Полный текст статьи
Печать

В соответствии с утвержденной стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года образование становится перспективной и инновационной сферой экономики. Инвестиции в данную отрасль, реформирование и реорганизация уже имеющихся организаций и объектов образования – основа будущего устойчивого развития региона.

Формирование человеческого капитала как главного фактора для дальнейшего развития всех сфер жизни общества происходит непосредственно под влиянием взаимосвязи уровня развития образования и общего социально – экономического состояние региона. Вследствие этого можно сделать вывод о необходимости перейти к стратегическим задачам по  социально-экономическому развитию Самарской области, выделяя три взаимообеспечивающих вектора – улучшение качества жизни населения, рост конкурентоспособности экономики и повышение эффективности деятельности органов власти.

Для реорганизации системы образования на первом этапе необходимо формирование общего имиджа общеобразовательных организаций.  Уникальность общеобразовательных организаций  - важная составляющая её имиджа[1]. Внешнее представление организации, в особенности общеобразовательной, сегодня - это первый этап к формированию эволюционной системы образования. Это связано с несколькими причинами:

  1. Формирование учебных заведений разной направленности в деятельности
  2. Сокращение общей численности обучающихся, это связано с низкой рождаемостью в начале 2000-х годов. Результатом данного процесса послужило снижение наполняемости школ, ВУЗов государственных и частных.
  3. Отражение ситуации в действительности не всегда устраивает обучающегося, новшества и инновации не понятны для родителей. Классическое образование постепенно вытесняется инновационными методами, необходимыми в современных условиях.

Становится понятным, что в современных рыночных условиях жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные учреждения. Под учреждениями такого уровня мы понимаем устойчивые организации, оказывающие образовательные услуги, нацеленные на положительный результат. В ситуации,  когда образовательное учреждение, предлагает образовательные услуги и обеспечивает устойчивый уровень их качества, то оно начинает работать над созданием собственного имиджа.

Сегодня под имиджем принято понимать образ, который формируется по средствам имеющихся положительных и уникальных качеств объекта. Его главная задача оказать целенаправленное воздействие на общество. Особенность имиджа заключается в ряде возможностей:

  1. План – структуру имиджа можно продумать заранее, оценивая стороны его влияния
  2. Воздействие – определение круга влияния, то есть работа с субъектами, которые будут информированы в дальнейшем относительно организации или продукта

Ещё одной составляющей имиджа общеобразовательного учреждения  является его репутация. Она строится на основании итога построенного имиджа[2]. 

В Самарской области как в регионе, нацеленном на формирование и выработку качественной стратегии имиджа общеобразовательных учреждений,  необходимо работать над следующими компонентами:

  1. Положительный образ руководителя – это особые психолого- физические свойства, основанные на опыте и знаниях руководителя.
  2. Общее качество образовательных услуг – отражение положительного результата работы институтов образования
  3. Уровень  комфорта психологического и эмоционального плана – рассмотрение отношений внутри социальных институтов, уровень эмоциональной напряженности
  4. Образ персонала – квалификация и подготовка преподавателей
  5. Стиль, внешний образ- становление внутренней культуры организации и реклама.

Для грамотного формирования имиджа общеобразовательной организации применяется целый ряд механизмов. Важнейшим структурным компонентом является инициативность и мотивация, которая может происходить под влиянием, как внешних, так и внутренних факторов. Выделим несколько основных этапов формирование имиджа:

  1. Определение миссии – на этом этапе происходит анализ сильных и слабых сторон общеобразовательной организации. Сильные стороны рассматриваются особенно тщательно, происходит понимание того, что является миссией учреждения, концепцией и формируется общая стратегия
  2. Выявление целевой аудитории – определение объектов, которым будет интересна информация. Прежде всего, это ученики – при этом, абитуриенты и поступающие являются «получателями» услуги, а выпускники – «рекламой», способной привлечь новых обучающихся. Родители учеников – субъекты, которые способны дать оценку организации на стороне, при этом глубоко не вникая в суть организации и плана. Средства массовой информации и социальные партнеры – «получатели» информации со стороны, на её основе они способны продвигать организацию и помогать ей. Из всего этого следует, что информация для разных групп может быть разной, главная задача руководителя грамотно разделять её между целевой аудиторией[3].
  3. Планирование – разработка конкретных действий и мероприятий. Процесс планирования происходит на двух уровнях – внешнем и внутреннем. Внутренний связан с повышением корпоративной и организационной культурой. Задача руководителя создать благоприятный внутренний микроклимат, основанный на демократичности и открытости. Внешний – это процесс передачи информации о деятельности общеобразовательного учреждения. На региональном уровне для этой работы привлекается часть целевой аудитории
  4. Реализация – выполнение задач, которые приводят к осуществлению миссии.
  5. Контроль и мониторинг – на этом этапе происходит проверка эффективности созданного имиджа.

Конечным результатом служит достижение цели по повышению конкурентоспособности организации на региональном уровне, создание цепей отношений между социальными институтами[4].

Приходим к выводу,  что имидж общеобразовательной организации  - это не хаотичный набор компонентов, а открытая система, взаимосвязанная с другими социальными институтами. Имидж – это отражение степени развития организации, способности выйти на новый уровень [5]

Для осуществления успешной региональной политики необходима поддержка общеобразовательных учреждений в процессе формирования цельного имиджа и создания единого имиджа общеобразовательных учреждений региона.

На региональном уровне сформированный имидж решит ряд следующих задач:

  1. Повышение привлекательности региона в сфере образования
  2. Развитие человеческого капитала
  3. Повышение конкурентоспособности региона и эффективности формирования рынка общеобразовательных услуг
  4. Организация социальных институтов, поддержка государственного сектора
  5. Создание новых рабочих мест

Создание положительного имиджа поможет региону грамотно представить себя на общероссийском рынке общеобразовательных услуг.