Казахстанско-российские отношения всегда были и развиваются в духе добрососедства, союзничества и стратегического партнерства. В обоих государствах обеспечение граждан квалифицированной юридической помощью является важным конституционным принципом. Так, согласно пункту 3 статьи 13 Конституции Республики Казахстан каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. В соответствии со статьей 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
В Республике Казахстан и Российской Федерации основным механизмом реализации этого права в современный период выстраивается посредством института адвокатуры. Адвокатура, являясь важнейшим правовым институтом любого цивилизованного развитого государства, призвана защищать основополагающие права и свободы человека и гражданина, организаций и учреждений, общественных объединений.
Как отмечает в своих трудах известный ученый И.Я.Фойницкий - «институт адвокатуры имеет огромную важность не только для интересов сторон, но и для общих интересов надлежащего отправления правосудия, т.к. она является непременной и лучшей помощницей суда. Стеснение адвокатской деятельности уменьшает вероятность правильного судебного решения, а отсутствие ее порождает величайшее неравенство перед судом сторон, из которых одна опытна в судебном производстве, а другая такой опытности не имеет» [1].
Следует отметить, что слово «адвокат» происходит от латинского advocatio, означающего «призывать на помощь» [2].
В настоящее время адвокатуру Республики Казахстан представляют 16 территориальных коллегий, 258 юридических консультаций, 149 адвокатские конторы, в составе которых работают 4299 адвокатов. Из общего числа адвокатов - 2484 осуществляют свою деятельность через юридические консультации, 1377 адвокатов - индивидуально без регистрации юридического лица, 431 - через адвокатские конторы [3].
В Российской Федерации организационной формой адвокатуры как самоуправляемого сообщества адвокатов выступают адвокатские палаты - Федеральная палата адвокатов РФ и 85 палат субъектов Федерации. Численность адвокатского сообщества России составляет 78 491 адвокат, из которых 72 508 имеют действующий статус. По состоянию на 1 января 2017 г. в России учреждено и действует 25 806 адвокатских образований, в том числе 2960 коллегий адвокатов, 824 адвокатских бюро, 21 823 адвокатских кабинета, 199 юридических консультаций [4].
Адвокатура в Казахстане регламентирована Законом Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности», который был принят 5 декабря 1997 г., а России Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. Необходимо отметить, что Казахстан первым на постсоветском пространстве принял этот важный закон, который, как показало время, среди соответствующих законов стран СНГ стал одним из наиболее эффективных и адекватных новым условиям.
Анализируя законодательство обеих государств, проведем следующий сравнительно-правовой анализ деятельности, правового статуса и организации деятельности адвокатуры.
Согласно Закону РК «Об адвокатской деятельности» - адвокатура в Республике Казахстан призвана содействовать реализации гарантированного государством и закрепленного Конституцией Республики Казахстан права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи, а также содействовать мирному урегулированию спора [5]. Как отмечает А.К.Тугел «именно такое, четкое определение назначения адвокатуры, установление ее конституционной значимости явилось решающим шагом в становлении и развитии казахстанской адвокатуры. Была определена ключевая роль адвокатуры в системе правозащитных институтов, ее положение в гражданском обществе. Это стало тем более заметно, если учесть, что в ряде других стран СНГ адвокатура до 2000-х гг. продолжала работать по положениям советского периода» [6].
Согласно Федеральному закону РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию [7].
В соответствии со ст.7 Закона РК «Об адвокатской деятельности» адвокат - это гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее юридическое образование, получивший лицензию на занятие адвокатской деятельностью, обязательно являющийся членом коллегии адвокатов и оказывающий юридическую помощь на профессиональной основе в рамках адвокатской деятельности, регламентируемой настоящим Законом.
Согласно ст.2 Федерального закона РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Так в соответствии со ст. 9 указанного закона, статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом. Сравнительный анализ законодательства показывает, что в Казахстане адвокат обязательно должен обладать гражданством данной республики, в отличие от России, где такие требования не предусмотрены, и п. 6 ст.9 Федерального закона РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» гласит, что иностранные граждане и лица без гражданства, получившие статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на всей территории Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом. Далее, по законодательству Казахстана гражданин должен получить лицензию для занятия адвокатской деятельности, а в России лицо должен получить статус адвоката. Получения статуса адвоката в РФ и получение лицензии на занятие адвокатской деятельностью в РК в целом идентичны, т.е. претендент должен пройти квалификационный экзамен (в РК аттестацию), который состоит из двух этапов: тестирование и устное собеседование (в РК сдача компьютерного теста на знание законодательства Республики Казахстан и проверка знаний претендента по экзаменационным билетам).
Одним из требований законодателя обеих государств, для допуска к адвокатской деятельности, является наличие высшего юридического образования, а в России либо ученой степени по юридической специальности. Полагаем, законодатель России поступил правильно, давая возможность лицу, у которого нет базового юридического образования, но имеющего ученую степень по юридической специальности получить статус адвоката. Например, лицо окончил и получил специальность «историю» либо «политологию», а затем, поступив в аспирантуру, защищает диссертацию на соискание кандидата юридических наук. В Казахстане указанные лица теряют возможность на занятие адвокатской деятельностью, т.к. у них нет базового высшего юридического образования.
Далее, в РФ лицо должен иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании сроком от одного года до двух лет. В отличие от России, в Казахстане для получения лицензии на занятие адвокатской деятельностью достаточно только прохождения стажировки сроком на один год, а стаж работы по юридической специальности не требуется. И в этом случае согласимся с законодателем России, т.к. полагаем, что стаж работы по юридической специальности необходимо для будущих адвокатов, либо срок стажировки нужно увеличивать, т.к. один год недостаточно для получения профессиональных знаний и практических навыков адвокатской деятельности.
Также, необходимо отметить, что в отличие законодательства РФ, где нет такой нормы, в Казахстане предусмотрено освобождение от прохождения аттестации, и после, пройдя только стажировку, автоматически получают лицензию на занятие адвокатской деятельностью, следующие категории лиц: лица, сдавшие квалификационный экзамен в Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан, успешно прошедшие стажировку в суде и получившие положительный отзыв пленарного заседания областного или приравненного к нему суда; судьи в отставке; судьи, освобожденные от должности по собственному желанию; при прекращений полномочий судьи по состоянию здоровья, препятствующий дальнейшему исполнению своих профессиональных обязанностей, в соответствии с медицинским заключением; прекращение полномочий судьи при упразднении суда или реорганизации суда, уменьшение числа судей соответствующего суда, если судья не дает согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде, а также отказ судьи от перевода в другой суд, на другую специализацию; председатель суда, председатель судебной коллегии не дают согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде, а также отказ председателя суда, председателя судебной коллегии от перевода в другой суд, на другую специализацию в случае упразднение суда или реорганизация суда, уменьшение числа судей соответствующего суда, истечение срока полномочий; судья, достигший пенсионного или предельного возраста пребывания в должности судьи; лица, уволенные из органов прокуратуры и следствия, при наличии стажа работы в должности прокурора или следователя не менее десяти лет, за исключением уволенных по отрицательным мотивам (п. 2 ст. 8-1 Закона РК «Об адвокатской деятельности»).
Далее, анализ показывает, что в Казахстане, согласно п.2 ст.7 Закона РК «Об адвокатской деятельности» адвокатом не может быть лицо, уволенное с государственной, воинской службы, из органов прокуратуры, иных правоохранительных органов, специальных государственных органов, судов и органов юстиции или исключенное из коллегии адвокатов по отрицательным мотивам, а в законодательстве России такая норма отсутствует. Отмечая указанное различие, нужно отметить ст.3 Федерального закона РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации», где четко прописано, что адвокатура как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, тем самым давая возможность лицам, уволенным из государственной службы по отрицательным мотивам заниматься адвокатской деятельностью.
Еще одной отличительной особенностью получения статуса адвоката в Российской Федерации является принесение присяги, содержание которой указано в ст. 13 Федерального закона РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» и со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты.
Далее, необходимо отметить, что в законодательстве России предусмотрена норма, согласно которой адвокат осуществляет в соответствии с федеральным законом страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности за нарушение условий заключенного с доверителем соглашения об оказании юридической помощи. Указанное положение призвано способствовать цивилизованному решению возможных конфликтов между адвокатами и их клиентами, а также вытекает из статьи 932 Гражданского кодекса Российской Федерации и защищает, прежде всего, интересы доверителя адвоката, который и является выгодоприобретателем по договору страхования и перед которым по условиям заключенного договора отвечает страхователь. В соответствии с Федеральным законом об адвокатской деятельности объектами обязательного страхования для адвокатов являются имущественные интересы адвоката, связанные с его обязанностью возместить причиненный доверителю вред в случае нарушения адвокатом условий заключенного с доверителем соглашения об оказании юридической помощи. Таким образом, объект страхования для адвокатов законодательно определен. Так же законом об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации определены страховые случаи или риски, от которых должны быть застрахованы объекты страхования - это любые нарушения адвокатом условий заключенного с доверителем соглашения об оказании юридической помощи. В Республике Казахстан в законодательстве об адвокатской деятельности такая норма не предусмотрена.
Осуществляя сравнительный анализ необходимо отметить формы организации адвокатской деятельности. В Казахстане адвокат вправе осуществлять свою деятельность через юридическую консультацию либо учредить самостоятельно или совместно с другими адвокатами адвокатскую контору, а также индивидуально без регистрации юридического лица. При этом адвокат должен быть членом коллегии адвокатов, созданной и действующей на территории соответствующей административно-территориальной единицы. В России адвокат осуществляет свою деятельность через адвокатский кабинет, коллегию адвокатов, адвокатское бюро и юридическую консультацию. Адвокатский кабинет вправе учредить адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет и принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально. Коллегию адвокатов вправе учредить два и более адвокатов, при этом закон требует, чтобы в числе учредителей коллегии адвокатов должно быть не менее двух адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет. Адвокатское бюро вправе учредить два и более адвокатов, при этом адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. Юридическая консультация учреждается адвокатской палатой по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью.
В целом, проведенный краткий сравнительно-правовой анализ законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан об адвокатской деятельности, позволяют сделать вывод, что они имеют схожесть в своем назначении в большинстве нормах, а также некоторые различия, в частности, по требованиям к стажу по юридической специальности, обязанностей адвоката, статусу адвоката и т.д. На наш взгляд, законодателям обеих государств, в дальнейшем необходимо совершенствовать законодательство в сфере адвокатуры, изучая опыт друг друга в целях улучшения качества оказания квалифицированной юридической помощи, а также повышения статуса адвоката в обществе.