Полный текст статьи
Печать

Происходящая модернизация российского образования и проводимые в нашей стране  политические и социально-экономические реформы ведут к становлению все более открытого государства готового к взаимодействию со всеми  странами мира. Иностранный язык (особенно английский) выступает одним из главнейших и основных  средств коммуникации и интеграции в международное  сообщество, как следствие, выпускникам образовательных учреждений предъявляются высокие требования к уровню владения иностранным языком, следовательно, требуется качественно новый и эффективный  подход к обучению иностранному языку.

       Министерством образования продолжает  работать  над  созданием и совершенствованием  концепции развития филологического образования. Министр образования и науки России Ольга Васильева  заявила, что в 2022 году единый государственный экзамен по иностранному языку станет  обязательным и данный факт, несомненно, требует  повышения качества преподавания иностранных языков. Новый Закон об образовании трактует Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОСы) как основу государственных гарантий уровня и качества образования  на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения[1].

Реформирование содержания непрерывного образования  и усиление роли иностранного языка является на данный момент одной из приоритетных задач    многоуровневой системы российского образования. В этой связи  очень важно, чтобы стандарты работали и в целях достижения нового качества общего образования в области обучения иностранному языку. Для  достижения нового качества общего и языкового  образования  образовательный процесс в области иностранных языков организован в различных  типах образовательных учреждений и представлен на разных образовательных уровнях. С внедрением ФГОС  ДОО, который вступил в силу с 1 января 2014, и направлен на обеспечение: преемственности основных образовательных программ, обучение ИЯ детей дошкольного возраста все прочнее утверждается в системе дошкольного воспитания и образования. Во многих государственных  и негосударственных дошкольных учреждениях  сегодня массово вводится обучение иностранному (английскому)  языку детей в возрасте 3-6 лет на общей или факультативной основе, разрабатываются и апробируются новые учебные пособия по обучению дошкольников английскому языку. Как следствие,  дошкольные учреждения  как никогда  нуждаются в квалифицированных педагогах, которые не только хорошо знают язык, но и  готовы внедрять инновационные модели в дошкольную образовательную практику  с учетом специфики раннего возраста и обеспечивая преемственность принятых образовательных программ.

Подготовку профессионально компетентных педагогических кадров в нашей стране   возложена  на средние специальные и высшие учебные  заведения. Важным аспектом для педагогических вузов, осуществляющих подготовку бакалавров в области раннего обучения иностранному языку, является разработка и научное обоснование структуры профессиональной компетентности учителя иностранного (английского) языка для школы и дошкольных учреждений, которые делают процесс формирования профессиональной компетентности учителя иностранного языка  более эффективным.

Формирование профессиональной компетенции учителя иностранного языка является основной задачей вузов при осуществлении подготовки будущих преподавателей иностранного языка, так как на современном этапе модернизации российского образования именно компетентностная модель профессиональной подготовки специалиста является целевой и результативной основой построения образовательного процесса по подготовке студентов.

Проведенный нами анализ исследований, посвященных изучению понятия профессиональной компетентности учителей в целом и профессиональной компетентности учителей иностранного языка  в частности показывает, что существует многообразие трактовок и классификаций понятия профессиональная компетентность рассмотрим некоторые из них.

Согласно Г.М. Коджаспировой профессиональная компетентность учителя подразумевает владение педагогом необходимой суммой знаний, уме­ний и навыков, которые формируют личность учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания в ходе  непосредственной  педагогической деятельности, педа­гогического общения [2].

Профессиональная компетентность учителя базируется, по мнению Н.В.Кузьминой,  на фундаментальном научном образовании, эмоциональном отношении к педагогической деятельности, владении  учителем технологией педагогического труда[3].

Е.Н.Соловова определяет профессиональная компетентность как «совокупность профессионально-педагогических компетенций, обеспечивающих готовность выпускника к профессиональной деятельности и дальнейшему профессиональному росту» [4].

По мнению Т.Б Сребровской  профессионально компетентность учителя иностранного языка представляет собой интегративную совокупность качеств учителя, отражающую уровень его личностного, социально-нравственного опы­та, определяющую  готовность педагога к развитию и совершенствованию профессиональной деятельности, осознанное владение языковыми средствами выражения смысловых отношений [5].

Очевидно, что  профессиональная компетентность не может  выражаться одним определением, однако, для педагогов осуществляющих профессиональную подготовку студентов важно  само понимание сущности « профессиональной компетентности»,  формируемой  в ходе аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности и при прохождении педагогической практики в различных типах образовательных учреждений  при личной заинтересованности обучаемого.

Мы понимаем профессионально-педагогическую компетентность будущего учителя иностранного языка  как системное свой­ство личности, которое характеризует его сформированную  иноязычную компетенцию, приобретаемые профессиональные умения и навыки, а так же  личностный опыт и образованность, уве­ренность в себе и способность будущего учителя достигать значимые результаты в профессиональной деятельности. Несомненно, в полной мере профессиональная компетентность проявляется  в полной мере лишь у работающего учителя, но фундаментальные основы данной компетенции  форми­руются уже в период обучения в педагогическом вузе.

 Отсутствие единого подхода к определению профессиональной компетентности приводит и к разным подходам к пониманию ее содержания и структуры. приведем несколько примеров .

  В своей модели пофессиональной помпетенциии Г.М. Коджаспирова  выделяет  наличие четырех основных компонентов, включающих, в свою очередь, ряд ключевых компетенций, а именно:

- коммуникативно-культурологический компонент (формирующий языковую, речевую, социокультурную, лингвистическую и лингвокультурологическую компетенции студентов будущих учителей иностранного языка);

- общенаучно-дидактический компонент (включающий когнитивную, исследовательскую компетенции,а так же  синтез знаний, умений, навыков творческой педагогической деятельности студентов);

- социально-личностный компонент (формирующий социальную компетенцию студентов, готовность к образованию через всю жизнь);

- рефлексивный компонент (включающий аутокомптенцию)[ 2].

По мнению Е.Н.Солововой, В.В. Сафоновой, К.С. Махмурян базовыми составляющими элементам профессионально-педагогической компетентности являются:

- коммуникативная компетенция (отражающая способность и готовность учителя осуществлять иноязычное общение);

- общепедагогическая (включающая психолого-педагогическую и методическую компетенции, которые связанны с владением учителя  знаниями в области педагогики, психологии и методики обучения иностранному языку);

- общекультурную и филологическую компетенции (отражающие общий уровень культуры и образованности учителя и  его уровень владения родным языком как средством общения на занятии) [4].

На наш взгляд, профессиональная компетентность учителя иностранного языка  может включать в себя ряд составляющих  обобщенных ключевых компетенций, представленных предметной и общепедагогической  компетенциями.

Представленная нами предметная компетенция  состоит из:

- лингвистической компетенции (обеспечивающей овладение студентами языковыми знаниями и речевыми  навыками: фонетическими, лексическими, грамматическими);

- социолингвистической компетенции (формирующей способность студента целе­направленно использовать языковые и речевые единицы в за­висимости от изменяю­щихся условий коммуникации);

-  социокультурной компетенции (формирующей способность будущего учителя иностранного языка к участию в диалоге культур на основе осознания универсалий и специфики культурных контекстов);

- стратегической компетенции (формирующей способность студента применять компенсаторные стратегии для осуществления коммуникации при  условии недостаточности языко­вых средств);

- дискурсивной компетенции (формирующей способность студента  продуциро­вать и понимать речь, для которой характерна определенная организованность: последовательность, логика, связность и т. д.);

Общепедагогическая   компетенция может быть  представлена:

-  социальной компетенцией (формирующей способность студента   иметь гражданскую позицию, нравственные и эстетические  и  ценности и т.д);

- психолого-педагогической компетенцией (формирующей способность будущего педагога применять знания, полученные в ходе изучения  педагогики и психологии);

- методической компетенцией (формирующей способность применять не  только теории  и актуальные интерактивные модели обучения иностранному языку, но и способность будущего учителя разработать  и апробировать собственную методическую систему).

Выбор нами данных компетенций обоснован  спецификой современного иноязычного образования  и предмета «иностранный язык». Все виды компетенций находятся в непосредственной взаимосвязи, но первичным организующим звеном содержания профессиональной компетенции учителя иностранного языка мы считаем общепедагогическую компетенцию.

Профессиональная компетентность учителя иностранного языка  для дошкольных учреждений (ДОУ) так же рассматривается нами как единая  система общепедагогических и предметных компетенций  учителя, которые определяются степенью развития его личностных качеств, знаний, навыков и умений, позволяющих учителю иностранного языка работающему в ДОУ эффективно организовывать обучение иностранному языку  в конкретных  педагогических условиях и в соответствии с современными требованиями.  На современном этапе развития нашего общества  педагог должен владеть иными по сравнению с традиционными средствами организации учебно-воспитательного процесса, должен быть способен обеспечить  индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, и научить  главному умению - "умению учиться самостоятельно". Исходя из положений нового Закона об образовании, современный учитель иностранного языка, работающий в дошкольном учреждении, должен четко понимать, что  главной целью  обучения иностранному языку   в ДОУ является  личностное развитие детей  средствами иностранного языка. Перед системой российского образования на данном этапе развития стоит задача все­стороннего раскрытия способностей каждого обучаемого, обеспечение  его макси­мального развития, что возможно только на высоком уровне профессиональной компетентности педагогов различных типов образовательных учреждений.