Полный текст статьи
Печать

В настоящее время в ситуации социально-экономических преобразований, пересмотра социальных стереотипов и появления новых тенденций приобретают особую важность вопросы, связанные с изменением сознания и внутренней структуры личности, в особенности с динамикой и становлением ценностной сферы человека.

В психологии в самом общем смысле «ценность» понимается как один из важных и обязательных компонентов культуры, содержащий в себе общие идеи представления об условиях и целях существования, необходимых отдельно взятому человеку и обществу в целом.

В. Н. Карандашев отмечает, что существуют ценности двух типов:

- социальные ценности (ценности общества или социальных групп);

- индивидуальные ценности (ценности личности) [1].

В научной литературе помимо термина ценности используется другое понятие – ценностные ориентации. Четкой границы между ними не прослеживается, и часто они употребляются как равнозначные. Однако можно отметить, что при изучении общества и социальных групп скорее используется термин «ценность», а вот при изучении конкретного человека одинаково используются оба термина. Таким образом, под ценностными ориентациями следует понимать перенесенные личностью в свой внутренний мир ценности общества.

Не угасает интерес к данной теме и у современных исследователей. По мнению многих из них подростковый возраст является очень примечательным в этом отношении, поскольку является периодом интенсивного формирования ценностных ориентаций [2]. Дело в том, что на этом этапе развития человека происходит становление характера, самосознания, мировоззрения, личности в целом, появляется интенсивная рефлексия.  Кроме того, в это время подросток начинает знакомиться с многообразием существующих мнений, идеалов, форм поведения, которые несомненно пропускает через себя, выбирает те, которым хочет соответствовать. Таким образом, ценностные ориентации выступают в этом возрасте как психические новообразования [5].

Д. А. Леонтьев, обобщив весь имеющийся теоретический материал по изучению ценностей, предлагает выделить три основных варианта понимания индивидуальных ценностей [3].

Первый подход предполагает рассмотрение ценности в одном ряду с такими понятиями, как убеждение или представление. С точки зрения Д. А. Леонтьева, понимаемые таким образом ценности не могут являться стимулами, так как не имеют внутренней побудительной силы.

 Современные исследователи В. С. Магун и М. Г. Руднев предлагают свое понимание ценности, которое можно поместить в рамках данного подхода. По их мнению, ценность – это убеждение человека в значимости лично для него объекта или явления, синоним неравнодушия человека к определенному аспекту действительности [4].

Примерами такого взгляда на понятие ценностей могут служить и позиции таких известных ученых-психологов, как  М. Рокича и Ш. Шварца. Рассмотрим их несколько подробнее.

Так, М. Рокич определяет ценность, как «устойчивое убеждение, что специфичный вид поведения или конечная цель существования является личностно или социально более предпочтительной, чем противоположный или обратный вид поведения или конечная цель существования» [8].

С точки зрения Ш. Шварца, ценности – это понятия или убеждения, которые отличаются следующими характеристиками:

- имеют отношение к желаемым конечным целям или поступкам;

- не ограничиваются конкретными ситуациями, выходят за их пределы (т.е. являются абстрактными);

- оказывают значительное влияние на выбор поведения и его оценку;

- иерархически упорядочены в соответствии с таким критерием, как «важность».

Д. А. Леонтьев предполагает, что посредником в усвоении ценностей между большой социальной группой (обществом) и личностью выступает малая социальная группа, которая служит некоторым эталоном для данной личности. На первых этапах развития человека долгое время такой группой остается семья, но к подростковому возрасту на ее место приходит компания сверстников. Из этого следует важное замечание: малая группа в таком случае может направлять личность как на общечеловеческие ценности, так и на антисоциальные.

Согласно другому подходу ценности очень близки к понятию социальной установки, поскольку они близки между собой имеющимся состоянием готовности. Подобное понимание ценностей подразумевает наличие у них некоторой направляющей и регулирующей силы. Такой позиции в своих работах придерживались социологи В. А. Ядов и А. Г. Здравомыслов.

Третий подход предполагает рассмотрение ценности и потребности, мотива как смежных понятий. В рамках данного подхода потребность обладает реальной побудительной силой. Одним из представителей такого понимания ценностей можно считать А. Маслоу, который как раз  рассматривал в качестве родственных понятий ценности и потребности. Он считал, что самоактуализация - это и потребность, и  ценность высшего порядка [3].

Выбор подростком тех или иных ценностей в качестве приоритетных для себя может зависеть от множества условий и факторов. На наш взгляд, достойными внимания в этом смысле являются акцентуации характера, которые достигают пика своего проявления именно в переходном возрасте.

Проведенное нами эмпирическое исследование было направлено на изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и акцентуаций характера у подростков. В представленном исследовании приняли участие 65 обучающихся 8−9-х классов в возрасте 14-15 лет

С целью диагностики ценностей, преобладающих в сознании подростков, и наиболее значимых для них жизненных сфер был использован опросник терминальных ценностей (И. Г. Сенин) [6]. Для определения наличия или отсутствия у подростков типа акцентуации характера применялась подростковая версия опросника Г. Шмишека [7].

Для обработки полученных результатов были использованы: критерий             U-Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Обработка данных проводилась на базе компьютерной программы IBM SPSS STATISTICS 22.

После обработки данных, полученных по опроснику Шмишека, и подсчета средних значений по каждой шкале, были получены следующие результаты (рис. 1).

   

Рисунок 1 − Выраженность акцентуаций характера у школьников (средние значения)

Примечание: 1-гипертимный тип; 2-застревающий тип; 3-эмотивный тип;               
4-педантичный тип; 5-тревожный тип; 6-циклотимный тип; 7-демонстративный тип;
8-возбудимый тип; 9-дистимный тип; 10-экзальтированный тип. 

Необходимо отметить, что наиболее часто встречающимися являются такие типы акцентуации характера, как гипертимный, эмотивный и экзальтированный. Менее представлены тревожный, дистимный, демонстративный и педантичный типы.

Далее нами был осуществлен подсчет средних значений по каждому типу отдельно в выборке мальчиков и девочек, что позволило получить данные для анализа различий между ними (рис. 2).

Примечание: 1-гипертимный тип; 2-застревающий тип; 3-эмотивный тип;  4-педантичный тип; 5-тревожный тип; 6-циклотимный тип; 7-демонстративный тип; 8-возбудимый тип; 9-дистимный тип; 10-экзальтированный тип.

Рисунок 2 – Выраженность акцентуаций характера у мальчиков и девочек (средние значения)

Для проверки достоверности гендерных различий в уровне выраженности каждого из представленных типов акцентуации был применен U-критерий Манна-Уитни. Полученные результаты представлены в табл. 1.

                                                                                                                  Таблица 1

Результаты по U- критерию Манна - Уитни

Тип акцентуации характера

Значение критерия, U

Уровень статистической значимости, p

Гипертимный

477,0

0,545

Застревающий

505,5

0,825

Эмотивный

198,5

0,000

Педантичный

480,5

0,579

Тревожный

319,0

0,006

Циклотимный

494,0

0,704

Демонстративный

515,5

0,931

Возбудимый

464,5

0,439

Дистимный

425,5

0,195

Экзальтированный

338,0

0,010

Рассматривая в совокупности данные графика и таблицы, можно сделать вывод о том, что у мальчиков (N = 29) и у девочек (N = 36) наблюдаются статистически значимые различия в уровне выраженности таких типов акцентуации, как тревожный (p<0,01), эмотивный (p<0,01) и экзальтированный (p≤0,01). У девочек чаще находят проявление следующие особенности характера: тревога и боязливость, высокая чувствительность, впечатлительность, глубокие эмоциональные переживания, а также бурные реакции в ответ на происходящие события.

Равным образом на данном этапе нам необходимо проанализировать особенности ценностных ориентаций и значимости жизненных сфер как в целом по выборке, так и по выделенным внутри нее гендерным группам.

Так, на основе средних значений, подсчитанных по тем стандартным оценкам, которые были получены в ходе обработки данных по опроснику терминальных ценностей, был построен график, отражающий картину ценностных предпочтений в изучаемой выборке подростков (рис. 3)

Примечание: 1-духовное удовлетворение; 2-креативность; 3-достижения;  4-развитие себя; 5-активные социальные контакты; 6-собственный престиж; 7-сохранение индивидуальности; 8-высокое материальное положение.

Рисунок 3 – Выраженность ценностных предпочтений школьников  (средние значения в стенах)

Относительно изучаемой выборки  можно сделать следующие выводы: все изучаемые ценности практически в равной степени представлены в структуре личности школьников, однако лидирующие позиции в системе ценностей старших подростков занимают такие ценности, как духовное удовлетворение, креативность, достижения и развитие себя. Наименее значимой признается ценность наличия  высокого материального положения.

Также с целью выявления гендерных различий в предпочтении тех или иных ценностей были осуществлены аналогичные (рис. 4).

  

Примечание: 1-собственный престиж; 2-высокое материальное положение; 3-креативность; 4-активные социальные контакты; 5-развитие себя; 6-достижения духовное; 7-духовное удовлетворение; 8-сохранение индивидуальности.

Рисунок 4 –Показатели ценностных предпочтений мальчиков и девочек (средние значения в стенах) 

Для определения того, являются ли эти  различия достоверными был применен U-критерий Манна-Уитни. В результате расчетов данное предположение было частично подтверждено. Полученные результаты представлены в табл. 2. 

                                                                                                                 Таблица 2

Результаты по U- критерию Манна - Уитни

Тип ценности

Значение критерия, U

Уровень статистической значимости, p

Собственный престиж

494,5

0,713

Высокое материальное положение

445,5

0,303

Креативность

346,5

0,019

Активные социальные контакты

370,0

0,043

Развитие себя

397,0

0,094

Достижения

463,0

0,428

Духовное удовлетворение

381,5

0,059

Сохранение индивидуальности

467,0

0,450

 

Таким образом, мы можем сказать, что у мальчиков (N = 29) и у девочек (N = 36) наблюдаются статистически значимые различия в выраженности таких терминальных ценностей, как креативность (p<0,05) и активные социальные контакты (p<0,05).

Также на данном этапе представляется необходимым изучить особенности отношения подростков к следующим жизненным сферам: обучение и образование, увлечения, семья и общественная жизнь. Для этого на основе средних значений, подсчитанных по стандартным оценкам (стенам), был построен график, отражающий значимость тех или иных сфер жизни для изучаемой выборки подростков (рис. 5). 

  

Примечание: 1-сфера обучения и образования; 2-сфера увлечений; 3-сфера общественной жизни; 4-сфера семейной   жизни.

Рисунок 5 – Значимость жизненных сфер для подростков (средние значения в стенах) 

Анализируя представленный график, можно сказать, что все изучаемые сферы практически имеют одинаковую значимость для школьников. Необходимо отметить, что сфера увлечений занимает ведущую позицию по отношению к остальным. Данный результат говорит о том, что  подростки большую часть своего свободного времени стараются посвящать своим любимым занятиям. Полученный результат можно считать характерным для данного возраста, так как на данном этапе интересы и увлечения являются неоспоримым помощником ребенка в удовлетворении потребности в самостоятельности, познании, и самое главное –  потребности в понимании самого себя.

Различия в значимости указанных жизненных сфер для  мальчиков и девочек представлены на рисунке 6.

 

Примечание: 1-сфера обучения и образования; 2-сфера увлечений; 3-сфера общественной жизни; 4-сфера семейной   жизни.

Рисунок 6 – Значимость жизненных сфер для подростков (средние значения в стенах) 

Анализируя результаты можно предположить, что в сферах обучения и образования, общественной и семейной жизни существуют некоторые различия между мальчиками и девочками, причем более ценными данные сферы признаются с точки зрения женской выборки. Сфера увлечений же является одинаково значимой для обеих групп.

Главным и особо интересным в рамках нашей работы представляется выделение  групп  испытуемых с высокими и низкими показателями акцентуаций характера с целью выявления различий в ценностных ориентациях между ними .

Для этого у каждого испытуемого был выделен максимальный балл среди всех баллов, полученных по тому или иному типу акцентуации. Далее все испытуемые были проранжированы в соответствии с полученными значениями. Затем были отобраны две группы испытуемых по 21 человеку в каждой (метод контрастных групп).

 Далее по средним значениям был построен график (рис. 7), а также для оценки достоверности различий применен U-критерий Манна-Уитни (табл.3).

 

 

Примечание: 1-собственный престиж; 2-высокое материальное положение;                        
3-креативность; 4-активные социальные контакты; 5-развитие себя; 6-достижения духовное;
7-духовное удовлетворение; 8-сохранение индивидуальности. 

Таблица 3

Результаты по U- критерию Манна - Уитни

Тип ценности

Значение критерия, U

Уровень статистической значимости, p

Собственный престиж

176,0

0,256

Высокое материальное положение

152,5

0,079

Креативность

123,0

0,013

Активные социальные контакты

175,5

0,251

Развитие себя

158,5

0,111

Достижения

147,0

0,060

Духовное удовлетворение

158,5

0,111

Сохранение индивидуальности

201,5

0,619

 

Сопоставив данные, представленные на графике и в таблице, мы можем сделать вывод, что испытуемые с явно выраженными акцентуациями характера и испытуемые со скрытыми акцентуациями различаются  по значимости для них такой ценности, как креативность. Для испытуемых, у которых обнаруживается акцентирование различных черт характера, стремление к реализации себя как творца, изменению окружающей действительности, внесению в нее разнообразий является более важной и первостепенной чем для испытуемых, у которых отсутствуют явные заострения черт характера.

С целью подтверждения еще одного не менее интересного предположения, касающегося выявления взаимосвязи между типами акцентуаций характера и терминальными ценностями был проведен корреляционный анализ.

Анализируя полученные взаимосвязи, можно отметить некоторые любопытные особенности.

Гипертимный тип акцентуации оказался взаимосвязан с ценностями  собственного престижа (r=0,247; p≤0,05),  креативности (r=0,389; p≤0,01), активных социальных контактов (r=0,369; p≤0,01), развития себя (r=0,410; p≤0,01), достижений (r=0,313; p≤0,05) и духовного удовлетворения (r=0,383; p≤0,01). Можно утверждать, что чем сильнее проявляются в характере и поведении человека черты оптимизма, энергичности, постоянной жажды деятельности, общения, а также внимания к себе, тем сильнее это может сказаться на формировании в его сознании стремлений разной направленности. Так, в данном случае особую значимость для личности могут начать приобретать возможности получения признания и уважения со стороны окружающих, реализации своих творческих возможностей и изменения жизни и окружающего пространства, развития межличностных отношений, раскрытия новых, непознанных сторон своей личности, достижения поставленных целей, а также получения внутреннего удовлетворения от выполняемой работы.

Была установлена взаимосвязь эмотивного типа акцентуации с такими ценностями, как активные социальные контакты (r=0,341; p≤0,01) и духовное удовлетворение (r=0,304; p≤0,05). Согласно полученному результату можно сделать следующее предположение: чем выше чувствительность, способность глубоко воспринимать чужие и собственные радости и страдания, а также замечать прекрасное в окружающем мире, тем вероятнее, что:

- особую значимость будут иметь для подростка лица, с которыми он устанавливает взаимоотношения, и где в свою очередь может получить необходимую долю поддержки;

- особо важным окажется стремление руководствоваться в жизненных ситуациях моральными принципами, так как внутренние особенности личности не позволят поступить по-другому и причинить боль другим людям. Стремление получать внутреннее удовлетворение от выполняемой работы опять же объясняется высокой восприимчивостью к окружающей обстановке.

Примечательным с точки зрения нашего исследования является обнаружение большого количества взаимосвязей демонстративного типа акцентуации с такими ценностями, как собственный престиж (r=0,391; p≤0,01), креативность (r=0,421; p≤0,01), активные социальные контакты (r=0,417; p≤0,01), развитие себя (r=0,446; p≤0,01), достижения (r=0,396; p≤0,01), духовное удовлетворение (r=0,400; p≤0,01), сохранение индивидуальности (r=0,317; p≤0,01). Исходя из этого, можно предположить, что данные особенности характера и поведения подростков могут в определенной степени способствовать становлению соответствующих убеждений и ценностей.  Чем ярче проявляются ранее указанное своеобразие подрастающей личности, тем выше вероятность:

- формирования устремления, направленного на получение признания и уважения со стороны окружающих, в особенности со стороны значимых лиц;

- появления стремления к реализации своих возможностей и способностей, самосовершенствованию, отстаиванию своей индивидуальности, а также конкретным достижениям и реализации намеченных планов, чтобы выделиться и привлечь столь желанное внимание;

- формирования ценности наличия широких межличностных связей и взаимоотношений, которые личность может использовать в своих целях;

- возникновения стремления получать внутреннее удовлетворение от выполняемой работы, что также на наш взгляд может обусловлено жаждой внимания со стороны окружающих людей. То есть не результат, не процесс, а именно проявление внимания к такой личности по окончании деятельности и является тем, что приносит ей истинное наслаждение.

Таким образом, на основе проведенного корреляционного анализа можно сделать вывод о том, что в основном все изучаемые нами акцентуации характера в большей или меньшей степени находятся во взаимосвязи с определенными терминальными ценностями подростков.