Полный текст статьи
Печать

Инвалиды — одна из социально незащищенных групп населения, требующая особого внимания со стороны государства. Права инвалидов регулируются на федеральном уровне законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ. Кроме того, существуют законы субъектов РФ о социальной защите инвалидов (закон Забайкальского и Камчатского края, Новосибирской, Омской, Мурманской области).

К сожалению, в нашем регионе существует множество проблем, касающихся социальной поддержки людей с ограниченными возможностями. Согласно официальным данным сайта правительства Кировской области (на 01.01.2016г.), в нашей области проживает 139,17 тысяч инвалидов, что составляет 10,7% от общего числа населения Кировской области, из них детей-инвалидов – 3972 человека.

Данные показатели свидетельствуют о необходимости урегулирования на региональном уровне отношений, возникающих в сфере социальной защиты и поддержки указанной группы людей. Обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, интеграция людей с инвалидностью в социум, содействие их трудовой занятости — актуальные задачи современного общества, требующие незамедлительного решения.

С этой целью Законодательным Собранием Кировской области были разработаны проекты закона «О социальной защите инвалидов в Кировской области». Первый законопроект был разработан летом 2016г. и отозван 3 ноября 2016г. В марте 2017г. доработанный проект закона вновь был внесен  в Законодательное Собрание и 30 марта был принят в первом чтении практически единогласно.

В данном законопроекте отражены основные направления социальной защиты инвалидов, а также определена роль органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки.

Следует отметить, что во многих регионах Российской Федерации законы, регулирующие отношения в данной сфере, действуют уже несколько лет. Сравнительный анализ проекта закона Кировской области «О социальной защите инвалидов» с подобными законами субъектов РФ (а именно с законами Новосибирской и Мурманской областей), а также с  Федеральным законом от 24 ноября 1995 года, позволяет сделать следующие выводы:

В проекте закона «О социальной защите инвалидов в Кировской области» отсутствуютбазовыеположения о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности (статья 3.1. соответствующего Федерального закона), об ответственности за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности (статья 6 Федерального закона), а также об ответственности за нарушение прав инвалидов (статья 32 Федерального закона).

В проекте регионального закона не упоминается положение о медико-социальной экспертизе, а также положение о реабилитации и абилитации инвалидов, которым в федеральном законе посвящены целые главы.

Следует обратить внимание на то, что в проекте закона Кировской областипрактически не проработаны пункты, касающиеся медицинской помощи инвалидам (пункт 1 статьи 5), обеспечения инвалидов  жилыми помещениями (пункт 2 статьи 5). Данные пункты содержат только ссылки на федеральные и региональные правовые акты, регулирующие данные сферы, в то время как в статье 17 Федерального закона подробно расписан порядок обеспечения инвалидов жильем, требования, предъявляемые к жилым помещениям, занимаемым инвалидами. Также в федеральном законе подробно прописаны меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных  услуг.

Статьи, посвященные обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, подробно прописаны как в Федеральном (статья 15), так и в региональном законе (статья 6). В законопроекте Кировской области отсутствует важное положение о необходимости планировки и застройки городов и населенных пунктов и производстве транспортных средств общего пользования с учетом возможности беспрепятственного доступа к ним инвалидов. Однако, стоит отметить, что во второй редакции законопроекта Кировской области в статье, регулирующей обеспечение доступа инвалидов к объектам социальной,   инженерной   и   транспортной инфраструктур, добавилось положение о необходимости подготовки специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

  Недостаточно разработан пункт 3 статьи 5 законопроекта Кировской области, касающийся общего, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов. Не упоминается о необходимости создания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 7 законопроекта Кировской области посвящена обеспечению занятости инвалидов и является одной из наиболее подробно проработанных статей данного законопроекта. В ней упоминается о необходимости создания организациями специальных рабочих мест для трудоустройства работников с ограниченными возможностями, а также порядок предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости. Следует отметить, что в первой редакции законопроекта, разработанной в 2016г., отсутствовало упоминание о необходимости создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации,  условий для предпринимательской деятельности инвалидов, организации обучения инвалидов новым профессиям. Субъект законодательной инициативы учел данный недостаток и внес в новую редакцию соответствующий пункт.

Также в статью 7 новой редакции законопроекта были внесены уточнения относительно  установления квот для приема на работу инвалидов в зависимости от численности работников в организации, в соответствии с требованиями статьи 21 Федерального закона. Важно отметить включение пункта, касающегося освобождение работодателей - общественных объединений инвалидов и образованных ими организации от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Преимуществом новой редакции проекта регионального закона, в отличие от первой, является включение положения об ответственности лиц, виновных в нарушении прав инвалидов в области трудоустройства и занятости.

Следует также отметить, что в проекте закона Кировской области отсутствует положение о Ежемесячной денежной выплате инвалидам (в соответствующем федеральном законе — статья 28.1).

При сравнении проекта закона «О социальной защите инвалидов в Кировской области»с подобными законами других регионов РФ (рассмотрены соответствующие законы Новосибирской и Мурманской области), были отмечены следующие моменты:

В законопроекте Кировской области отсутствует базовое положение об основных принципах социальной защиты инвалидов (статья 2 соответствующего закона Новосибирской области).

Значительным преимуществом закона «О социальной защите инвалидов» Новосибирской области является то, что отдельная статья уделена поддержке детей-инвалидов. Также в данном законе упоминается о необходимости вовлечения инвалидов в занятие творческой деятельностью, физкультурой и спортом.

Закон «О социальной защите инвалидов» Мурманской области примечателен тем, что в нем подробно расписано положение о содействии занятости инвалидов (меры социальной поддержки инвалидов, организация специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов), а также прописаны права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов.

Таким образом, сравнительный анализ проекта закона «О социальной защите инвалидов в Кировской области» с соответствующим федеральным законом и законами других регионов показал, что предложенный Законодательным Собранием Кировской области законопроект требует серьезной доработки. Принятие его в предложенной форме приведет к появлению закона малоэффективного с правоприменительной точки зрения и не вполне соответствующего интересам инвалидов, проживающих в нашем регионе.