Полный текст статьи
Печать

В современных условиях, когда численность молодых людей, употребляющих наркотические вещества, неуклонно растет, необходима систематическая психолого-педагогическая работа с подростками по предупреждению аддиктивного поведения. В группу риска по употреблению наркотических и психоактивных веществ входят подростки с задержкой психического развития (ЗПР). Своевременная квалифицированная помощь таким подросткам должна строиться на основе изучения мотивов, которые способствуют активизации состояния готовности к употреблению наркотиков.

Исследования В.Е. Васильевой, Е.Е. Дмитриевой, Т.Н. Князевой, У.В. Ульенковой и других свидетельствуют, что для подростков с ЗПР характерна недостаточная зрелость аффективно–волевой сферы. С одной стороны, они внушаемы и импульсивны, а с другой - их отличает неспособность к преодолению трудностей, склонность идти по пути наименьшего сопротивления, подверженность отрицательным внешним влияниям. Подростки с ЗПР характеризуются моральной незрелостью, неспособностью тормозить свои желания, подчиняться дисциплине[1].

В работах О.В. Защиринской, А.С.Сагитовой, Р.Д.Тригер и других отмечается, что поведение детей с ЗПР зависит не только от специфики дефекта, но и от социальных отношений, опыта общения, адекватности условий обучения и воспитания. При этом О.А. Талиповой выявлено, что в подростковом возрасте социально-психологические условия играют особую роль [2].

Анализ социальных отношений подростков с ЗПР свидетельствует об их явном неблагополучии. При этом нарушения могут проявляться: в системе отношений подросток-родители (в виде эмоционального отвержения), в системе подросток-сверстники (в виде доминирования пренебрежительных отношений), в системе подросток-учитель, когда последний не может скрыть своего взгляда на ущербность развития учащегося с ЗПР. Это неизбежно приводит к большей закрытости подростка, дисгармоничному развитию личности и повышению риска развития девиантного поведения, как средства самоутверждения.

Готовность к употреблению наркотиков рассматривается как положительная установка подростка на их прием, реализуемая им как согласие в ответ на побуждение к употреблению (Н.С. Видерман, Н.А. Круглова, Н.Ю. Максимова И.А. Сирота, И.И. Хажилина и др.). В исследованиях Б.С. Братуся, отмечается, что у подростков с зависимостями имеются значительные отклонения в мотивационной сфере, часто преобладает внешняя мотивация, что может приводить к употреблению алкоголя и наркотиков под влиянием побуждения извне[3].

Нами было проведено исследование по изучению особенностей мотивационной сферы, обуславливающих готовность подростков с ЗПР к употреблению наркотиков. Объектом исследования выступили школьники 14-15 лет, учащиеся коррекционных классов общеобразовательных школ г. Кирова в количестве 60 человек.  С целью изучения готовности к употреблению наркотиков в ситуации внешнего побуждения использовалась проективная методика Т.И. Петраковой «Затруднительные ситуации». Подросткам предлагалось представить себя в той или иной ситуации побуждения к употреблению наркотиков и выбрать свой вариант поведения[4].

По результатам исследования явную готовность к приему наркотиков продемонстрировали 25 % испытуемых, выбравших вариант их употребления в психотравмирующей ситуации. Отказ от употребления наркотиков в ситуации прямого внешнего побуждения, продемонстрировали 25% подростков. У 50 % испытуемых готовность к аддиктивному поведению оказалась не выявленной, хотя по характеру их ответов можно было сделать вывод о том, что при определенных условиях (как лекарство, выход из кризиса, снятие стресса, «от одного раза ничего не будет») готовность может быть активирована, что приведет к принятию решения – употребить наркотик. В ситуации прямого побуждения количество подростков с ЗПР, проявляющих явную готовность к употреблению наркотиков, возрастает. С учетом того, что в ходе эксперимента часть подростков давала социально одобряемые ответы, можно предположить, что не менее трети подростков с ЗПР представляют группу риска по готовности к употреблению наркотиков.

На втором этапе исследования использовалась «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла. По итогам диагностики проводилась беседа с подростками. Исследование показало, что у испытуемых, проявивших отсутствие готовности к употреблению наркотиков, преобладает мотивация ценности собственной жизни и здоровья. Исследование так же показало, что у большей части подростков с ЗПР нет сложившейся системы позитивных ценностей, им свойственна потребность в острых ощущениях, склонность к риску. Готовность к употреблению наркотиков у подростков с ЗПР актуализируется под воздействием прямого побуждения. Внешние мотивы, связанные с конкретными ситуациями, несущими аффективные переживания, играют важнейшую роль в активизации особого состояния готовности к употреблению наркотиков. Подростки, соглашавшиеся в ходе эксперимента попробовать наркотики, мотивировали это тем, что с их помощью можно избавиться от негативных переживаний, самоутвердиться, справиться с затруднительным положением.

Психологическое сопровождение подростков ЗПР из группы риска должно начинаться с диагностического изучения особенностей мотивационной сферы и с выявления явной или потенциальной готовности к употреблению наркотиков. Особенностями мотивационной сферы подростков, проявляющих готовность к употреблению наркотиков, является преобладание избегающей мотивации над мотивацией достижения успеха, отсутствие системы позитивных ценностей. Учитывая особенности мотивации подростков в профилактической работе, необходимо использовать примеры наиболее провоцирующих ситуаций. При этом необходимо предлагать подросткам адекватно расставить акценты при выборе личного решения, рассмотреть возможные альтернативы и последствия. Это позволяет оказать воздействие на ожидания и представления учащихся, привить им чувство ответственности за свои решения. Занятия должны включать обучение способам отказа от соблазнительных предложений и быть направлены на формирование внутренней мотивации, на нейтрализацию распространенных в подростковой среде представлений о престижности ложных ценностей, стимулирующих различные отклонения поведения.

Профилактические занятия могут включать в себя следующие направления:

• распространение информации о причинах, формах и последствиях употребления наркотиков;

• формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках;

• формирование навыков анализа и критической оценки ситуаций побуждения к употреблению наркотиков;

• формирование умений и навыков отказа от употребления наркотиков;

• предоставление альтернатив наркотизации.

Параллельно необходима работа педагогов по оптимизации социального окружения подростков с ЗПР, организация их взаимодействия со значимыми другими. Развитие аналитических способностей - важное условие профилактики аддикций. Необходимо привлекать учащихся сначала к анализу поступков других людей, а потом своих собственных. Важно научить их рефлексировать внутренние побуждения, закреплять на вербальном уровне, давать личностные характеристики. Помощь в анализе собственной активности, делает личность способной к дальнейшей регуляции поведения. Психологам и педагогам важно поощрять любые положительные изменения в поведении, развивать межличностное общение подростков в позитивном ключе,

Для предупреждения наркомании важна работа по профилактике  возникновения «комплекса неполноценности» у подростков с ЗПР. Они остро нуждаются в позитивном отношении к себе для становления адекватного самоотношения. Кризис самопринятия ведет к неконструктивным способам самоутверждения, к аддикциям. Помощь в осмыслении себя как субъекта активности, своих социальных ролей и статусов, способствует более успешной интеграции в социуме. Коррекционно-развивающую работу необходимо начинать с преодоления неконструктивного самовосприятия и формирования адекватной личностной самооценки подростков с ЗПР.