Полный текст статьи
Печать

Инновационные правоотношения представляют собой разновидность предпринимательских правоотношений. Тесная связь между инновациями и предпринимательством обусловлена характерными чертами инновационной деятельности.

Предметом таких отношений выступают инновации, то есть нематериальные активы и объекты интеллектуальной собственности, имеющие свои особенности.

Безусловно, согласимся с мнением авторского коллектива Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, выраженным в монографии "Право и инновационная деятельность", указывающим, что "инновационная деятельность, как и само понятие "инновации", предполагает соединение усилий по совершенствованию законодательства в двух совершенно самостоятельных направлениях: в направлении усиления творческой деятельности, основанной на индивидуализме, интеллектуальном потенциале личности, и в направлении мобилизации ресурсов, включая финансы и рабочую силу, для целей реализации полученного творческого потенциала, - то, что в современных условиях называется инвестициями"[1].

Маркетинговые инновации - реализованные новые или значительно улучшенные маркетинговые методы, охватывающие существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использовании новых методов продаж и презентации товаров, работ, услуг; их представление и продвижение на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий. 

 

Маркетинговые инновации направлены на более полное удовлетворение нужд потребителей, расширение их состава, открытие новых рынков сбыта с целью повышения объемов продаж.

Изменения в дизайне продукта, являющиеся частью новой маркетинговой концепции, относятся к изменениям в форме и внешнем виде продукта, которые не влияют на его функциональные и пользовательские характеристики. Они также включают изменения в упаковке, что для таких продуктов, как, например, продукты питания, напитки, моющие средства, является определяющим для их внешнего вида.

Инновационный маркетинг в каждом предприятии осуществлен по-разному. На данном периоде развития научные исследования и развитие инноваций для прорыва в научно-техническом прогрессе является основными направлениями.

В связи с тем, что для инновационных правоотношений в маркетинге  характерно регулирование различными отраслями права, справедливо рассуждать о применении к ним и различных правовых средств гражданского, административного, финансового и т.д. права. В частности, административным правом описываются такие правовые средства, как правовые режимы объектов инновационной инфраструктуры, к которым относятся технопарки, технико-внедренческие  экономические зоны  и т.д.

Инновационный процесс в маркетинге имеет достаточно сложную внутреннюю структуру организации и представляет собой последовательное превращение идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, производства, маркетинга и сбыта.

Каждый из выделенных этапов инновационного процесса опосредуется различными гражданско-правовыми договорами. Представляется возможным их разделение на следующие группы.

Во-первых, договоры, результатом заключения которых является создание инноваций в маркетинге.

Договорные конструкции, результатом заключения которых является создание инноваций, можно по своему содержанию разделить на две группы:

1) обязательства, условиями которых было прямо предусмотрено создание объекта интеллектуальной собственности, тогда по общему правилу исключительные права на них принадлежат заказчику;

2) обязательства, которые прямо не предусматривали создание результата интеллектуальной деятельности. Если иное не предусмотрено договором, права на такие результаты интеллектуальной деятельности принадлежат исполнителю. В соответствии с пунктом 3 статьи 1370 ГК РФ[2], существует презумпция принадлежности исключительных прав на такое служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец работодателю. За ним же по общему правилу также и остается право на получение патента на данные объекты интеллектуальной собственности. Однако работник и работодатель вправе установить иное в трудовом или гражданско-правовом договоре.

Освоение новшества - сложный процесс, включающий совокупность многоэтапных действий по выполнению работ и оказанию услуг. Для инновационного процесса характерно создание сложных технологических систем, которое включает ряд последовательных операций, таких как проектирование, выбор оборудования, и т.д.

Инновационными компаниями заключаются различные гражданско-правовые договоры, с помощью которых создаются условия для производства новшеств:

1. На этапе подготовки к началу производства используются договоры купли-продажи, мены, поставки для приобретения необходимого оборудования, изделий, электронно-вычислительных программ и т.д.

Совокупность многообразных инжиниринговых услуг может быть представлена следующим образом:

1) услуги, связанные с подготовкой производственного процесса, в том числе предпроектные услуги (изучение рынка, полевые исследования и т.д.), проектные услуги, подразделяющиеся на базисный и детальный инжиниринг, послепроектные услуги - работы по заключению контракта на строительство и по строительству объекта и прочие;

2) услуги по обеспечению нормального хода процесса производства и реализации и направленные на оптимизацию процессов эксплуатации, управления предприятием и реализацией продукции, включающие услуги по организации и управлению производственным процессом, осмотру и испытаниям оборудования, эксплуатации объекта, финансовым вопросам, обеспечению и реализации продукции.

В-четвертых, договоры, направленные на проведение маркетинговых исследований.

Рисковый характер инновационной деятельности в совокупности с новизной и непредсказуемым развитием рынка инноваций негативно сказываются на качестве принимаемых инновационным бизнесом решений. Для повышения функционирования компании требуется изучение и проведение анализа всех имеющихся источников информации на каждом этапе инновационного процесса, что обусловливает необходимость проведения маркетинговых исследований по различным вопросам и правового оформления данных отношений.

Для успешного осуществления маркетинга требуется:

во-первых, подробное составление технического задания с участием как заказчика, так и исполнителя и формулировкой целей, задач и предполагаемых результатов такого исследования,

во-вторых, согласовывать с заказчиком методы осуществления маркетинговых исследований, источники получения маркетинговой информации, и в отчете подробно описывается вся деятельность исполнителя по достижению желаемых заказчиком результатов для обеспечения достоверности получаемой исполнителем маркетинговой информации.

Предлагается включить в законодательство РФ определение договора на проведение маркетинговых исследований, под которым подразумевается, что исполнитель обязуется провести маркетинговые исследования в соответствии с техническим заданием и в срок, которые согласованы заказчиком, и передать ему отчет о результатах такого исследования.

Существенными условиями договора на проведение маркетинговых исследований следует считать:[3]

1) предмет: проведение маркетинговых исследований, выводы и рекомендации для заказчика;

2) техническое задание, согласованное с заказчиком;

3) срок проведения работ в силу того, что одним из свойств информации как объекта маркетинговых исследований является ее изменчивый характер, быстрое устаревание, что требует проведения маркетингового исследования в конкретные сроки, предусмотренные договором. Только при признании срока существенным условием договора на проведение маркетинговых исследований можно будет добиться сохранения актуальности маркетинговой информации для заказчика. Как и в отношении договора НИОКР, будет применяться статья 708 о регулировании сроков в подрядных отношениях, и в договоре о проведении маркетинговых исследований должны быть установлены начальный и конечный сроки их проведения;

4) цена или способы ее определения так же, как и в подрядных отношениях, подлежат установлению в договоре. В противном случае, поскольку договор на проведение маркетинговых исследований считается возмездным, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая взимается за аналогичные товары или услуги.

Заключение маркетинговых договоров должно сопровождать все стадии инновационного процесса, чтобы впоследствии оно не потеряло своей актуальности и было востребовано для коммерциализации.

Предметом маркетингового договора является проведение маркетинговых исследований, которые по своему содержанию нельзя отнести ни к выполнению работ, в том числе по договору НИОКР, ни к оказанию услуг.

В-пятых, договоры, опосредующие организацию сбыта инновационной продукции.

Правоотношения по организации сбыта инновационной продукции оформляются хозяйствующими субъектами посредством заключения следующих договоров:

1. Купли-продажи и поставки для налаживания прямых связей с приобретателями инновационной продукции. В данном случае производитель (изготовитель) будет выступать стороной по сделке и нести ответственность по принятым на себя обязательствам.

2. Посреднических договоров, которые направлены на использование услуг посредников. По объему передаваемых посреднику прав и содержанию возникающих правоотношений наиболее удобным для приобретателя будет использование агентского договора.

3. Коммерческой концессии при необходимости получения комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя.

В зависимости от вида реализуемой инновационной продукции, и напрямую заключая договоры купли-продажи (поставки) с юридическими лицами и потребителями, так и с помощью третьих лиц через различные формы посреднических договоров.

В заключение рассмотрения различных видов договоров, опосредующих стадии инновационного процесса, хотелось бы еще раз обратить внимание, что именно гражданско-правовой договор является основным средством правового обеспечения НИС РФ, поскольку именно он отражает динамику инновационных отношений, опосредующих разработку, создание, производство, внедрение и коммерциализацию инновационной продукции.