Полный текст статьи
Печать

В соответствии с приказом №5-72 от 30.01.2015 Департамента образования Кировской области «О региональных инновационных площадках…» на базе МБОУ СОШ с УИОП №47 города Кирова была открыта региональная инновационная площадка по теме: «Информационно образовательная среда – важнейшее условие эффективности внедрения ФГОС и личностного развития учащихся»». Срок реализации проекта январь 2015 – май 2017.

 Существующие тенденции мирового развития, ведущие к неизбежной интеграции в экономике, технологиях, науке, культуре и, конечно, образовании, а также современные социально-экономические преобразования в России определяют необходимость модернизации образования, превращения его в гибкую саморазвивающуюся систему, отличительной особенностью которой является готовность адекватно отвечать на «вызовы» времени.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования отражают новые требования к результатам обучения, педагогическим технологиям, структуре содержания и условиям реализации образовательного процесса, что предполагает кардинальное изменение самого процесса образования.

С учетом смены парадигмы образования в современном информационном обществе становится совершенно необходимой подготовка учащегося к учебной деятельности в условиях информационной образовательной среды.

Под информационно-образовательной средой (или ИОС) понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность), наличие служб поддержки применения ИКТ.

Создаваемая в образовательном учреждении ИОС строится в соответствии со следующей иерархией:

-  единая информационно-образовательная среда страны;

- единая информационно-образовательная среда региона;

- информационно-образовательная среда образовательного учреждения;

- предметная информационно-образовательная среда;

- информационно-образовательная среда УМК;

- информационно-образовательная среда компонентов УМК;

- информационно-образовательная среда элементов УМК.

Информационная среда образовательного учреждения может рассматриваться не только в качестве компонента информационных сред более высокого уровня организации (района, города), но и как модель развития информационной среды образовательной системы вообще, поскольку именно в условиях образовательного учреждения осуществляются основные виды деятельности: обучение, воспитание и развитие личности детей.

 ИОС отдельной образовательной организации включает в себя материально-технические, информационные и кадровые ресурсы; обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен; предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.

Необходимо признать также, что наряду с большим количеством существующих на сегодняшний день методических разработок, использующих информационные технологии в системе общего образования, ощущается острая нехватка учебно-методического обеспечения педагогического процесса в условиях информационной образовательной среды школы.  Актуальность нашей работы обусловлена противоречием:

между потребностью общества в педагогах, обладающих высокой профессиональной компетентностью для деятельности в информационной образовательной среде, и недостаточностью разработанных положений и условий, недостаточностью методик и технологий системного сопровождения этого процесса в практике образовательных организаций.

Цель исследования – разработка диагностического инструментария для определения педагогических условий и выявление педагогических средств эффективного усвоения ФГОС и личностного развития учащихся в информационно-образовательной среде.

Гипотеза: результативность процесса эффективного усвоения ФГОС и личностного развития учащихся в информационно-образовательной среде будет повышаться, если:

- на основе результатов анализа и обобщения теоретических и практических подходов к решению задачи выделить основные показатели, определяющие эффективность деятельности;

- разработать модель эффективных условий к работе в условиях информационной образовательной среды школы; средств, обеспечивающих научно-методическое сопровождение, ресурсное обеспечение, мониторинг эффективности и корректировку процесса с учетом его промежуточных результатов.

     В соответствии с целью, предметом и гипотезой поставлены следующие задачи:

  1. Осуществить анализ образовательного процесса, выявить основные факторы, определяющие  эффективность усвоения ФГОС и личностного развития учащихся в информационно-образовательной среде.
  2. Разработать модель научно-методического сопровождения, ресурсного обеспечения, мониторинг эффективности и корректировки процесса с учетом его промежуточных результатов.
  3. Провести апробацию разработанной модели подготовки будущих учителей начальных классов к работе в информационной образовательной среде школы и выделить организационно-педагогические условия реализации данной модели.

  Теоретическая значимость исследования заключается в том,что всистеме образования будет предложен подход к формированию профессиональных компетенций у педагогов, в частности, готовности к работе в информационной образовательной среде школы, ориентированной на достижение новых образовательных результатов школьников.

     Практическая значимость исследования заключается в том, что разрабатывается модель эффективных условий к работе в информационно- образовательной среде школы; средств, обеспечивающих научно-методическое, ресурсное сопровождение, мониторинг эффективности и корректировку процесса с учетом его промежуточных результатов. Системный характер воспитательно-образовательного эффекта использования ИОС заключается в том, что она, как системный интегратор всего педагогического процесса, обеспечивает качественно новые параметры образования.

Перспективы развития проекта.Переход от эксперимента к внедрению в образовательный процесс модели педагогических условий, обеспечивающих развитие механизмов рефлексии и саморазвития, и применения педагогических средств, состоящих в использовании рефлексивных технологий обучения и педагогического общения,  направленных на формирование критериально-нормативных образовательных и личностных  ценностных ориентаций учащихся в условиях ИОС и введения ФГОС.

Краткое описание ожидаемых результатов (продуктов) проекта.Эффективное усвоения ФГОС учащимися ОО в информационно-образовательной среде, их личностное развитие, может быть осуществлено за счет создания педагогических условий, обеспечивающих развитие механизмов рефлексии и саморазвития, применения педагогических средств, состоящих в использовании рефлексивных технологий обучения и педагогического общения, направленных на формирование критериально-нормативных образовательных и личностных ценностных ориентаций учащихся.

Информационно-образовательная среда имеет немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако, он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей обучаемых.