Полный текст статьи
Печать

В современных быстро меняющихся условиях глобализации и информатизации общества проблема социализации детей с умственной отсталостью становится все более актуальной. Подготовка к жизни в обществе красной нитью проходит через ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Способность личности  к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально-положительного поведения рассматривается как социализация (от лат. socialis — общественный) [1].

Понятие «социализация» было введено в социальную психологию еще в 40–50-е гг. На современном этапе изучают процесс социализации многие ученые: Воронова А.А. [2], Королева Ю.А. [3], Радина Н.К. [4] и др. Теоретический анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что в процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация личности основана на познании личностью социальной действительности. Еникеев М.И. уточняет, что социализация предполагает процесс активного самопостроения личности, которое стимулируется определенными социальными условиями [5]. В результате социализации индивиду предоставляется возможность жить в качестве  полноправного члена общества. В процессе социализации человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

У каждого поколения возникают свои проблемы включения в жизнь. Социализация личности не означает «подгонки» новых поколений под прежние традиции и ценности. Социализация зависит от деятельности ребёнка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся государство и общество о будущем поколении.

Для эффективного решения задачи социализации детей с умственной отсталостью необходим учет региональных, национальных, этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, необходимо поддержание и развитие ресурсов социализации, традиционных для отечественной культуры.

История социализации умственно отсталых детей в России имеет примеры самопожертвования, самоотверженного труда в деле преодоления психических и физических недугов  у ребенка [6]. Развитие формирования толерантности общества к лицам с выраженными отклонениями начинается с принятия Русью христианства. Историк К.Н. Бестужев-Рюмин указывает, что «самым ближайшим влиянием христианства является нравственное» [7].

Понятие «благотворительность», которое идет из глубокой древности, понимается как бескорыстная помощь нуждающимся, как выражение человеколюбия. В толковом словаре Ожегова С.И. «благотворительность» определяется как деятельность, направленная на оказание материальной помощи неимущим [8].

Благотворительность рассматривается как неотъемлемая часть российского общества. В историческом развитии она имеет широкий смысл – от милостыни и пожертвований до государственных указов и актов. Сущность благотворительности состоит в создании общественных институтов или пожертвований для оказания систематической помощи страждущим и обездоленным. Без сострадания, сердечного участия, бескорыстной любви к человеку благотворительность не будет эффективной. 

Первые благотворительные мероприятия совершались еще в древности, когда в Х веке возникли первые монастырские приюты.

Преподобный Феодосий основал первую монастырскую богадельню, в  которой оказывалась помощь калекам [9].

В культуре восточных славян не было проявления открытой агрессии или непиязни к лицам с отклонениями.  Киевские князья были милосердны к сиротам и нищим. Переняв опыт Византии, они  возложили функцию призрения на Церковь, передав ей часть своих доходов на нужды благотворительности [10].

Князь Владимир II Мономах считал благотворительность обязательной задачей своей власти. В своем наставление сыновьям он указывает: «Всего паче убогих не забывайте, поскольку вам возможно, по силе своей кормите, снабдите сироту» [11]. Князь Владимир III открывает при московских церквях богадельни.  Первые богадельни представляли собой скромные избушки, кельи. [12]. При этом социализация людей с нарушениями в развитии в общество протекала очень медленно. Иван Грозный, подчинив Церковь своей власти, впервые попытался организовать призрение «убогих» в рамках государственного урегулирования. В «Стоглавый судебник» (1551) была внесена статья о необходимости попечения больных и нищих, «кои одержимы бесом и лишены разума». Их рекомендовалось помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых» [13].

В обществе дети с ограниченными возможностями здоровья входили в категорию нищенствующих, которые по тем или иным причинам не могли работать. Нищими становились старые солдаты, слепые, безрукие, старые люди, дети-сироты. «Стоглавый судебник» позволил вести подсчет нищих, и совершать мероприятия для их уменьшения.  Например, людей отправляли на ломовые работы, здоровым нищим разрешили жить за счет подаяния, но запретили им вход в богадельню, больные, инвалиды, малолетние сироты, престарелые были на попечении Церкви. Анализ литературы позволяет констатировать, что по отношению к детям с умственной отсталостью отдельных мер не применялось.

На Руси дети с умственной отсталостью были окружены ореолом таинственности и святости. Простой народ считал призрение «дурачков», «блаженных» угодным Богу делом. В прямом смысле, слово «убогий» означало жить у Бога на виду. Подать нищему -значило проложит себе путь к прощению . В народе говорили , что «в рай входят святой милостыней». Священнослужители накладывали на кающихся людей епитимию, с целью поддержания нищих. Верующие люди также подавали милостыню при поминовении своих родственников.

В отечественной культуре широко распространилось понятие «юродивые». По определению российского историка С.А. Иванова, который исследовал культуру средневековья, юродивый это тот, кто «родился неправильно». Они в  первую очередь стремились обрести подлинное смирение и бесстрастие (святые отцы Церкви считали это качество условием приобщения к подлинной Божьей любви и любви к ближнему).

Анализ трудов исследователя проблемы нищенства на Руси И.Прыжова [14], позволяет сделать вывод, что юродивые вели себя как безумные — и тем самым навлекали презрение и насмешки со стороны окружающих, которые их оскорбляли и очень часто били розгами. Все это они выносили терпеливо и кротко, без тени ненависти, они не проявляли ответной агрессии и не были злопамятными. Они были признательны к людям, которые их обижали, всегда молились за них.  Юродивые существовали в крайней бедности, ходили в тряпье, иногда ногими даже  в очень холодную погоду, мало ели и спали, жили на помойках. Многие из юридивых были причислены к лику святых. Например, Василий Блаженный, которого боялся и почитал сам Иван Грозный. После смерти Василия Блаженного царь и придворные бояре несли его гроб, и чуть позже построили собор рядом с погребением, которые носит имя Василия Блаженного.

Среди истинных юродивых часто встречались и шарлатаны. Они скитались по городам, в руках у них всегда была кружка для подаяния. Если прохожий не подавал им милостыню, шарлатаны выкрикивали ругательства и оскорбления им вслед.   Были люди, которые хотели нажиться за счет слабоумных родственников. Они учили «дурачков» петь отвратительные песни, наряжали в шутовские костюмы, дразнили и издевались.  В очерках И.Г. Прыжова приводится пример юродивого Николаши, которого для потехи ради просили зевнуть 50 раз подряд. В силу своих умственных способностей Николаша не понимал что происходит, и за копеечку, выполнял  просьбы людей [15].

Но, несмотря на это, милостивое отношение к больным, калекам, сиротам и другим нуждающимся всегда было характерно для Руси. В Киевской Руси понятие “благотворительность” еще не было распространено, но всегда были частные лица, которые помогали людям. Как пишет В.О. Ключевский: «Человеколюбие у наших предков было то же, что нищелюбие, и любить ближнего прежде всего значило – накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице… Древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, милостыню, подаваемую из рук в руки, притом  тайком не только от стороннего глаза, но и от собственной «шуйцы» (левой руки)» [16].

Благотворительность как организованная форма общественной помощи активно развивается в XIX - начале XX в. Постепенно благотворители обращают внимание и на положение детей с умственной отсталостью. Известный исследователь в области олигофренопедагогики Х.С.Замский концу XIX века в России было 100 тысяч слабоумных детей в такой степени, что их жизнь без оказания общественной помощи была бы крайне трудной и почти невозможной.  Эти данные были предоставлены директором медицинского департамента Н.Е. Мамонтовой.  А по подсчетам докторов Н.В. Игнатьева и В.И. Яковенко, в 1897 году число детей с врожденной и приобретенной умственной отсталостью составило 200 тысяч. Изучив положение слабоумных в Московской губернии,  доктор В.И. Яковенко сделал вывод: из числа слабоумных ничем не заняты-40%, выполняют несложные крестьянские работы-27%, подвергаются систематическим побоям, приковыванию на цепь - 6%, нищенствуют – 21%, призревается - 0% [17].

Именно в этот период большую роль в организации помощи социализации детей с умственной отсталостью сыграли православные братства.  Православные братства - это добровольные объединения мирян,  при приходских храмах, задачей которых является попечение о храме, просветительская, образовательная, благотворительная деятельность, защита Православия.

Одним из крупнейших братств является Братство во имя Пресвятой Богородицы, созданное в 1884 году в Санкт-Петербурге. Перед этим братством ставилась задача создания церковно-приходских школ, народных библиотек, и общее религиозное и нравственное просвещение русского народа. Братство во имя Царицы Небесной было создано в 1900 году, и сделала многое для помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря этому братству были созданы приюты для идиотов, эпилептиков, калек. Братство находилось под покровительством Государыни Императрицы Александры Федоровны. В 1901-1902 году, на собранные Братством деньги, был построен четырехэтажный дом для эпилептиков, идиотов и глубоко отсталых детей в Санкт-Петербурге. В 1902 году Братство открыло приют в Курской области, в 1905 году в Москве и в 1907 году в Вятке и Переславле-Залесском [18,19].

 

К 1 января 1893 года в России действовали 159 церковных братств, в которых участвовали и работали, по приблизительному расчёту, свыше 37 тысяч братчиков. Эти братства обладали капиталом на сумму свыше 1 629 700 рублей, годовой приход их превысил 803 тысяч рублей, расход — 598 220 рублей. Часть этих средств шло на поддержку домов для душевнобольных, сиротских приютов, госпиталей  и больниц, богаделен.

Большую роль в развитии форм социализации детей с нарушениями в развитии играли представители императорской фамилии. При Екатерине II ,когда в Россию стали проникать новые веяния гуманизма начали создаваться приюты, лазареты, больницы, столовые и чайные, где нуждающиеся получали обед за символическую цену или бесплатно. Такие  плоды благотворительности и не были направлены на социализацию людей с ограниченными возможностями здоровья, а лишь поддерживали их жизнедеятельность и лишь в ограниченных объемах.

Благотворительностью занимались и другие правители. Например, царь Михаил Федорович со свитой, в преддверии праздников или в ознаменовании военных побед, посещал тюрьмы и богадельни где раздавал милостыню. Близкий советник царя Алексея Михайловича - Федор Ртищев, стал видным московским благотворителем. По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, старых и даже пьяниц, и свозили их в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни.

Императрица Мария Федоровна одной и первых создала филантропическую  организацию дореволюционной России. Ее организация носила название «Учреждения императрицы Марии Федоровны». Эта организация занималась помощью  детям от рождения до 18 лет. Здоровых детей отдавали в казенные государственные деревни добрым крестьянам с целью «приучить питомцев к правилам сельского ведомства». Дети с ограниченными возможностями здоровья оставались на попечительстве учреждения императрицы, получали общее и профессиональное образование, по возможности трудоустраивались.  Все эти мероприятия можно назвать одними из первых форм социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

При Александре I начала развиваться частная благотворительность. Его супруга, Елизавета Алексеевна создала общества «Имперское человеколюбивое» и «Женское патриотическое». Это общество располагало дешевыми квартирами и ночлежками, швейными мастерскими, столовыми, амбулаториями и больницами. Общество существовало за счет пожертвований частных лиц и целых сословий. «Золотыми годами» благотворительности и милосердия считаются времена правления Романовых. Члены династии строили на свои средства  приюты и богадельни, благотворительные учреждения, занимались  активными делами милосердия. На ряду с ними развивалась и частная благотворительность. Семья Маляревских открыла  в Петербурге в 1882 году учреждении для аномальных детей, именовавшемся «Врачебно-воспитательное заведение доктора И. В. Маляревского». Кащенко В.П. открыл частное врачебно-воспитательное заведение «Школа-санаторий для дефективных детей». Это заведение занимает значительное место в истории становления отечественной олигофренопедагогике и дефектологии [20].

В советское время все средства частных и благотворительных организаций были национализированы. Государство провозгласило полную ответственность за решение всех социальных проблем.

На сегодняшний день наблюдается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Развиваются и новые формы благотворительности. В настоящее время существуют множество благотворительных фондов помогающих детям с ограниченными возможностями, учредителями которых являются религиозные организации и частные лица. Санкт-Петербургский фонд «Спасение» помогает детям  с нарушением интеллекта независимо от их места проживания. Специалисты этого фонда ведут коррекционную работу с детьми в интернатах, а так же выезжают на дом.

Московский Благотворительный фонд «Поддержка Гуманитарных Программ» обеспечивает детей техническими средствами реабилитации, проводит развивающие занятия. Этот фонд был создан в 1998 году  совместно с британской огранизацией ”Motivation” в  Москве и работает над осуществлением программ по улучшению качества жизни семей, имеющих детей с нарушениями в развитии. Также этот фонд старается уделять особое внимание важности раннего вмешательства. «Негосударственное образовательное учреждение “Дом детского творчества”» (г. Москва), кроме сбора средств, организует досуг детей с ограниченными возможностями, проводит различные мероприятия вместе с родителями, часто дети совершают мини-туристические походы.  

По инициативе  московской художницы Марии Елисеевой была создана общественная организация «Дети Марии». Она со своими друзьями посещала вспомогательный интернат №103 в Москве и учила детей живописи. Кроме обычных сирот в интернате воспитывались и дети с ограниченными возможностями здоровья. Чуть позже Мария создала художественную студию, в которой вместе с обычными детьми занимаются особые дети. Продукты творчества детей (картины, открытки, магниты) выставляются на продажу в интернет-магазины, а вырученные средства идут для развития этой организации. На данный момент в студии Марии Елисеевой занимается более 200 детей, все они учатся взаимодействовать друг с другом, заметно улучшение их социальной адаптации и психологического и эмоционального развития.

Общественная  организация «Круг» (город Москва) помогает детям в приобретении профессии и интеграции в общество. В «Круге» на  регулярной основе занимаются более 150 детей.

 Одним из крупных Российских церковных фондов является Православный портал о благотворительности «Милосердие», который помогает детям со всех регионов страны. По проекту этого Православного фонда создан Елизаветинский детский дом, в котором проживают девочки с синдромом дауна, Свято-Софийский детский дом для детей с различными нарушениями в развитии. Дети занимаются с педагогами-дефектологами, логопедами, психологами. Также сестры милосердия выезжают на дом, где оказывают помощь родителям в воспитании особых детей.  Эти детские дома располагаются в Москве, и в них проживают до 25 детей. В этих детских домах с детьми занимаются логопеды, дефектологи, специалисты ЛФК. Благодаря специальным занятиям дети научились навыками самообслуживания и легко взаимодействую с персоналом и другими людьми. Такая форма социализации детей достаточно эффективна. Дети начинают обучение в “своей среде”, под присмотром специалистов.

Таким образом, если провести параллель между прошлым и настоящим, можно сказать об общих формах благотворительности. Состоятельные семьи, такие как Третьяковы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие, занимались благотворительностью  в виде меценатства – покровительствовали  искусству, собирали  большие библиотеки, коллекции, создавали художественные галереи. Многие купцы жертвовали деньги Церкви, на отливку колокол, написание новых икон. Павел Третьяков много средств жертвовал на учреждения для детей. Третьяков финансировал училище для глухонемых детей [21], в 1876 году открыл школу для детей 6-10 лет, где они получали практические навыки и общее образование.

В наше время такие же состоятельные семьи проводят аукционы, а часть вырученных средств отдают в благотворительные фонды. Многие артисты современности проводят акции в поддержку благотворительности, устраивают выступления в коррекционных школах и интернатах.

Существование благотворительных фондов всегда было и будет полезным в обществе. Явления благотворительности в прошлом помогло некоторым выжить в тяжелых условиях, благодаря подаяниям и милостыням многие дети нашли кров и пропитание. В современном мире благотворительность имеет огромную значимость. Множество реабилитационных школ, интернатов, центров для детей с ограниченными возможностями здоровья в большинстве случаев содержатся  на средства, собранные благотворительными фондами.

Благотворительность играет огромную роль в оказании помощи детям. По данным благотворительного фонда «Солнце» города Санкт-Петербурга помощь была оказана:139 новорожденным с тяжелыми формами заболевания, 6 детям были оплачены дорогостоящие операции, 985 детям находящихся на длительном лечении в больницах (данные предоставлены на 2015, 2016 и начало 2017 года). Помогать детям с нарушениями в развитии можно не только денежными средствами. Любой желающий может стать волонтером реабилитационных центров, помогать покупкой необходимых приспособлений для детей и т.д.

Роль благотворительности в современном мире огромна. Сложность и уникальность дефектов у детей зачастую требует разработки индивидуальных маршрутов коррекции. На помощь государственным и муниципальным организациям помощи детям с ограниченными возможностями здоровья приходят благотворительные организации. На  собранные средства закупаются необходимые для повышения эффективности социализации детей оборудование для коррекционных классов, необходимые медикаменты, учебные пособия и т.д. При помощи благотворительных организаций проводятся мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья, на которых дети общаются не только друг с другом и дефектологами, но и взаимодействуют с обществом в целом. Таким образом, мероприятия благотворительности способствуют социализации особых детей.