Полный текст статьи
Печать

Современный мир, с позиции русской экономической науки – это глубокое пересечение экономических интересов транснациональных компаний и государств в наиболее развитых секторах экономики. Но и огромный исторических пласт в выстраивании и поддержании наиболее важных, экономических связей между разными регионами и странами.

Россия и Япония в этой связи, являют собой исторический пример непростых экономических взаимоотношений.

Есть множество причин, мешающих выстраиванию, по-настоящему партнерских отношений и теснейшей кооперации между Россией и Японией на русском Дальнем Востоке и в целом в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а именно: Россия и Япония, в своей современной истории, не заключили мирного договора между собой; на повестку дня, активно выносится проблема территории –Курильских островов; внешняя политика Японии, находится в прямой зависимости от позиции США; Россия находится в условиях международной санкционной политики.

Но несмотря на это русский и японский бизнес, стремятся к выстраиванию теснейших экономических связей, а политики к преодолению политико-экономических проблем.

Как было написано ранее, современная архитектура русско-японских экономических взаимоотношений складывалась не просто. Глава МИД России С. Лавров заявил в интервью ТАСС: «Мы очень дорожим отношениями с Японией, японским народом, это наш сосед. У нас непростая история, но очень хорошие перспективы. Бизнес двух стран демонстрирует взаимную заинтересованность в реализации крупных, полезных проектов. Нас много что объединяет» [1].

И действительно, после подписания декларации о прекращении состояния войны и восстановления дипломатических отношений в 1956 г., стало возможным возобновление торговых отношений между СССР и Японией.

Так в декабре 1957 г. было подписано первое торговое соглашение между странами и только в 1986 г. была подписана Конвенция «об избежание двойного налогообложения в отношении налогов на доходы». Столь незначительное экономические контакты продиктованы подписанием Японией в 1960 г. нового пакта о безопасности с США, что предусматривало продление на 10 лет военного присутствия американских сил на территории страны. В ответ СССР аннулировал декларацию 1956 г. и сократил взаимную торговлю.

Новый виток в развитии экономических взаимоотношений можно отнести к 1998 г., когда было подписано, первое в постсоветской России соглашение «о сотрудничестве в области промысла морских живых ресурсов», благодаря чему японские моряки смогли вести промысел в районе южных Курильских островов. Также было заключено соглашение «о поощрении и защите капиталовложений».

С приходом к власти в России В.В. Путина, вектор двусторонних отношений претерпел некоторое изменение, он стал более экономически предметным. Так, было подписано соглашение «о научно-техническом сотрудничестве» и одновременно с ним соглашение «о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии» в 2000 г. Спустя 9 лет, в 2009 г. было подписано соглашение «о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах», и в след за ним, в 2012 г. соглашение «о борьбе с браконьерским промыслом морских и живых ресурсов в приграничных районах».

Исходя из предыстории, нужно подвергнуть детальному анализу те экономические основы, способствующие развитию двусторонних экономических отношений между Россией и Японией.

Так, если рассматривать двусторонний товарооборот между Россией и Японией, то можно отметить, что в структуре российского экспорта в Японию приходится более 80% на поставки минерального топлива, алюминий, древесину, древесный уголь, драгоценные камни, цветные и черные металлы, резину и каучук. В структуре японского импорта в Россию преобладает: более 50% - продукты машиностроения, изделия из черных металлов и пластмасс.

Нужно отметить, что с 2004 по 2012 гг. рост японских прямых инвестиций в российскую экономику составил – 2,7 млрд. долларов, но в связи с международными санкциями, начиная с 2014 г. инвестиции сократились до 1,7 млрд. долларов[2].

Анализируя инвестиции, можно сказать, что основными сферами японских вложений стали: топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, машиностроение, добыча полезных ископаемых.

Если, конкретно проанализировать топливно-энергетический комплекс, то можно сказать, что основное внимание приходится на реализацию нефтегазовых проектов на острове Сахалин. Доля японских инвестиций в проекте «Сахалин – 1» составляет около 30%, а в проекте «Сахалин – 2» не более 22,5%[2].

Стоит отметить, что в 2009 г. в рамках реализации проекта «Сахалин – 2» был построен первый в России завод по производству сжиженного природного газа и были произведены первые поставки такого газа в Японию. Так, по данным Росстата, доля российского газа на японском рынке в 2014 г. достигла – 9,5%, что составляет 11,5 млрд. кубометров газа в год[2].

Анализируя строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», можно сказать, что с 2012 по 2014 гг. расширился доступ российских нефтепродуктов на рынок Японии. Так, российский экспорт нефти в Японию составил 8,2%, это примерно 13,5 млн. тонн нефти в год.

После 2014 г. наметился определенный сдвиг в нефтегазовом секторе. В 2015 г. корпорация Роснефть, предложила проинвестировать японскому капиталу, ряд проектов общей нефтяной ресурсной базой в размере 100 млрд баррелей, а в 2016 г. корпорация Новатэк, пригласила японский капитал в проект «Арктик-СПГ».

Важным событием стало проведение в сентябре 2015 г. «Восточного экономического форума», в рамках которого были подписаны ряд экономически важных соглашений, а именно: соглашение «о внедрении новых технологий генерации на Дальнем Востоке» между холдингом «Кавасаки» и РАО ЭС Востока, что позволило дать старт проекту строительства малых газотурбинных установок; соглашение «о совместном бурении поисково-разведочных скважин на вьетнамском шельфе» между Японской буровой компанией и корпорацией Роснефть; меморандум «о строительстве ветропарка мощностью 1 МВт в республике «Саха»» между корпорацией «Камаихальтек» и РАО ЭС Востока.

Данные проекты дали большой толчок к инвестированию в российскую экономику и преодолению международных санкций.

Анализируя российский машиностроительный рынок, можно сказать, что за 10 лет в России японские автопроизводители, такие как Тойота, Ниссан, Митсубиси Юхома Руббер создали конкурентно способные сборочные производства автомобилей и шин. Так по данным агентства Автостат на долю японских автомобилей в России в 2016 г. приходится 38,4% всего автомобильного парка[5].

Нужно отметить, что в 2010 г. в Ярославской области был основан первый завод по выпуску автопогрузчиков и экскаваторов машиностроительной корпорации «Камацу».

Анализируя энергомашиностроительное производство, можно сказать, что было открыто ряд совместных проектов, а именно: совместный проект по производству и поставке силовых трансформаторов корпорации Тошиба и концерна «Силовые Машины» в 2012 г.; начиная с 2013 г. в строительстве энергоблока мощностью 400 МВт на автозаводской ТЭЦ в Нижнем Новгороде, приняла участие корпорация Итачи.

Важным событием в телекоммуникационной сфере стала прокладка в 2008 г. подводной кабельной системы между г. Невельск на острове Сахалин и г. Исикари на острове Хоккайдо длинной 570 км, по совместному проекту «Сахалин – Хоккайдо» ЗАО «ТрансТелеКом» и японской компании НТТ. Размер инвестиций составил более 50 млрд. долларов.

Еще одним важным событием стало подписание в 2010 г. в г. Йокогаме соглашения «о строительстве химического комплекса по производству аммиака, карбамидов и метанола в г. Менделеевск республики Татарстан, между Соджитс, Митсубиси Индастрис, АО «Аммоний» и китайской корпорацией «CNCEC». Общая стоимость инвестиций составила 2,2 млрд. долларов, из которых 1,9 млрд. долларов, это инвестиции японских финансовых институтов. Химический комплекс начал свою работу в феврале 2016 г[5].

В 2012 г. в г. Ярославль, японский фармацевтический концерн «Такеда» запустил свое первое производство, а в 2013 г. начал выпуск лекарственных препаратов. Размер инвестиций составил более 100 млн. долларов.

С 2013 г. в г. Всеволожск Ленинградской области, был запущен сервисный центр по производству и продаже металлопроката. Это совместный проект компании «Северсталь» и японского концерна «Мицуи».

Нужно отметить, что 2016 г. стал знаковым годом в двусторонних экономических отношениях, а именно: 6 мая 2016 г. состоялась рабочая поездка премьер-министра Японии С. Абэ в г. Сочи, где премьер предложил «План сотрудничества» из восьми пунктов и ряда знаковых встреч, на высшем уровне в рамках Второго Восточного экономического форума в г. Владивостоке и саммита АТЭС в г. Лиме.

Благодаря этому стал возможен визит в декабре 2016 г. президента России В.В. Путина в Японию. В рамках визита было заключено 12 межправительственных и межведомственных соглашений, а также было заключено 68 коммерческих контрактов[5].

Подводя итоги визита, можно сказать, что по своему охвату, он беспрецедентен, так как был достигнут определенный прорыв в двусторонних экономических отношениях в направлении таких сфер как энергетика, передовые технологии, инфраструктура, инновации, медицина, сельское хозяйство и торгово-экономическое взаимодействие, нацеленное на укрепление кооперации.

В своем интервью министр экономики, торговли и промышленности Японии Х. Сэко сообщил: «В отношении России мы придерживались политики: если по территориальной проблеме не будет прогресса, то и в экономике мы никаких движений совершать не будем. И результатом такого подхода стало 70 лет бездействия. Но премьер-министр Абэ сделал разворот на 180 градусов, теперь, продвигая экономические отношения, он демонстрирует выгоду сотрудничества с нами и возможность решения политических проблем»[3].

На открывшемся в г. Токио 1 июня 2017 г. семинаре «Инвестиции в Россию: современный взгляд», посол России в Японии Е. Афанасьев сообщил: «В первом квартале этого года товарооборот между Россией и Японией вырос на 25% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Объем экспорта из Японии в Россию вырос на 14%, увеличились поставки российских товаров в Японию, рост составил 29%. Наряду с традиционными позициями товарооборота активно развивается экспорт из России новых товаров: пищевых продуктов, текстиля, резиновых изделий, продукции целлюлозной промышленности»[4].

Из всего выше сказанного, можно подытожить следующее: начиная с 2000-х гг. японский бизнес стал проявлять все больший интерес к инвестированию в российскую экономику. Данный факт, связан в первую очередь с тем, что российский рынок товаров и услуг, с точки зрения получаемых выгод, крайне выгоден, а во вторую очередь — это возможность нормализации политических отношений.

Как показали Первый и Второй Восточный экономический форумы, не смотря на международные санкции, японский и российский бизнес намерены развивать двустороннее экономическое сотрудничество.

И как показал официальный визит В.В. Путина в Японию, перспективы развития экономического сотрудничества, еще только в самом начале, но его потенциал достаточно велик.

Но, по нашему мнению, не стоит идеализировать успех конца 2016 г., так как японская сторона воспользовалась выборной неразберихой в США, для решения своих экономических вопросов. Можно лишь надеется на реализацию тех соглашений, которые и определили, как минимум на пару тройку лет перспективы русско-японских экономических отношений.