Полный текст статьи
Печать

Компетентностный подход в высшем образовании требует от выпускника наличия определенных общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, которые формируются в результате освоения образовательной программы по конкретному направлению подготовки. Приобретение студентами знаний, умений, владений в период обучения в высшем учебном заведении должно осуществляться в благоприятной образовательной среде, которая предполагает наличие достаточного материально-технического обеспечения, квалифицированных кадров, финансовых ресурсов в целях обеспечения реализации образовательного процесса. Кроме того, элементом образовательной среды, пронизывающим все компоненты его внутренней структуры, являются ценностные ориентации субъектов образовательного процесса, направленные на обогащение знаниями и навыками, на взаимное стремление руководства высшего учебного заведения и его структурных подразделений, а также студентов на повышение качества образования, на реализацию университетом, как и любым другим учебным заведением, воспитательной функции. Соблюдение вышеназванных условий создаст предпосылки для формирования компетентных, высокообразованных, инициативных, креативно мыслящих, способных принимать решения в рамках своих производственных задач выпускников, способных найти достойную работу по освоенному направлению подготовки. При этом особая роль в достижении образовательных целей высшего учебного заведения принадлежит студенческому самоуправлению, несущему в себе ту самую ценностно-ориентирующую функцию, способному осуществить вывод студентов в плоскость осмысления профессиональной и социальной реальности с мировоззренческой точки зрения [1].

В качестве примера был выбран Саратовский национальный исследовательский университет имени Н.Г. Чернышевского.  В СГУ студенческое самоуправление представлено Советом студентов и аспирантов [2]. Совет студентов и аспирантов состоит из председателя, заместителей председателя по общим вопросам и по связам с молодежными организациями, а также из студенческих советов структурных подразделений университета. В 2014 году произошла модернизация деятельности Совета студентов и аспирантов СГУ, в результате чего появились следующие направления, образующие целостную систему студенческого самоуправления: Art, Спорт, Медиа, Доброволец, PR, Клубы, Полиглот, Тьютор, Лица университета, Всегда готов.

Рассмотрим студенческий совет одного из структурных подразделений СГУ как часть системы студенческого самоуправления. Следует отметить, что структура рассматриваемого студенческого совета представлена различными направлениями.  Арт – это направление, специализирующееся на организации и участии во внутриинститутских, университетских, общегородских и прочих культурно-массовых мероприятиях. На интернет-странице Совета студентов и аспирантов можно обнаружить, что в указанное направление помимо прочего также включается деятельность художников и дизайнеров, однако в исследуемом студенческом совете работа художников и дизайнеров часто перемежается с деятельностью направления Медиа. В качестве примера можно привести организацию фотовыставки, которая может содержать в себе элементы дизайнерского искусства или творчества художников и информационную составляющую о студенческой жизнедеятельности, о достижениях студентов. Следующим звеном студенческого совета является направление Медиа. Это направление, занимающееся освещением студенческой активности в мероприятиях различной направленности на сайте СГУ, а также в социальных сетях (каждое структурное подразделение обязательно имеет свою страницу на сайте vkontakte.ru). Направление Спорт специализируется на организации и участии студентов в разнообразных традиционных и нетрадиционных видах спорта, руководитель данного направления формирует студенческие команды структурного подразделения по различным видам спорта. Всегда готов и Доброволец представлены одним руководителем и его рабочей группой, поскольку у студентов отсутствует четкое понимание различий между этими направлениями, это объясняется частичным пересечением функций обозначенных секторов, в итоге данное объединенное направление занимается оказанием волонтерской помощи и осуществлением социальной работы. Клубы по интересам в данном структурном подразделении объединяют клубы и общества, зарегистрированные по желанию самих студентов. Направление Полиглот – это направление, объединяющее научные общества, создание которых было инициировано сотрудниками университета, кроме того, это направление характеризуется осуществлением деятельности по оказанию помощи в организации различных научных мероприятий, напрямую не связанных с деятельностью научных обществ. Речь идет прежде всего об организации и проведении научных конференций разного уровня. Тьютор – это направление, которое отвечает за оказание консультативной и организационной помощи первокурсникам, оно создано в помощь кураторам студентов первого курса.

Кроме прочего, в анализируемом студенческом совете наличествует выбранный председатель, его заместитель, секретарь и главный староста. Должности председателя и секретаря являются традиционными для подобных организационных структур. Однако считаем, что должности заместителя председателя и главной старосты также должны закрепиться в структуре студенческого совета иных структурных подразделений. Заместитель председателя – это студент старшего курса, который оказывает помощь председателю в выборе стратегии развития студенческого совета, делится с председателем своими знаниями, своим опытом, это, так называемый, наставник. Главный староста – выборная должность, лицо, являющее старостой какой-либо студенческой группы, доводящее до сведения студентов структурного подразделения распоряжения руководства, преподавателей относительно организации социальной и воспитательной работы института/факультета. Информирование студентов рассматриваемого структурного подразделения о воспитательных мероприятиях и социальных вопросах осуществляется через несколько каналов коммуникации, среди которых информирование ответственным по социальным и воспитательным вопросам структурного подразделения посредством личного участия ответственного, через кураторов, а также с помощью дублирования информации через третий канал коммуникации - главного старосту, что обеспечивает более быстрое и качественное доведение информации до студентов. Кроме того, коммуникационный процесс в структурном подразделении предполагает наличие обратной связи со студентами, что осуществляется в том числе посредством деятельности главного старосты. Также главный староста инициирует и проводит встречи старостата, на которых обсуждаются актуальные вопросы из жизни студенческого коллектива.

Описав структуру студенческого совета анализируемого структурного подразделения и обозначив функциональные обязанности каждого направления в рамках данного студенческого совета перейдем к исследованию организации управленческой деятельности применительно к работе студенческого совета. В настоящее время университет переходит от системы студенческого самоуправления к студенческому соуправлению. Управление организации воспитательной работы университета представлено отделом воспитательной работы, музеем истории и уже известным нам Советом студентов и аспирантов. Как ранее стало понятно, студенческий совет структурного подразделения является элементом Совета студентов и аспирантов, следовательно, так или иначе сам студенческий совет факультета/института подконтролен Управлению организации воспитательной работы, который тесно взаимодействует в реализации вопросов воспитательного характера с ответственными по социальной и воспитательной работе структурных подразделений университета. Таким образом, соподчиненность получается следующая: студенческий совет подчиняется решениям совета студентов и аспирантов, который в свою очередь находится в подчинении у Управления организации воспитательной работы, а также ответственному по социальной и воспитательной работе структурного подразделения, который транслирует решения Управления организации воспитательной работы университета студентам студенческого совета факультета/института и контролирует их выполнение.

Согласно теории руководства Ф. Фидлера, в целях определения эффективного поведения руководителя, в данном случае руководителем является ответственный по социальной и воспитательной работе, необходимо дать оценку трем ситуационным факторам: взаимоотношениям руководитель-подчиненный, структурированности задач, должностным полномочиям, используя при этом понятия-антонимы: хорошие-плохие, высокие-низкие, сильные-слабые соответственно. Так, взаимоотношения между ответственным по социальной и воспитательной работе  и исполнителями являются хорошими (студенты оценивают атмосферу в коллективе как благоприятную, отношение студентов к ответственному положительное, студенты быстро реагируют на задания ответственного), структурированность задач низкая (задачи воспитательного характера зачастую являются творческими, поэтому качество формулировки задачи низкое), должностные полномочия у ответственного слабые (ответственный не имеет права материально поощрять или наказывать студентов, однако имеет право оценивать работу студентов, тем не менее учитывая, что студенческое соуправление – это совокупность студентов, вошедших в него на добровольных началах, не имеющих трудовых договорных отношений с университетом, считаем должностные полномочия ответственного слабыми). В сочетании описанных выше ситуационных факторов эффективным поведением руководителя является ориентация на отношения, собственно, что и можно наблюдать в работе ответственного данного структурного подразделения.

С другой стороны, не только совокупность описанных выше ситуативных условий влияет на эффективные стили лидерства. Согласно теории жизненного цикла Херси и Бланшарда необходимо выбирать стиль управления в зависимости от степени «зрелости» подчиненных. Зрелость определяется не возрастными характеристиками исполнителей, а наличием у них соответствующего уровня образования, наличием опыта решения проблем в отношении поставленной задачи, желанием трудиться для достижения организационных целей. В связи с этим делегирующий стиль управления будет эффективным лишь в отношении исполнителей, обладающих высокой степенью зрелостью. Подобный стиль руководства можно наблюдать в отношении Art-направления студенческого совета исследуемого структурного подразделения. Таким студентам не нужны подсказки и указания, их работа построена на принципах самоконтроля в процессе выполнения задания, однако нельзя сказать, что ответственный вовсе не принимает никакого участия в деятельности направления. Ответственный взаимодействует со студентами на этапе постановки задач, обсуждения концепции выполнения задания и контроля выполненной работы. Подобный стиль управления используется также в отношении работы председателя, его заместителя и главной старосты, поскольку данные члены студенческого совета обладают высокой степенью профессиональной зрелости. Студентов с низкой степенью зрелости, которые не могут и не желают работать, а также с умеренно-высокой степенью зрелости, способных выполнять задачу, но не желающих работать, в студенческом совете вовсе нет, поскольку в студенческий совет могут войти лишь желающие в нем состоять и работать студенты. Что касается студентов с умеренной степенью зрелости, желающих, но пока не способных работать, то такие участники студенческого соуправления в данном структурном подразделении есть. Это касается, например, работы спортивного направления, направления «Доброволец», «Всегда готов», «Медиа». В отношении данных студентов в структурном подразделении применяется убеждающий стиль управления, основывающийся на высокой ориентации и на задачу, и на отношения. Руководитель в таком ситуации предоставляет инструкции по выполнению задачи и поощряет ответственность студентов.

Таким образом, студенческое самоуправление, а также студенческое соуправление является важным инструментом реализации университетом своей образовательной функции. Всегда крайне сложно управлять, когда у руководителя слабые должностные полномочия и низкая структурированность задач, в такой ситуации надо уметь находить контакт с исполнителями, налаживать с ними хорошие взаимоотношения, ориентируясь при этом на их степень зрелости.