В соответствии с Законом о науке инновационная деятельность - это деятельность, направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности. Законодательством инновационная деятельность ограничивается инновационными проектами и инновационной инфраструктурой, что делает понятие инновационной деятельности уже, нежели оно есть на самом деле. Однако данная дефиниция обусловлена необходимостью определения тех видов инновационной деятельности, которым в дальнейшем будет оказана прямая государственная поддержка, то есть инновационным проектам и инновационной инфраструктуре.
В Российском статистическом ежегоднике 2016 г., изданном Росстатом, отмечено, что "инновационная деятельность - это вид деятельности, связанный с трансформацией идей в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в совокупности они приводят к инновациям"[1].
Понятие "инновации" может распространяться как исключительно на человеческое сообщество, так и на природу в целом. Однако в силу устоявшейся практики использования термина "инновация" он в первую очередь ассоциируется с деятельностью человека, во многом с улучшением жизни общества. Зачастую преобладает мнение о том, что новшество не может быть инновацией, пока оно не коммерциализировано и не распространено массово.
С точки зрения полезности инноваций для общества все инновации можно разделить на позитивные, негативные и неопределенные.
По уровню новизны инновации можно разделить на абсолютно новые и относительно новые (повторяют уже существующие инновации).
По способности к коммерциализации инновации бывают коммерциализируемыми и некоммерциализируемыми. Коммерциализируемые инновации могут быть массово распространены, на них возможно построение самостоятельного бизнеса.
Коммерциализируемые инновации не могут быть в своей существующей форме коммерциализированы. При этом к коммерциализируемым инновациям не обязательно относятся исключительно научные открытия[2].
Инновации бывают материальными и нематериальными. Материальные инновации воплощаются в материальной форме.
По возможности тиражирования инновации делятся на уникальные и повторимые. Уникальные инновации неповторимы любым иным лицом на таком же уровне в какой-то конкретный промежуток времени, они существуют единственные в своем роде.
В рамках экономических инноваций выделяются технологические, маркетинговые, организационные и иные инновации.
Маркетинговые инновации - реализованные новые или значительно улучшенные маркетинговые методы, охватывающие существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использовании новых методов продаж и презентации товаров, работ, услуг; их представление и продвижение на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.
Маркетинговые инновации направлены на более полное удовлетворение нужд потребителей, расширение их состава, открытие новых рынков сбыта с целью повышения объемов продаж.
Изменения в дизайне продукта, являющиеся частью новой маркетинговой концепции, относятся к изменениям в форме и внешнем виде продукта, которые не влияют на его функциональные и пользовательские характеристики. Они также включают изменения в упаковке, что для таких продуктов, как, например, продукты питания, напитки, моющие средства, является определяющим для их внешнего вида.
Инновационная деятельность в сфере маркетинга подразумевает:[3]
- внедрение абсолютно новой продукции или улучшение ее качественных характеристик;
- внедрение новых способов производства продукции, а также ее обработка на основе коммерческих отношений;
- поиск новых поставщиков сырья и материалов, а также завоевание новых сегментов на рынке;
- повышение уровня конкурентоспособности, репутации, авторитетности новой, или уже существующей продукции на соответствующих рынках;
- увеличение уровня доходности (денежных средств), путем снижения ресурсо- и материалоемкости продукции;
- создание конкурентных преимуществ для нововведенных товаров.
Основной концепцией маркетинга считают исследование рынка и поиск конкурентных стратегий для развития предприятия. Комплекс инновационного маркетинга представляют как разработку стратегической направленности, осуществление анализа рынка и оперативного маркетинга.
Инновационный маркетинг в каждом предприятии осуществлен по-разному. На данном периоде развития научные исследования и развитие инноваций для прорыва в научно-техническом прогрессе является основными направлениями.
Основной причиной для поиска нововведений и осуществления их в жизнь являются потребители и клиенты. Позиционирование продукции на рынке считают одним из факторов определения стратегических инноваций маркетинга.
Основа для поиска новых концепций в стратегии маркетинга представлена как проведение обязательных исследование и прогнозов спроса на введение товара или услугу нового типа. Это осуществляется с помощью тщательного изучения реакции потребителей на нововведения.
При введении инновационных технологии, в первую очередь, проводят исследования предложенных проектов, то есть определение видов изготовляемой продукции, уровень ее качества и сегмент рынка, на который она будет поставляться. Инновации считаются основной составляющей для увеличения уровня прибыльности, поскольку предприятия не могут развивать свою деятельность за счет уменьшения затрат.
Субъекты предпринимательской деятельности тратят большие суммы своего денежного потока для внедрения инноваций. Объемы инвестиций, которые вкладывают в инновационное развитие предприятия, могут составлять более 20 % всего денежного оборота компании, а средние издержки на нововведения для предприятий всех форм хозяйствования составляют 4%[4]
От сегмента рынка и позиционирования на нем данного вида товара зависит функциональный бюджет проведение мероприятий, связанных с инновационным маркетингом.
Инновации в сфере маркетинга могут привести как к успешному развитию предприятия, так и к его упадку. Уровень восприятия введенных инноваций потребителями является одним из главных фактором их успешности.
Основными составляющими процесса восприятия нового товара на рынке являются:
- первичная осведомленность потребителей;
- более подробное и конкретное ознакомление;
- процесс сравнения нового товара с товарами подобного типа;
- процесс оценивания всех свойств нововведения;
- итогом восприятия считается составление субъективного мнения о новом товаре.
Непрерывное усовершенствование продукции и технологий является основной концепцией инновационного маркетинга на современном этапе развития рыночной экономики.
Итак, инновации представлены как постоянное развитие, то есть повышение уровня развития производственных процессов, расширение номенклатуры и ассортимента товаров.
Для того чтобы иметь все преимущества перед своими конкурентами в любой области, необходимо постоянно развивать свои возможности (внесение новшеств в производство продукции или предоставление услуг), то есть положительную динамику прибыльности предприятия.
Инновациями в маркетинговой сфере называют особые средства и инструменты, с помощью которых для предприятия появляется благоприятная возможность для воплощения в жизнь новых стратегий.
Стратегическое мышление и аналитика данных считаются основой для осуществления работы с инновационными разработками.