проводился с использованием компьютерной программы «Экспресс-диагностика», при этом от испытуемых требовалось в максимальном темпе найти последовательно все числа от 1 до 25 в предложенной случайным образом таблице и отметить их мышкой за как можно меньшее время. Тест выполнялся 5 раз подряд без перерыва.

Исследуемые показатели: время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице.

С помощью теста Шульте на основе исследуемых показателей можно вычислить такие параметры, как (по А.Ю. Козыревой):

  • эффективность работы (ЭР);
  • степень врабатываемости (ВР);
  • психическая устойчивость (ПУ).

Методика «тест Крепелина» основана на определении устойчивости внимания и умственной работоспособности. Опыт проводился с использованием бумажной карточки с числами, при этом от испытуемых требовалось в максимальном темпе и без ошибок выполнить сложение пар чисел за ограниченное время и записать ответ в карточке.

Исследуемые показатели: количество выполненных операция, а также безошибочных и ошибочных вычислений на каждом этапе работы.

После исследования проводится качественная и количественная обработка полученных результатов. Количественный показатель сравнивается со средними значениями по группе, далее делаются выводы об отличии данного показателя. Полученный результат - это скорость работы (число проведенных вычислений) и количество допущенных ошибок на каждом из этапов. Визуально это демонстрируют при построении графика выполненной работы, где ось абсцисс - номер отрезка времени, ось ординат - число правильно выполненных операций. Качественный анализ предполагает работу с построенным по результатам исследования графиком.

В ходе исследования были проанализированы показатели 45 спортсменов 2004 г.р. и старше (лыжнки-гонщики – 25 чел., легкоатлеты – 10 чел., стрелки – 10 чел.) города Череповца. В исследовании приняло участие, в том числе, 9 – спортсменов уровня КМС, 8 – МС. Исследование было проведено на базе:

  • МБУ ДО «ДЮСШ № 4» отделения: лыжные гонки и пулевая стрельба;
  • МБУ ДО «ДЮСШ № 2» отделение: легкая атлетика.

Математическая обработка результатов проводилась при помощи программ MS Excel 2003, Statistica 10.0.

Полученные в ходе исследования результаты по теппинг-тесту представлены в таблицах 1-2.

Таблица 1

Средние значения показателей теппинг-теста по видам спорта

Показатель / вид спорта

Левая рука

Правая рука

лыжные гонки

легкая атлетика

пулевая стрельба

лыжные гонки

легкая атлетика

пулевая стрельба

Максимальное значение

33,4±3,8

33,9±4,8

33,7±4,5

35,4±4,0

38,3±2,5

36,9±3,7

Минимальное значение

26,3±3,7

27,1±4,0

28,1±4,6

29,4±3,1

31,9±2,7

30,1±3,2

Среднее значение

29,3±3,4

30,0±3,6

31,0±4,6

32,2±3,2

34,6±2,3

32,8±3,3

Общее значение

234,4±27,3

239,7±28,9

247,7±37,0

257,2±25,9

276,9±18,2

262,0±26,4

 

Анализ результатов теппинг-теста показал, что достоверных различий между результатами лыжников, л/атлетов и стрелков по левой руке не наблюдается, по правой руке достоверные различия наблюдаются только между лыжниками и л/атлетами. Однако способность развивать максимальный темп рукой у л/атлетов несколько выше, чем у лыжников и стрелков. Среднее значение по 5-ти секундному интервалу по правой руке также выше у л/атлетов, а по левой руке – у стрелков.

Таблица 2

Результаты распределения по типам нервной системы (по видам спорта)

Тип нервной системы

Количество

Общее количество

 

лыжные гонки

легкая атлетика

пулевая стрельба

Сильный тип НС

2

0

0

2

Средний тип НС

1

0

1

2

Средне-слабый тип НС

7

6

0

13

Слабый тип НС

15

4

9

28

Итого

25

10

10

45

 

Наглядно полученные результаты распределения по типам нервной системы у лыжников, легкоатлетов и стрелков в процентном соотношении представлены рисунке 1.

 

Рис. 1. Распределение по типам нервной системы

Анализ результатов оценки типа нервной системы у испытуемых показал, что 60% лыжников, 40% легкоатлетов и 90% стрелков имеют слабый тип нервной системы, 28% лыжников, 60% легкоатлетов – средне-слабый тип, 4% лыжников и 10% стрелков – средний тип, 8% лыжников – сильный тип нервной системы. При этом среди легкоатлетов не было выявлено представителей сильного и среднего типов нервной системы, а среди стрелков – сильного и средне-слабого типов НС.

Отметим, что сила нервной системы по теппинг-тесту не тоже самое, что и сила нервной системы, определяемая типами темперамента.

Как уже отмечалось в статье «Оценка особенностей нервной системы юных лыжников-гонщиков», определение типа нервной системы по результатам теппинг-теста задача весьма трудоемкая, поскольку порой бывает сложно соотнести полученные результаты теста и построенный на их основе график с описательными характеристиками и модельными графиками того или иного типа нервной системы. Однако информация, получаемая по результатам теппинг-теста, имеет достаточно важное значение в тренировочном процессе [4].

Полученные в ходе исследования результаты по тесту Шульте представлены в таблице 3.

Таблица 3

Средние значения показателей теста Шульте по видам спорта

Показатель

Вид спорта

Лыжные гонки

Легкая атлетика

Пулевая стрельба

ЭР

36,98±11,1

34,98±10,4

38,22±6,3

ВР

0,95±0,1

0,97±0,1

1,07±0,2

ПУ

1,03±0,1

1,09±0,1

1,02±0,2

 

Анализ результатов теста Шульте показал, что достоверных различий между результатами лыжниками, л/атлетами и стрелками не наблюдается. При этом эффективность работы у л/атлетов выше по сравнению с лыжниками и стрелками, степень врабатываемости выше у лыжников, а психологическая устойчивость – у стрелков.

Наглядно полученные результаты по средним значениям показателей у лыжников, легкоатлетов и стрелков представлены на рисунке 2.

 

Рис. 2. Средние значения показателей (ЭР, ВУ, ПУ) по видам спорта

Полученные в ходе исследования результаты по тесту Крепелина представлены в таблице 4.

Таблица 4

Средние значения показателей теста Крепелина по этапам (по видам спорта)

Этап

Вид спорта

Лыжные гонки

Легкая атлетика

Пулевая стрельба

1

16,8±5,1

17,4±4,7

16,0±3,0

2

14,3±4,9

14,9±4,1

13,2±4,3

3

14,6±5,4

15,6±3,8

13,3±4,3

4

14,7±4,8

15,9±4,6

13,5±3,2

5

13,6±4,8

13,3±6,1

12,5±4,1

6

14,0±4,9

15,6±3,9

13,4±4,0

7

14,3±4,3

15,1±4,1

12,0±2,9

8

11,8±4,2

14,4±4,6

12,5±3,2

Среднее

14,27±4,6

15,28±4,4

13,3±3,3

 

Анализ результатов теста Крепелина показал, что достоверных различий между результатами лыжников, л/атлетов и стрелков также не наблюдается. Однако способность выполнять максимальное количество операций за единицу времени у л/атлетов несколько выше, чем у лыжников, показатели которых в свою очередь выше, чем у стрелков.

Наглядно полученные результаты динамики изменения работоспособности по этапам в тесте Крепелина у лыжников, легкоатлетов и стрелков представлены рисунке 3.

 

Рис. 3. Динамика изменения работоспособности по этапам

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  • Отсутствуют достоверные различия по результатам используемых тестов.
  • Информацию, полученную по результатам данных тестов, не рекомендуется использовать в рамках спортивного отбора.
  • Информация, полученная по результатам данных тестов, говорит о возможности достижения высоких спортивных результатов спортсменами с разными типами нервной системы и др. психофизиологическими показателями в пределах одного вида спорта.

В заключении отметим, что результаты тестов возможно использовать в рамках тренировочного и соревновательного процесса для достижения лучших результатов. Опираясь на различия в результатах оценки психофизиологических характеристик спортсменов, целесообразно подбирать индивидуальные методики в ходе тренировочной и соревновательной деятельности, поскольку в зависимости от условий этой деятельности спортсмены с различными типологическими особенностями будут показывать разную эффективность.

На следующем этапе исследования планируется проанализировать результаты теппинг-теста, тестов Шульте и Крепелина шахматистов г. Череповца различной квалификации (спортсмены высших разрядов и высшего мастерства). Предполагается, что полученные результаты тестов позволят в рамках осуществления этапов спортивного обора обосновать гипотезу о существовании взаимосвязи между типом нервной системы, умственной работоспособностью, устойчивостью внимания спортсмена и достижением им высоких спортивных результатов в разных видах спорта.