Полный текст статьи
Печать

Актуальность исследования заключается в том, что современные реале общества, которое находится на стадии глобализации во всех сферах жизни, модернизации, постоянного развития, таковы, что на первый план выходят проблемы, связанные с интересом. В таком контексте потребительское поведение — основной индикатор, отражающий социально — экономическое состояние общества.

            Россия — прежде всего страна, продолжающая изменения в социально — экономической сфере, ведь только относительно недавно пал «железный занавес», экономика стала носить переходный характер, мы познакомились с формами предпринимательской деятельности. На смену социалистическим экономическим отношениям пришел западный капитализм. Поэтому Российская Федерация — это государство, для которого показатели социально — экономического состояния очень важны. Изменения в нашем государстве происходят постоянно, поэтому  детальный анализ просто необходим современному обществу, для того чтобы составить прогнозы дальнейшего развития, а также это возможность решить многие социально - значимые проблемы.

            Рассматривая показатели в динамике, не сложно заметить особенность российской практики:  общество разделяется на производителей и потребителей рисков. Одни хотят получить наибольшую выгоду, производя и реализуя их, другие же чувствуют на себе их последствия. Риски играют огромную роль при построении современной социальной структуры общества. Поэтому так важен точный и своевременный анализ показателей потребительского поведения.

            Несмотря на то, что в социально — экономической практике      Российской Федерации уже начинает формироваться потребительское общество. С теоретической точки зрения о нём известно не очень много, так как  долгое время в нашей практике оно не изучалось. Именно поэтому тенденции, мотивы, структура и динамика развития потребительского поведения так важны и интересны  для  изучения — в этом и заключается актуальность теоретическая.

            Потребительское поведение можно изучать с субъективной и объективной стороны. Изучая его с точки зрения субъективности, мы прежде всего говорим о потребительском поведении идеальной рациональной модели  «экономического» человека — то есть индивида или социальной группы,   потребностей, мотивов, стремлений, особенностей поведения. Используя объективный подход, мы говорим об обобщенном результате применения теории потребительского поведения в контексте определенной экономической системы. В процессе улучшения стратегии развития потребительского поведения субъективного и объективного лежит его практическая актуальность.

            На процесс потребления, безусловно, влияют и внутренние и внешние факторы. На каждого отдельного потребителя или по - другому экономического агента  будет влиять общество, при этом всего стороны: и социальная, и политическая, и духовная и , конечно, экономическая сторона. Именно общество способно изменять многие мотивы, цели, представления человека. Но нельзя не сказать и о внутренним факторе: психологическом настрое человека, его личностных мотивах и желаниях . Ведь прежде всего человек стремится удовлетворить свои желания, при этом сделать это с максимальной полезностью  для себя.

            Можно сделать выводы о том, что социологический и математический анализ потребительского поведения  - это необходимость не только для науки экономической. Потребительское поведение и выбор как категории встречаются и актуальны во многих исследованиях иной направленность, и это не случайно, ведь каждый день индивид, группа, общество делают выбор, стремясь найти лучший вариант.

            Теперь непосредственно можно рассмотреть потребительское поведение на практике, используя статистические данные, для того ,чтобы сделать вывод о современной экономической  ситуации на рынке, о социальной ситуации в структуре общества.

            Изначально стоит понять, что думают россияне о национальном благополучии, и каков их уровень экономического оптимизма.[1]  Эти 2 показателя можно рассмотреть взаимосвязано относительно друг друга и сделать вывод.

 

Рис. 1

 

 

Экономический оптимизм

Национальное благополучие

05.12.

48

51

01.13.

42

42

09.13.

39

41

05.14.

50

59

01.15.

40

46

09.15.

49

58

Таблица 1 

Мы видим, что оба показателя находятся в динамике, сегодня рост сменяет падения (небольшие),  показатели быстро растут и не только возвращаются, но и увеличиваются. С чем это связано? Прежде всего, с современной экономической ситуацией, особенностью международного сотрудничества и политической ситуацией в мире. Эти 2 показателя являются масштабными, но не стоит забывать и о личностном факторе. Любой человек с точки зрения психологии стремится скорее быть пессимистом, чем следовать течению позитивизма, ведь проблемы существовали во все времена, поэтому люди склонны на подсознательном уровне воспринимать факты намного хуже, чем они есть на самом деле. Индивид скорее заметит незначительное ухудшение, негативную динамику, чем небольшой плюс и сдвиг вверх. Если просмотреть график, сравнить показатели, то, действительно, можно заметить: показатели смещались в сторону понижения на небольшой уровень.

            Чтобы проследить динамику потребительского поведения россиян можно использовать такой показатель, как Индекс Потребительского                  Настроения (ИПН).[2] В его основе опрос общественного мнения о массовом потреблении и его особенностях.  Индекс Потребительского                  Настроения — показатель, который доказывает, что в основе экономического роста лежит концепция потребления. В связи с соответствующей динамикой, можно сделать вывод не только о потреблении, но и о об показатели экономического роста.

 

Рис. 3

 

ИПН

05.12.

90

01. 13.

82

09.13.

81

05.14.

89

01.15.

63

09.15.

70

10.15.

69

 Таблица 2

 

Используя данные, можно сделать вывод, что экономический рост очень нестабилен. Нашему государству необходимы реформы и преобразования не только в экономике, но и в других сферах. Только  комплекс изменений приведёт к улучшенным показателям.

            Рассматривая Индекс Покупательской Активности (ИПА)[3], как инструмент измерения реальности в сфере потребительских способностей, также можно прийти к выводу, что на потребителей влияют различные факторы

 

 Рис. 4

 

ИПА

05.12.

149

01.13.

117

09.13.

125

05.14.

126

01.15.

100

09.15.

101

10.15.

110

Таблица 3

 

Но тем не менее, если мы рассматриваем ситуацию, которая есть на сегодняшний день, то она радует. В неполном 2015 году уже видна положительная динамика показателя ИПА: покупатель стал более активным, что свидетельствует об улучшении социально — экономического положения общества.

            Таким образом, можно сделать вывод, что показатели уровня потребительского поведения находятся в постоянной динамике, это связано с различными факторами. Показатель этой динамике отражается не только в экономике, но и в других сферах жизни, поэтому его  регулирование так важно