Полный текст статьи
Печать

В музыкальную школу ребенок приходит с ожиданием чуда. Ребенок хочет быть лучше, чем он есть на самом деле, хочет почувствовать, что он значим и кому-то нужен. Каждый ребенок со своими проблемами, характером, интересами, своим дарованием и способностями. Каждый ребенок - это уникальный мир, единственное в своем роде сочетание особенностей личности, характера, темперамента. «Каждый получил от родителей неповторимую комбинацию наследственных задатков и индивидуальное воспитание. Это бесконечное разнообразие человеческих типов делает работу педагога необыкновенно творческой, не укладывающейся в заданные схемы, границы».(1)

Но человеческая природа не совершенна: музыкальный талант и музыкальные способности не всегда и даже очень редко сочетаются с хорошими физическими и психическим развитием, с природной предрасположенностью игрового аппарата к освоению фортепиано. Современные дети сильно отличаются от их сверстников 10-20 лет назад.  С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографа. В США средний ребенок начинает смотреть телевизор с 5 месяцев, а к 7 классу 82 % детей выходят в онлайн.

Технический прогресс активно воздействует на психологическое и физическое развитие детей. Педагоги «нарисовали» портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений. Из положительных характеристик: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный. Из отрицательных: импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный.

Специалист в области раннего языкового развития Н. А. Горлова называет следующие особенности современных детей дошкольного возраста: преобладание системно-смыслового сознания над системно-структурным; повышение тонуса организма, настойчивости, требовательности, чувствительности, эмоциональности, потребности к восприятию информации; а также возбудимость, гиперактивность, тревожность, агрессивность. Дети хорошо информированы. У большой информированности есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития.

Известные психологи О. Е. Смирнова и О. Е. Смирнова делают неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных программ на детей – неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется в снижении произвольности внимания, гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью». Современные дети находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. Подрастающее поколение обладает «клиповым сознанием», вскормленным рекламой и музыкальными роликами.

Наблюдают психологи резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка психологи отмечают ограничение детской самостоятельности родителями, рост девиаций, повышение тревожности и агрессивности, «омоложение» болезней, лечащихся антидепрессантами.

Преподавателей музыкальных школ не могут настораживать эти факта. Кроме того, мы отмечаем снижение мышечной силы, недостаточную сформированность мелкой моторики и, следовательно, игровых навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста, рост психических заболеваний, рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, увеличение числа детей с эмоциональными проблемами. В тоже время радостно наблюдать за увеличением численности одаренных детей.

Психологи-педагогическая поддержка в музыкальной школе ребенка, имеющего особенности развития заключается во взаимодействии педагога и учащегося, направленного на обращении к внутренним силам и способностям ребенка, его процессам: самонаблюдению, самовнушению, самоорганизации, саморазвитии, самодостаточности. Это полный отказ от авторитарной педагогики. Это действенная, оперативна помощь в развитии ребенка, которая направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных с его здоровьем, продвижением в обучении, общении с педагогами, сверстниками, в определении своего будущего.

Главное условие здесь принятие ребенка таким, каков он есть, теплота, отзывчивость, умение слышать и видеть, сопереживать, терпение и милосердие, умение прощать. Педагог должен верить в предназначение ребенка, понимать его интересы, признавать его право на собственное право («хочу» - «не хочу»). Очень важно поощрять самостоятельность ребенка, быть ему товарищем и способность быть на его стороне в качестве защитника. 

Педагогу нужно искать находить в ребенке то уникальное, особое, что его отличает от другого. Это позволяет каждый раз применять в процессе обучения те или иные приемы,  рассчитанные на данного ребенка. Внимание к душевному состоянию – непременное и главное условие работы с детьми. В любом случае одно из главных условий успешной деятельности педагога с учеником - это безмерное чувство такта и абсолютное уважение к ребенку. Нельзя начинать урок, если не создана атмосфера душевного комфорта. Преподавателю необходимо уметь определить настроение ученика, его душевное состояние, успокоить легко возбудимого, поднять эмоциональный настрой инертного, раскрепостить «зажатого». Очень важно найти правильную тональность общения – с одним можно разговаривать лишь только тихо и ласково, с другим можно использовать все богатство эмоционально окрашенной речи.  Это очень важно не только для ученика, но и для учителя, который чувствует себя настоящим психотерапевтом, освобождая ребенка от отрицательных эмоций, облегчая возникшие у него проблемы».

Не редко мы, преподаватели, встречаемся с плохой самостоятельной подготовкой. Педагогу необходимо проанализировать причину, ведь ребенок не может быть ленивым ни с того ни с сего. Лень возникает по разным причинам. Самая главная среди них это отсутствие интереса или неуверенность в себе. Все это решаемо: перестроить репертуар изучаемых произведений, найти произведения, которые нравятся ребенку, подобрать необходимый метод, чтобы ученик на уроке понял и принял полученные знания и навыки, поверил в свои способности и силы. Одной из причин лени бывает атмосфера пустого времяпровождения, царящая дома. В таких случаях не воспитывается у детей усердие, привычка трудиться. В таком случае надо работать с родителями: убеждать, часто общаться, разговаривать о возникающих успехах и проблемах.

Важное условие успешной учебы ребенка постоянное творческое содружество с родителями ребенка. Нас объединяет общее чувство – любовь к ребенку и общее стремление – сделать его счастливым и успешным. Родители помогают нам, педагогам создать более точное представление о здоровье ребенка,  особенностях его характера, оказывают помощь в обучении ребенка, организуя его самостоятельные занятия на инструменте и досуг. К сожалению,  большинство родителей недостаточно  времени уделяют внимания обучению своих детей. 

В заключение приведу несколько примеров работы из своей практики. Девочка поступила в школу с хорошими музыкальными данными, эмоциональная, выразительно поет. В семье несколько поколений получили музыкальное образование. Мама предупредила о скрытых симптомах эпилепсии. В процессе обучения отставание в интеллектуальном и физическом развитии (слабый мышечный тонус, особенно мелких мышц), холерический тип нервной системы сильно сказались на продвижении. С девочкой нужно было заниматься только в спокойном тоне, очень постепенно и последовательно усложняя требования, избегая технически сложных и неудобных для исполнения произведений. Мама постоянно помогала в организации и выполнении домашних занятий, т.к. сама имеет музыкальное образование. В результате девочка с удовольствием занимается вокалом, хором, с желанием исполняет на фортепиано любимые пьесы. Эта девочка-подросток одна из самых выразительных и активных участников хора, пятый год с семьей она успешно принимает участие в фестивалях семейных ансамблей.

Другой пример. Педагогически запущенный мальчик, дитя телевизора и современных видеоигр. Задержка в развитии, примитивность и бедность речи, тревожность, возбудимость, агрессивность, отсутствие самоконтроля поведения. Поступил кандидатом в первый класс хорового отделения, с условием постоянной поддержки ребенку о стороны родителей. Пение в хоре самый доступный вид музыкальной исполнительской деятельности. В пении развиваются музыкальный слух, ритм, память эмоциональная отзывчивость к искусству, воспитываются важные певческие навыки, которые способствуют успешному освоению инструмента.  Занимается третий год во многом благодаря тесному сотрудничеству отца ребенка с педагогом по инструменту. Этому мальчику как никому другому,  необходимы система занятий, постепенность, доступность и регулярность занятий, поддержка и похвала за любой успех. Отец третий год посещает занятия фортепиано, вникает во все проблемы, сам осваивает инструмент. Благодаря общим усилиям педагогов и семьи ребенок получает развитие своих интеллектуальных и музыкальных способностей, получает эстетическое и нравственное воспитание.