Полный текст статьи
Печать

На сегодняшний день приоритетной задачей вуза является повышение его предпринимательской активности. Интенсификация усилий науки и бизнеса в направлении разработки и введения на рынок инновационных проектов и технологий различной направленности играет важную роль в развитии экономики нашей страны. В частности необходимо дальнейшее внедрение новых продуктов и услуг,  обуславливающих переход уже на более совершенный уровень производства. Таким образом, целесообразно вести речь о дальнейшем развитии инновационной направленности не только России в целом, но и ее регионов.

В период 17-19 мая 2017 года в Томске прошел IV форум молодых ученых под названием «Таланты и перспективные технологии» в формате «без галстука», который стал уникальной средой для обсуждений, встреч, а также демонстрации идей и имеющегося у молодых ученых потенциала, создания эффективных команд и поиска точек взаимодействия с научными фондами, бизнесом, органами власти и прочими субъектами в целях решения задач, которые были поставлены в Стратегии научно-технологического развития России. В частности, Аркадием Дворковичем, заместителем председателя правительства нашей страны, была особо подчеркнута важность развития предпринимательства в вузах, которое должно стать частью университетской культуры, как неотъемлемого компонента общего развития любого молодого человека, усвоения им знаний, формирования компетенций, овладения навыками предпринимателя.

Нельзя не согласиться с мнением исследователей о том, что в нашей стране в развитии технологического бизнеса в вузах настал переломный момент. Указанное связанно с созданием в стенах университетов бизнеса на основе разработки инновационных идей.

Роль «первопроходцев» ̶ «вузов-учителей» возложена на следующие университеты: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Новосибирский государственный университет; Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики; Уральский федеральный университет; а также особый Томский консорциум, в состав которого войдут крупнейшие томские вузы, в частности Томский государственный университет, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.  Данные учреждения станут пилотными площадками по реализации программ развития технического предпринимательства в вузах, благодаря чему будет получен важный опыт создания инновационных предприятий, который затем смогут применить и другие университеты, с учетом особенностей адаптации под условия своей внутренней среды.

За последние пять лет интерес к технологическому предпринимательству все более возрастает, о чем свидетельствует повышение уровня исследовательской активности ученых в данном направлении. Важность технологического предпринимательства и рассмотрение его в качестве мирового феномена обусловлено обнаруживаемой возможностью обеспечения исключительных конкурентных преимуществ не только на уровне хозяйствующего субъекта, но и отдельного региона, также страны в целом [1].

Достаточное количество дефиниций понятия «технологическое предпринимательство», имеющихся в научной литературе, позволяет нам сделать вывод о том, что это «динамически развивающаяся сфера, имеющая ряд ключевых элементов, успешно взаимодействующих между собой» [2]. При этом технологический предприниматель признан ведущим катализатором в процессе промышленного формирования и роста.

Потенциал роста отечественной экономики зависит от степени отлаженности механизма технологического предпринимательства, где динамика инновационной активности определяется региональной экономикой. Все это в совокупности свидетельствует о том, на каком уровне конкурентоспособности находится страна, согласно Глобальному инновационному индексу, так как именно отражает непосредственно сам потенциал инновационной деятельности и ее конкретные результаты. По данным исследований рейтинга указанного индекса за период 2014-2016 гг. лидирующее положение занимают такие европейские страны, как Швейцария, Швеция и Соединенное Королевство. Место России невысоко – лишь 43 строчка в 2016 году, с продвижением вверх на 6 позиций по сравнению с 2014 годом (табл.) [3].

Таблица

Рейтинг стран согласно Глобальному инновационному индексу за период 2014-2016 гг. 

Место в рейтинге

Страна

2016г.

2015 г.

2014 г.

1

1

Швейцария

Швейцария

Швейцария

2

2

Швеция

Соединенное Королевство

Соединенное Королевство

3

3

Соединенное Королевство

Швеция

Швеция

4

4

США

Нидерланды

Финляндия

5

5

Финляндия

США

Нидерланды

6

6

Сингапур

Финляндия

США

7

7

Ирландия

Сингапур

Сингапур

8

8

Дания

Ирландия

Дания

9

9

Нидерланды

Люксембург

Люксембург

10

10

Германия

Дания

Гонконг

 

Технологическое предпринимательство направлено на создание нового бизнеса, где основой устойчивого конкурентного преимущества является инновационная высокотехнологичная, т.е. наукоемкая идея.  В развитии технологического предпринимательства вузам отведена важная роль в качестве центров для создания инноваций, что подтверждает утвержденный 25 октября 2016 г. приоритетный проект под названием «Вузы как центры пространства создания инноваций». Проект связан с реализацией концепций по созданию в регионах инновационных территориальных центров, кластеров, программой Минэкономразвития России по поддержке инновационных территориальных кластеров, работой центров кластерного развития в регионах, а также с реализацией мероприятий по внедрению профессионального стандарта педагога с последовательной разработкой и реализацией программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей, учитывает основные направления программ развития вузов (в том числе отраслевых) [4].

На сегодняшний день при вузах и научных институтах создано и функционирует примерно 3 тыс. малых инновационных предприятий (МИП), однако их деятельность преимущественно осуществляются в области оптовой и розничной торговли, связана с различными операциями с недвижимым имуществом и пр. Таким образом, 60% из них никак нельзя отнести к высокотехнологичным направлениям деятельности. Разработка и введение «дорожной карты» по развитию технологического предпринимательства в высших учебных заведениях, осуществляемая  Минобрнауки совместно с Минэкономразвития, Минфином, экспертным советом при правительстве РФ позволит увеличить процент МИПов  ̶  высокотехнологичных стартапов.

Очевиден тот факт, что отечественные университеты  ̶  это эффективная база для национального и регионального развития инновационного технологического предпринимательства:

˗          вуз является основой для формирования человеческого капитала, подготовки  «лидеров следующего поколения», способных обеспечить «технологический  прорыв»;

˗          деятельность университета направлена на создание интеллектуального капитала, получаемого в форме конкретных исследований и генерирования необходимых знаний, в целях обеспечения экономической конкурентоспособности нашего государства;

˗          вуз – это центр инновационных экосистем в мире, так как глобализационные процессы и всевозрастающая роль знаниевых активов для экономического роста побуждает университеты к их трансформации в особые центры глобальных сетей по распространению знаний. Реализации миссии уже выходит далеко за пределы образования исследований и через включение целей по передаче технологий и созданию инновационных предприятий способствует социоэкономическому развитию страны.

Существенные различия университетов в плане приоритетов в области технологического предпринимательства не позволяют сформировать универсальную модель развития их предпринимательский активности. Однако имеющиеся технологические инициативы можно встраивать во внутреннюю инфраструктуру вуза с целью создания особой предпринимательской культуры университета. Создание в России подхода к технологическому предпринимательству на базе вузов позволит подготовить «платформу» для запуска инновационных процессов.