Повышение количества людей, увлекающегося зимними видами спорта, туризмом, обусловлено повышением уровня качества жизни в мире, культурой ведения здорового образа жизни. Характер спортивных занятий, а также вид активного отдыха, проводимого на открытом воздухе в зимний период, зависит от климатических факторов погоды –температуры, влажности, ветра.
Занятие данными видами спорта и отдыха требует не только наличия специального снаряжения, но и качественной комфортной и практичной одежды. Основным, а в некоторых случаях единственным способом защиты человека от холода на открытой территории является одежда, теплоизоляционные характеристики которой обеспечивают необходимую защиту от охлаждения. Для обеспечения оптимального физического состояния человека одежда должна защищать человека от внешней влаги, ветра, пониженных температур окружающей среды, и в то же время не препятствовать удалению влаги с поверхности тела. Такая одежда также должна защищать человека от охлаждения в состоянии покоя и не вызывать перегрева при выполнении интенсивных физических занятий.
Кроме этого современная зимняя одежда должна быть универсальной, как для поездок за город, так и для города, да к тому же для любых погодных условий. Создание такой одежды является весьма сложной научной и практической задачей.
Потребители отдают предпочтения изделиям удобным, надежным, качественно изготовленным, соответствующим и доступным по цене. В связи с этим ожесточается комплекс требований к спортивной одежде для защиты от холода, обостряется конкуренция на рынке сбыта данного вида товара. Повышение конкурентоспособности изделий отечественных предприятий в настоящее время достигается в основном за счет увеличения количества выпускаемой продукции. Производство качественных изделий требует создания научно-обоснованных, мобильных, современных, экономичных технологических процессов, внедрение комплексной оценки качества выпускаемой продукции.
При разработке одежды для спорта и активного отдыха производители сталкиваются с целым рядом противоречивых требований, которые предъявляют покупатели. Спортивная одежда должна защищать от внешних воздействий (дождя, ветра, снега), а также поддержание нормальной терморегулиции организма, свободы движения, но, тем не менее, не иметь ничего лишнего, обладать малой массой. Все решения продиктованы соображениями комфорта, удобства и целесообразности, но в тоже время должны отвечать перспективному направлению моды.
В связи с этим представляется необходимым использовать комплексную оценку качества, необходимым условием которой является определение весомости входящих в эту оценку показателей. В соответствии с принципами квалиметрии качество представляет собой иерархическую структуру, на нулевом уровне которой находится обобщенный комплексный показатель качества, а на последующих уровнях – менее общие группы свойств. Разделение общих свойств качества осуществляется до простых, единичных свойств которые можно измерить. В основу выбора номенклатуры показателей свойств зимней одежды для активного отдыха положено ее основное назначение. При оценке свойств показатели качества одежды для спорта и активного отдыха объединены в следующие группы: функциональные, эргономические, экономические, надежность, эстетические.
В совокупности показателей качества эргономические занимают наиболее важное место. Они характеризуют соответствие формы, размеров, антропометрическим, гигиеническим, психологическим, психофизиологическим требованиям, обеспечивают удобство в эксплуатации и использовании человеком изделия [1]. Одни из самых важных свойств конструктивно-эргономические, которые включают в себя удобство конструкции в динамике, удобство пользования изделия в целом и отдельных его элементов, соответствие конструкции размерам типовой фигуры, гигиенические свойства (теплозащитные, паропроницаемость).
Функциональные свойства одежды обеспечивают защиту от дождя, ветра, снега. Показатель надежности свойств спортивной одежды обеспечивает возможность основных функций изделия в течение определенного срока эксплуатации. Эстетические свойства также играют немало важную роль, так как потребителями данной одежды являются в основной своей массе молодые люди, следящие за перспективным направлением моды.
Весомость свойств определялась экспертным методом. Для анализа мнений экспертов использовался анкетный опрос, который заключался в оценке степени согласованности мнений экспертов и определении весомости исследуемых показателей качества спортивной одежды. В анкетировании участвовали 63 человека (специалисты предприятий, специализирующиеся на изготовлении спортивной одежды, а также потребители, увлекающиеся зимними видами спорта). Экспертам предлагалось указать важность исследуемых факторов по влиянию на качество исследуемого вида изделия. В результате опроса расчетный коэффициент конкордации составил 0,86,что говорит о высокой степени согласованности мнений экспертов.
Результатом исследования является построение иерархической структуры оцениваемых показателей качества, представленных в графическом или табличном виде (рисунок 1).
Результаты расчета –весомости факторов –представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 -Весомости факторов показателей качества зимней одежды для активного отдыха
По результатам проведенной комплексной оценки наиболее важными являются эргономические свойства спортивной одежды и не менее важными – защитные, свойства обеспечивающие удобство и безопасность занятиями зимними видами спорта.
Такой расчет весомостей факторов дает возможность выделить наиболее важные, перейти к комплексной оценке и управлении качеством спортивной зимней одежды. Данный подход поможет повысить качество выпускаемых изделий, и, следовательно, увеличить ее конкурентоспособность.