Полный текст статьи
Печать

Цель написания статьи: раскрыть главную идею и концепцию семейного туристско-экологического лагеря «Индейская деревенька».

А выбрана тема индейцев не случайно.

            Недавно из поездки в Америку вернулся председатель Гуннского фонда Олег Игнатьевич Булутов, также он возглавляет комиссию по межнациональным вопросам Общественной Палаты Республики Бурятия. Олег Игнатьевич, рассказал о целях поездки.

            Между Гуннским фондом и племенем Навахо был заключен меморандум о культурно-историческом сотрудничестве, в рамках которого была организована поездка народного ансамбля «Магтаал» к североамериканским индейцам. Цель поездки – показать некоторые обычаи и традиции четырех бурятских племен, изучить многочисленные параллели в культуре бурятского народа, индейцев Навахо и Апачей.

            Существует байкальская теория происхождения предков индейцев.             Приблизительно 15 тысячи лет назад предки индейцев мигрировали из Чукотки по существовавшему тогда Беринговому мосту на Аляску. Далее волны переселенцев на протяжении нескольких тысячелетий заселили вплоть до Огненной Земли Северную и Южную Америку. Однако возникает вопрос: «Из какого региона Азии мигрировали на Чукотку и Аляску предки палеоиндейцев?»

            Международная группа ученых из США, Евросоюза и России провела исследование ДНК скелета мальчика, жившего 24 тысячи лет назад, и показала генетическую связь индейцев и древних жителей Предбайкалья. Хранящийся в Эрмитаже скелет ребенка археологи нашли в конце 1920-х годов у села Мальта на территории современной Иркутской области. В том месте располагалась одна из самых известных позднепалеолитических стоянок Сибири. В ходе изучения ДНК ребенка ученые установили, что он был мальчиком примерно четырех лет. Генетики также выявили, что ДНК ребенка совпадает с ДНК современных североамериканских индейцев на 38%.

            Исходя из этого данное исследование позволяет пересмотреть время, когда предки индейцев пришли на Аляску, а затем и в Северную Америку. По-видимому, это произошло гораздо раньше общепринятых 14-15-ти тысяч лет назад.

            Говоря об индейцах навахо, ученые историки отмечают, что это племя, как и родственные им апачи являются представителями последней, так называемой, атабаскской волны переселенцев, добравшейся до Аляски вплавь или по льду 4-5 тысяч лет до н.э., т.к. Берингов мост (Берингия) примерно 12 тысяч лет назад ушел под воду.

            Антропологически атабаски были наиболее монголоидными из всех волн переселенцев, они активно смешивались со старожилами.

            Исходя из предположений Болотова можно сказать, что далекие предки навахо формировались на территории Предбайкалья, что в свою очередь позволяет утверждать - современные монгольские, тюркские народы и индейцы навахо имеют общих предков.

            Протяженный маршрут с юга восточной Сибири до Берингова пролива не выглядит чем-то невероятным, если вспомнить миграции предков якутов в средние века, перебравшихся на протяжении одного-двух поколений из области озера Байкал в бассейн Колымы, т.е. фактически достигли побережья Ледовитого океана. По гипотезе, часть северных хунну в тяжелый для себя период совершили далекий бросок из-за губительной войны на север, перейдя Берингов пролив. Его фонд уже начал реконструкцию пути миграции предков навахо с предполагаемой прародины - территории Предбайкалья в Северную Америку.

            Существует множество параллелей в культуре народов Предбайкалья и индейцев. Индейцы живут в деревянных домах ничем не отличающихся от рубленных юрт закаменских, западных бурят. У индейских детей, как и у бурятских, на крестце есть монгольское пятно. У навахо очень популярен любимый монголами орнамент свастика. Похожи некоторые слова, например, обряд умывания в ритуальной бане называется – уhал – что созвучно бурятскому обряду. Головной убор монгольских и тувинских шаманов очень похож на украшения из перьев на головах вождей навахо. Тотемные столбы навахо похожи на бурятские коновязи-сэргэ. На гуннском городище встречаются кости лайкоидов – собак, которые сопровождали первых переселенцев в Америку. Навахо и апачи как и древние жители Байкальского региона почитают зеленый нефрит, поделки из него. Отмечено и поразительное внешнее сходство - навахо очень монголоидны. На Енисее с бурятами жили кеты, чье самоназвание — дянь, созвучное самоназванию атабасков, на-дене, или просто дене.

            Наконец, очень похожи шаманские обряды обоих народов, сила шаманов навахо поразительна. Навахо гордые, красивые, самодостаточные люди. Очень рослые, мужчин не ниже 180 см. [1]

            Опираясь на предположения ученых о том, что предки индейцев когда-то жили на территории Предбайкалья, а мы являемся их далекими потомками, развивая эту тему в данном проекте, мы прививаем интерес детей к общекультурному наследию, к традициям другого народа, пропуская через свой опыт, расширяем кругозор ребенка.

В чем заключается концепция семейного туристско-экологического лагеря «Индейская деревенька»

            Цель данного проекта,  детского индейского лагеря: создание благоприятных условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, а также их родителей, развития их личностного потенциала, содействие формированию краеведческой культуры, гражданско-общественной и коммуникативной компетентности воспитанников, через включение их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность в разновозрастном коллективе.

            Концепция проведения летнего семейного туристско-экологического лагеря «Индейская деревенька» будет опираться на три основных пункта, которые, будучи использованы вместе, многократно увеличивают для каждого из участников практическую значимость проводимых занятий и программ. К их числу можно отнести следующие составляющие:

            Первая – это тематическая окраска проекта – это важный пункт, сохраняющий притягательность проводимых проектов, обеспечивающий долговременную заинтересованность существующих участников и притяжение новых. Тематика проектируемого лагеря – индейская. Индейцы очень популярная тема.

            Программа лагеря будет включать самые необходимые для развития ребенка блоки, стилизованные под индейскую тематику:

            - спортивный (утренняя зарядка (в игровой форме), различные соревнования, а также занятия на приобретение новых навыков (например, туристских), обязательно походы. В спортивный блок входят такие   мероприятия, как «Индейское утро», «Седой следопыт», «Звонкая стрела», «Бурная вода», «Тайны древних племен», «Воин - медвежья лапа»,  «Приключения дремучих лесов»;

             - творческий (музыкальные занятия и танцы, вечера легенд и сказок, различные поделки). Мероприятия:  «Вождь краснокожих», «Уроки вождя Амазонки», «Музыка души», «Тайны девичьих лесов»;

            - научно-познавательный и эколого-этнографический (экологическое образование, краеведение). Мероприятие:  «Познание старейшин»;

            - психологический (прежде всего, игры на командообразование). Мероприятия: «Духи племен», «Тропа вождей», «Массаж по кругу».      

            Вторая важная составляющая - совместная активность детей и взрослых, взаимодействие на уровне семейных  тандемов. Это не просто детский лагерь с незыблемостью авторитета  руководителя и не просто отдых на турбазе - это увлекательная игра, в которой родитель и ребенок – члены одной команды, играющие на равных. Это не только углубляет связь между ними, но и позволяет взглянуть на себя со стороны, перенять у других участников новый, интересный опыт, а также поделиться своими педагогическими хитростями, интересными методиками, играми и просто весёлыми историями. Поэтому в таком лагере будет обеспечена максимальная вовлеченность участников в совместные мероприятия.         Крайне немаловажную роль играет также третья составляющая – в данном летнем  лагере одновременно принимают участие дети самого разного возраста – от младшего школьного возраста до практически подростков, и они, по воле обстоятельств, плотно взаимодействуют друг с другом во всех развлекательных и развивающих программах. Это позволяет младшим наблюдать за игрой более старших детей и принимать в них посильное участие, а старшим – учиться проявлять заботу и понимание. Во время такого межвозрастного общения происходит качественный скачок роста ребенка, это своеобразная встряска, отличающая данный лагерь от классической формы обучения в среде одногодок. Здесь совсем юные участники могут попробовать свои силы в заданиях для детей более старшего возраста и наоборот. Это не только подстегивает процессы мышления, но и развивает фантазию, расширяет границы картины мира ребенка, формирует ответственность и прививает чувство команды. Но, тем не менее, при проведении занятий/мероприятий необходимо учитывать разницу в возрасте и задания продумывать как для малышей, так и для детей постарше, чтобы и те и другие могли одновременно принимать активное участие.

            Основная деятельность лагеря направлена на развитие личности ребенка, включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательно - воспитательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности,

            - ощутить значимость собственного «я»;

            - осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей;             - повысить свою самооценку;

            - выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

            Находясь в лагере, дети так же ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

            Многолетние наблюдения педагогов и медицинских работников, говорят о положительном влиянии пребывания в естественных природных условиях на такие качества, как повышение самооценки, инициативы, ответственности, снижение уровня тревожности. Повышение уровня знаний и навыков способствует адекватной оценке своих возможностей, более открытому поведению и восприятию окружающего мира.

            Важное место в сфере свободного времени детей в данном лагере занимает спортивно-оздоровительная деятельность. Она позволяет реализовать потребность ребёнка в активном действии, направлена на снятие накопленной за учебный год усталости, способствует восстановлению интеллектуальных и физических сил, привитие интереса к спорту, физическому развитию, обучение навыкам, необходимым в жизни (плавание, умение ориентироваться на местности, оказание первой медицинской помощи и т.д.).

            В содержании деятельности семейного туристско – экологического лагеря «Индейская деревенька» немаловажна роль исследовательско-познавательной деятельности. Которая в условиях лагеря осуществляется в форме поисково-краеведческой работы на прилежащих к лагерю территориях; организации походов на непродолжительное время с изучением природных ресурсов местности, проведения экскурсионных программ, направленных на расширение кругозора детей. Интересные экскурсии и маршруты в значительной мере способны расширить кругозор ребёнка, оказать влияние на формирование у него эстетического вкуса.

            Так же в  структуре деятельности данного лагеря важным компонентом является игровая деятельность, которая позволяет ребёнку самоутвердиться, примерить на себе различные социальные роли, сформировать нравственные оценки, выступает важнейшим фактором объединения детей и взрослых.

            Организаторы данного проекта уверенны тема индейцев очень интересна детям.

            Как и положено настоящему индейскому племени, жизнь индейского летнего лагеря очень яркая, насыщенная и полна приятными сюрпризами для новых, но уже по-настоящему полноправных членов племени.  Опытные аниматоры, инструктора и богатый реквизит не дадут ребенку заскучать.

            Согласно требованиям "Об утверждении СанПиН 2.4.4.2605-10" лагерь должен располагать жилым блоком, санитарно-бытовым блоком, административно-хозяйственным блоком. [2]

            Детский лагерь «Индейская деревенька» будет расположен  в заливе Лиственничный, рядом с п. Листвянка Иркутская обл., Иркутский р-он. Участок  расположен в 65 км от г. Иркутск, не ближе 100 м от линий электропередачи, автомагистралей, железнодорожных путей и не менее чем на 500 м выше по течению водоемов относительно источников загрязнения. Транспортную доступность обеспечивает автодорога регионального значения Иркутск  – Листвянка.