Полный текст статьи
Печать

Предоставление архивами широкого спектра услуг является одним из важных направлений их деятельности. Задачи информатизации архивного дела в России по распространению архивной информации четко определяют необходимость сделать её более доступной для любого пользователя, независимо от его местонахождения, осведомленности в сфере интересующих его вопросов. На современном этапе большие возможности открывают Интернет-технологии. Их применение во много раз ускоряет процесс предоставления информации, тем самым повышается эффективность предоставления услуг. Архивисты заявляют о вступлении в электронный век архивов [1]. Данное обстоятельство актуализирует понимание дефиниции «архив» не только как собрание документов, предназначенных для удовлетворения практических нужд, но и по определению Т.И. Хорхординой, как «целостное знание в непрерывном процессе его становления и развития» [2]. Однако сама информация в виде документов и данных, по определению исследователя М.Ю. Чирковой, ещё не является знанием, а лишь сырьём для формирования знаний. В информационных системах проходит процесс переработки этого сырья. Глубина переработки зависит от целей этих систем. Самые продвинутые информационные системы перерабатывают информационное сырьё до серьёзного аналитического уровня, пригодного для информационного обеспечения процессов расширенного воспроизводства знаний и управления. Таким образом, архивы должны проявить себя не только как институты социальной памяти, но и как сложные информационные системы [3].

Современное архивоведение активно осмысляет накопленный опыт по информатизации архивного дела [4,5]. Под влиянием современных технологий отечественное архивоведение активно обогащается новыми понятиями и терминами, многие из которых пока еще не нашли четкого определения. К разряду дефиниций такого рода относится понятие «архивные интернет-услуги».

Федеральные государственные архивы в соответствии с Федеральным Законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» оказывают бесплатные (статья 26, п. 3) и платные (статья 26, п. 4) услуги юридическим и физическим лицам. Данные услуги реализуются в рамках полномочий федеральных государственных архивов, определенных их Уставами, и соответствуют выданному Минфином России Росархиву Генеральному разрешению на открытие лицевых счетов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства главному распорядителю средств федерального бюджета и подведомственным ему учреждениям № 155039 от 14 апреля 2005 г. и Дополнению к нему № 155039101 от 12 августа 2005 г.

Информатизация архивного дела позволяет расширить и ускорить процессы предоставления и получения архивных услуг. Достигается это, в том числе, благодаря возможностям Интернет-технологий. Регулируются данные процессы Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Понятие «Интернет-услуги» раскрыто в проекте федерального закона «О правовом регулировании оказания Интернет-услуг». Под ними подразумеваются услуги, оказание которых осуществляется путем передачи или приёма данных по каналам Интернет. При этом необходимо учитывать содержание такого нормативного документа, как Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В этом законе затронуты понятия, связанные с доступом к информации с использованием Интернет-технологий: 1) запрос – обращение пользователя информации в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа; 2) официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления (далее – официальный сайт) – сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сеть Интернет), содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления. В самом законе отражена возможность размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет, но не прописано, какие способы доступа могут использоваться при размещении той или иной информации в сети Интернет [6].

В нормативном документе «Рекомендации по созданию архивного сайта в Интернет» указывается, что при создании сайта архивной организации необходимо предоставить информацию о перечне услуг, оказываемых архивом, но не отражена их специфика [7].

Таким образом, оказание архивных услуг с использованием возможностей Интернет-технологий можно обозначить как архивные Интернет-услуги, предоставление которых происходит в соответствии с российским законодательством, маркетинговыми программами развития архивов и запросами потребителей архивной информации. Под понятием «архивные Интернет-услуги» подразумеваются комплекс мероприятий, предоставляемых архивными организациями посредством использования возможностей Интернет-технологий.