Полный текст статьи
Печать

В настоящее время каждая семья тесно взаимосвязана с обществом,  она чутко реагирует на все изменения, происходящие в государственной и общественной жизни. Одной из важнейших социальных задач российского государства является защита семьи, материнства и детства. Имплементация международных норм ООН, гласящих, что современная политика государства, а также согласованное с этой политикой действующее законодательство, направленное на фортификацию семьи – это наиболее важное направление функционирования как правительства отдельной страны, так и междеправительственных учреждений, образовательных учреждений делает эту задачу приоритетной [1, с. 67].

Согласно Концепции семейной политики России [2], ее целями являются:

- защитная: поддержка, укрепление и защита семьи, включая ценности семейной жизни;

- функциональная: формирование надлежащих условий, способствующих выполнению своих характерных функций социальным институтом семьи;

- стабилизационная: повышение качества жизни как семьи в целом, так и обеспечение права члена семьи в процессе ее общественного развития.

Концептуальные цели обеспечиваются определенными условиями для их реализации, которые можно разделить на следующие группы:

1. Административные (координация деятельности субъектов семейной политики, наделение органов государственной власти функций реализации задач государственной семейной политики и пр.).

2. Экономические (совершенствование социально-экономических показателей, учет целей и задач семейной политики при формировании бюджета и т.д.).

3. Правовые – нивелировка действующего законодательства. С юридической позиции обеспечением реализации Концепции семейной политики является закрепление отдельных положений в правовых нормах и, в первую очередь, в нормах Конституции Российской Федерации. Основной закон России закрепляет догматические права и свободы, а свое детальное правовое регулирование эти права и свободы получают в нормативных правовых актах различного уровня.

Анализируя положения Концепции можно выделить следующее: по сути, все целеполагания сводятся к реализации первой цели. Т.е. поддержка, укрепление и защита семьи и семейных ценностей реализуется путем создания функциональных условий для семьи, повышения уровня качества жизни, а также соблюдением прав членов семьи. Таким образом, первая цель включает в себя все остальные цели, которые, по сути, являются не целями, а средствами достижения первой цели. Таким образом, цель государственной семейной политики едина – это поддержка, укрепление и защита семьи и семейных ценностей.

Государственная семейная политика основывается на таких принципах как:

1) Независимость семьи в своей частной жизни. Данный принцип базируется на конституционном праве на частную жизнь человека преломляя ее в область семейных отношений. Также его также можно охарактеризовать и как принцип суверенности. То есть, согласно данной максиме суверенности семьи, последняя (семья) является самостоятельной относительно государства и имеет право принятия любых легальных решений, касающиеся ее функционирования в соответствии со своими целями и интересами [3, с. 128].

2) Равенство семей и членов семей при оказании им поддержки вне зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе, то есть независимо от того, какое социальное положение занимает семья или ее член, какова их расовая либо национальная принадлежность, конфессия и место жительства. Данный принцип базируется на принципе равенства вообще и принципе равенства супругов в частности. Статья 19 Конституции РФ гласит, что права мужчины и женщины в семье идентичны и при решении любых вопросов, касающихся внутрисемейных отношений (например, отношений материнства либо отцовства, воспитания детей, их образования, либо бюджета семьи и т.п.) муж и жена имеют равнозначные права [4, с. 18].

Ограничения по принадлежности к какой-либо социальной группе запрещены п. 4 ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации [5].

Между тем, следует отметить, что существует правовая возможность ограничения прав членов семьи – это основанное на ст. 55 Конституции России [6], положение ст. 1 Семейного кодекса России, гласящее, что ограничение прав гражданина в рамках семьи возможно только на основании норм, изложенных в Федеральном законе и лишь в той мере, которая необходима для защиты иных лиц (например, защита нравственности либо здоровья). При этом под иными лицами в законодательстве имеются ввиду как члены семьи, так и иные граждане. Как отмечают ученые, указанное требование п. 4 ст. 1 СК РФ является гарантом прав членов семьи от возможного ущемления их прав и свобод как отдельными гражданами, так и органами государственной власти [7, с. 96].

3. Презумпционный характер добросовестности лиц, являющихся родителями при реализации ими родительских прав.

Ребенок, согласно Конвенции о правах ребенка – это самостоятельная личность, которая имеет определенные права, но при этом усеченный круг обязанностей и расширенный спектр гарантий, так как в силу своего несовершеннолетия, нуждается в защите. Нормы международного права имплементированы в российское семейное законодательство. Соответственно, в Семейном кодексе РФ закреплен ряд прав и свобод несовершеннолетних, а также корреспондирующие права и обязанности родителей по содержанию, воспитанию и обучению детей. Основополагающим правом является право несовершеннолетнего на жизнь и воспитание в семье. Обусловлено это тем, что воспитание в семье включает в себя индивидуальный подход к каждому ребенку, позволяющий учитывать его особенности (в том числе, особенности личности, его психо-физиологическое состояние и пр.) [9, с. 283].

4. Ответственность семьи за воспитание ребенка, включая его образование и развитие, а также сохранение здоровья.

Роль родителей в воспитании ребенка достаточно существенна. Конвенция о правах ребенка закрепляет правило о том, что интересы ребенка – это предмет основной заботы родителей, и именно родители несут ответственность за воспитание и развитие личности ребенка. Основной закон России устанавливает одновременно и право и обязанность родителей заботиться о своем ребенке (п. 2 ст. 38). Данное конституционное положение развито в ст. 61 Семейного кодекса РФ.

Родители имеют определенную совокупность прав и обязанностей, которыми они наделяются как субъекты семейных правоотношений. Это такие права как права на: воспитание, образование, защиту прав и интересов как самого ребенка, так и собственных (родительских) прав [10, с. 38].

5. Соучастие институтов семьи, государства, общественных объединений, включая благотворительные организации и предпринимательства.

Субъектами семейной политики является комплекс различных субъектов – это и общественные организации и политические партии и органы исполнительной власти и другие субъекты политической системы общества. Все они взаимодействуют друг с другом, имея общую цель – реализации семейной политики, ее внедрение и совершенствование [11, с. 44].

6. Дифференциация предоставления социальных гарантий членам семьи.

Социальная составляющая деятельности российского государства закреплена в Конституции России и конкретизируется в отдельным нормативных правовых актах различного уровня. Законодатель закрепляет право каждого нетрудоспособного члена семьи на предоставление определенных гарантий в целях поддержания приемлемого уровня жизни, предоставление адресной помощи и других социальных услуг тем семьям, которые объективно в ней нуждаются.

7. Приемлемость концептуальных положений семейной политики на всех уровнях ее реализации. Данный принцип предполагает, что реализация семейной политики осуществляется на разных уровнях – как на федеральном (общероссийском), так и на уровне субъектов (региональный уровень) и муниципальном уровне. Это предполагает, что семейная политика должна базироваться на единых для всех трех уровней принципах и строится с учетом региональной специфики того или иного региона. Как полагают ученые, учет региональных особенностей при этом может достигаться как за счет путей конкретизации единой в своей основе цели семейной политики, так и путем применения специфических средств ее достижения. Наилучшим организационным механизмом обеспечения единства целей семейной политики и учета региональных особенностей являются региональные программы семейной политики [12, с. 39].

Принятие Концепции государственной семейной политики и определения ее целей повлекли внесение изменений и дополнений в действующее семейное законодательство. Нивелировка коснулась совершенствования эффективности реализации государственной семейной политики. К сожалению не все проблемы в данной сфере были устранены; остались даже те коллизии, о которых ученые говорят уже на протяжении нескольких лет (например, процессуальные вопросы расторжения брака, вопросы ювенальной юстиции и т.д.). Это свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования семейного законодательства и обучение населения  принципам, функциям семейной политики, способам их применения, в целях улучшения внутрисемейных отношений и более эффективной реализации Концепции государственной семейной политики.