Полный текст статьи
Печать

Последняя редакция Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 2016 года  предполагает чёткую иерархию компетенций[1], которые получают учащиеся в зависимости от уровня (ступени) образования. В соответствии с законом на каждом образовательном уровне учащийся приобретает необходимые ему навыки и умения под руководством педагога, при этом в зависимости от возраста и способностей обучающегося подбираются определённые методики и технологии. Образование выходит на новый уровень профессионального развития и требует от педагога и обучающегося прямого сотрудничества, разрешения возникающих конфликтов, достижения общих задач и целей.

          Cегодня  образование - это динамично развивающийся социальный институт. В его основе взаимодействия, построенные на коммуникации. Как правило, в образовательном процессе   можно выделить несколько видов коммуникативной связи[2]:

  1. Коммуникации, осуществляемые с помощью технических средств – современные интерактивные технологии
  2. Межличностные коммуникации, которые возникают в процессе общения нескольких индивидов
  3. Вербальные и невербальные – первый вид отвечает за передачу текстовых сообщений, второй вид за сообщения, переданные с помощью жестов и мимики
  4. Формальные и неформальные – процесс взаимодействия в процессе «неравенства» и «равенства»  социального и  профессионального положения
  5. Слухи – самый неординарный, но обязательно присутствующий вид коммуникативной связи. Слух – желание, как правило, возникает в группе, у которой есть определённая мечта («автоматы», отличные оценки, отмена контрольной и т.д.) Слух – пугало возникает из – за страхов (боязнь учителя, контрольной, замечаний). Слух – агрессия основан на ненависти к человеку, в том числе, к однокласснику, однокурснику или педагогу. Самым опасным является финальный слух: он может привести к конфликту, долгосрочной проблеме и непредвиденным действиям.

Образование сегодня ставит перед собой задачи интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих, специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно - полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. То есть одной из целей остаётся развитие у обучающегося навыков коммуникативного сотрудничества, для этого педагогами разрабатываются специальные методики групповой работы.

Групповая работа предполагает в себе принятие группового решения, то есть группе необходимо выбрать из всех имеющихся альтернатив наиболее подходящее решение какой - то  проблемы, при этом решение должно устраивать каждого члена группы, иначе возникнет конфликт. Педагог может предложить обучающимся методики стратегии поведения при решении групповых заданий на уроках.

Рассмотрим несколько вариантов принятия группового решения на уроках литературы в средней школе. Для начала работы с группой можно предложить обучающимся кейс – задание.

Кейс – задание -  это относительно новая методика, представляющая собой сложные ситуации, требующие полное погружение в задание, умение работать в команде. Безусловно, положительной чертой такого задания является отсутствие единственно правильного решения. Стоит отметить, что при работе с кейсом  формируются личностные и коммуникативные УУД, которые отвечают за ценностно-смысловую ориентацию и ориентацию в коммуникации; познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить формально – целостное высказывание, логическую цепь суждений и доказательств.

Заранее сформированные группы должны подготовить решение проблемы, на этапе формирования альтернатив обучающиеся могут применять следующие методы[3]:

  1. Синектика - то соединение различных, не соответствующих друг другу элементов. Как метод она предполагает выявление в рассматриваемом объекте противоположных сторон или тенденций. Большое значение придается формулированию задачи. При «синекторной атаке» допускается конструктивная критика. Основными творческими приемами, используемыми в синектике, являются различные виды аналогий: прямая, личная, символическая и фантастическая. В соответствии с данным методом группа может подготовить творческий диалог, инсценировку, чтение по ролям и т.д.
  2. Метод номинальной группы – предполагает возможность высказывания каждого и отсутствия критики друг друга на первоначальном этапе обсуждения. Метод подходит для совместного выполнения домашних заданий, подготовки презентаций и т.п.
  3. Метод «Дельфи» предполагает «мозговой штурм» и наличие экспертной оценки. Обучающиеся высказывают свои идеи, работают с педагогом. В результате решение принимается вместе с экспертом – педагогом, путём проведения опросов. Из множества решений анонимно определяется лучшее. Метод позволяет учесть мнения тех обучающих, которые не имеют достаточного коммуникативного опыта, но хотят участвовать в процессе принятия решений.  Метод может применяться при подготовке исследований, классных часов и научных мероприятий.
  4. Метод «635» — одна из разновидностей мозговой атаки. Цифры      6, 3, 5 обозначают шесть участников, каждый из которых должен записать три идеи в течение пяти минут. Становится понятным из условий, что на уроке будет работать несколько целевых групп.  Лист ходит по кругу. Таким образом, за полчаса каждый запишет в свой актив 18 идей, а все вместе — 108. Каждая группа затем выскажет свои мнения – решения. Данный метод можно применять на уроках при изучении стандартного материала, работы с текстом и устного опроса.
  5. Метод написания сценариев предполагает активное участие каждого обучающегося в процессе. Таким образом, решается проблема «безбилетника», каждый обучающийся максимально вовлечён в работу в соответствии со своими знаниями и умениями. Данный метод можно использовать как в течение обычного урока, так и во время внеклассной работы по предмету.

Групповой метод принятия решений – обязательный навык для обучающегося на любой степени образования, позволяющий  развить навыки для работы в команде в будущем.

Задача педагога любого уровня подготовки развить в индивиде желание работать в группе, научить приёмам и основным компетенциям для этого.