Полный текст статьи
Печать

Академический рисунок лежит в основе освоения изобразительной грамоты. Изучение рисунка помогает познать законы построения предметов, законы перспективы, формирует умение передачи объема и пространства, развивает зрительную память. Ростовцев Н. Н. отмечал, что именно поэтому на учителя изобразительного искусства ложится большая ответственность грамотно преподнести все эти знания ученикам [4].

На первых этапах преподавания рисунка учитель сталкивается с тем, что ученик работает бессистемно, не организовано. Он не понимает с чего начинать рисунок и к какому результату должен его привести. Чаще всего в начале обучения ученики уделяют чрезмерное внимание деталям и всячески стараются тщательнее их проработать, что не лучшим образом сказывается на конечном результате. Работа получается излишне детализирована и лишена сходства с натурой, по причине отсутствия взаимосвязи деталей с общими формами. Об этом говорил Н. Н. Ге в своих письмах: «Всякий раз, когда рисуете часть, рисуйте ее в смысле с общим» [2]. Но ученикам на начальном этапе изучения рисунка сложно отделить частное от общего, их стремление поскорее закончит работу отвлекает от понимания натуры. А неудачный результат может негативно сказаться на их интересе к рисованию, что приведет к замедлению развития творческих навыков.

Поэтому на первых порах лучше побудить учеников вести работу по определенному плану, предлагаемому преподавателем, и только после удовлетворительного решения одного этапа рисунка преподаватель может разрешить ученику переходить к следующему этапу. Расчленение рисунка на его логические этапы помогает понять поставленные задачи, дисциплинирует внимание и систематизирует работу. Ученикам разъясняется заранее, какие конкретные задачи решаются на каждом этапе рисунка, также указывается примерное время исполнения каждой задачи [1].

Выработка у учеников навыка вести работу поэтапно, приводит к формированию у них грамотного отношения к выполнению рисунка. Ученики осознают, что рисунок – это не простое срисовывание натуры, а последовательное и внимательное ее изучение, что каждый этап является определенным шагом в раскрытии ее особенностей и пренебрежение любым из них ведет к неправильному выполнению рисунка. Так же поэтапное выполнение работы позволяет справиться с некоторыми трудностями, с которыми сталкиваются школьники, это представление листа как пространства, обобщение формы и нахождение основных тональных отношений. Соблюдение этапов в каждой работе и последовательное преодоление этих трудностей, сформирует у учеников необходимые знания и умения [7].

Ученик начинает сознательней подходить к стоящим перед ним задачам и понимать принцип объемного рисования. Указанный порядок ведения рисунка перестает быть сдерживающим фактором и делается естественным, единственно возможным способом рисования с натуры.

Все это убеждает нас в необходимости разделения процесса учебного рисунка на отдельные, логически вытекающие один из другого этапы. Разделение процесса на этапы дает возможность педагогу выяснить, какая часть работы над изображением формы больше всего затрудняет ученика, следовательно, дает возможность и вовремя прийти ему на помощь. Учебный рисунок делится на этапы в соответствии с основными программными положениями работы над рисунком: «От общего к частному и от частного к общему, с последующим синтезом того и другого».

По данной теме был проведен опрос на базе МБОУ Художественно-технологического лицея г. Кирова среди учителей изобразительного искусства и учеников 7 б класса. Ученикам предлагалось из списка расставленных в произвольном порядке этапов выполнения рисунка расставить эти этапы в правильном порядке. Опрос показал, что из 12 учеников класса с правильной последовательностью выполнения рисунка знакомы только 5 учеников, они уверенно определили всю последовательность выполнения рисунка. Другие 6 учеников сделали небольшие ошибки, а 1 нарушил порядок выполнения рисунка. Опрос учителей включал в себя вопросы о том, на какие этапы они подразделяют выполнение рисунка и с какой частотой они применяют данный принцип на практике. Опрос показал, что большая часть учителей делит работу над рисунком на 3 этапа: компоновка (эскизирование), линейно-конструктивный рисунок, тональный разбор. На практике разделение рисунка на этапы применяют и следят за соблюдением их учениками на каждой работе 75% учителей. Исследование показало необходимость работы в данном направлении, с тем, чтобы каждый ученик точно знал и применял на практике последовательное выполнение рисунка.

Основываясь на уже имеющиеся теоретические разработки по данной теме и на их практическую проверку на базе лицея, предлагаем следующие этапы работы над рисунком.

Первый этап – это компоновка, то есть размещение будущего рисунка на листе. Ученик должен представлять, где и как будет размещено на листе изображение, с помощью обобщенного представления форм. Если рассматривать этот этап на примере рисунка натюрморта, то получившееся изображение будет выглядеть так, как будто на предметы была наброшена ткань, которая объединила их в одну массу. Данное сравнение можно применять и на практике, для более наглядного представления результата. Об этом подробно описано в работе А. О. Барща [1].

Компоновку следует  начинать с определения размера будущего изображение относительно размера листа. Следующей задачей будет нахождение такого места на листе, где изображение получилось бы органически связанным с остающимися незаполненными полями листа, составляло бы одно целое с ними и соответствовало основам композиции. При этом учитываются силуэт всей массы натуры, отношения размеров и нахождение композиционного центра. Кроме того, должен быть проработан общий замысел работы, хорошо продуман каждый элемент композиции, а также определена художественная выразительность (организация изобразительной плоскости, ритм, пластика изображения и т.п.) [5, с. 4].

На этом же этапе в общей массе изображения намечаются ее главные формы. При этом на протяжении выполнения данного этапа учителю следует следить за соблюдением учениками пропорциональных соотношений условных форм и их перспективы [3]. Следует отметить, что учащиеся, особенно младших классов, не вполне сознают значение компоновки для последующей работы над рисунком и уделяют ей сравнительно мало внимания. Но ошибки на данном этапе в дальнейшем приводят к значительным переделкам рисунка. Для предотвращения ошибок и чтобы не портить поверхность рабочего листа в поисках композиции рисунка, учащиеся предварительно должны делать эскизы. В младших классах для упрощения задачи поиска компоновки, можно использовать видоискатели, небольшие прямоугольные отверстия, вырезанные на картоне и пропорциональные формату листа.

Второй этап (линейно-конструктивное построение) также предполагает определенный порядок работы: от нахождения общих размеров частей изображения до детального их построения. Общими задачами для любого построения будут: нахождение линии горизонта, точек схода и линий их пересечений, определение плоскостей, лежащих параллельно картинной плоскости, и плоскостей, уходящих в глубину, и т. д., то есть всего, что относится к наглядной перспективе, а также уточнение размерных отношений объемов. Построение ведется от руки и на глаз легкими штрихами с прорисовкой объектов насквозь, в дальнейшем линии, которые не являются видимыми, стираются [6].

На протяжении выполнения данного этапа необходимо постоянно отходить от работы, и сравнивать ее с натурой, для выявления различий между рисунком и натурой и во избежание ошибок в пропорциональном соотношении и законах перспективы. Этот этап является самым оптимальным для исправления ошибок композиционного размещения и конструктивного построения. По окончании построения перед учеником возникает задача сделать изображение более конкретным, приблизить его к натуре. Для этого необходимо выявить форму. В этом и заключается содержание следующего этапа работы над учебным рисунком.

Третий этап (нахождение тональных отношений) требует тонального разбора натуры. Понимание того, что тон в натуре есть степень освещенности разных поверхностей формы, помогает ученику в решении этой задачи.

На этом этапе необходимо определить самые светлые и самые темные места на натуре. Задать направление источнику света, что позволит определить нахождение собственных и падающих теней. После нахождения собственных и падающих теней, начинается поиск тональных отношений, т.е. нахождение темного и светлого, при этом необходимо анализировать все пространство изображения.

Четвертый этап (полная проработка тоном) – завершение рисунка.

На данном этапе от ученика требуется нахождение полутонов, постоянного анализа и сравнения всех объектов изображения. Приступая к детальной прорисовке форм, необходимо внимательно проследить за всеми оттенками светотеней на деталях формы и их переходами с одной поверхности на другую. Моделируя форму предметов, очень важно правильно работать тоновыми отношениями, начиная от самого светлого до самого темного и их промежуточных тонов (блик, свет, полутень и тень) [8]. Чтобы правильно взять тоновые отношения, следует исходить от натуры, от двух противоположных по силе контрастных пятен на ней. Самым светлым местом на натуре будет блик и его окружение, а самое темное — собственная и падающая тени. Эти два контрастных пятна должны служить ориентиром в последующей работе над светотональным рисунком при определении правильных тоновых отношений. Ориентируясь на самые светлые и самые темные места на натуре, постоянно сравнивая одну силу тона с другими, находите все остальные оттенки светотени. Пытаться повторить абсолютную светлоту и темноту в натурной постановке невозможно, да и не имеет смысла по той причине, что сила тона блика на бумаге и яркость светового блика на предмете не имеют ничего общего. Точно так же сила темноты карандаша, даже самого мягкого, несравнима с силой черноты предмета или его темных пятен. Постепенно переходя от главных частей формы к деталям, ученик должен добиваться точности тональных отношений, сопоставляя и отделяя то, что на втором плане от первого плана, выражая тональные различия более резко в свету и мягко в тени. Блики должны оставаться не тронутыми карандашом.

Так же на этом этапе происходит обобщение изображения, перед учениками ставится задача собрать весь рисунок в одно целое, для чего необходимо подчинить второстепенное главному, уменьшить контраст на дальнем плане и добавить его на приближенных объектах.

Предлагаемая разбивка рисунка на этапы, обеспечивает плановость в работе, создает у начинающего рисовальщика уверенность в правильности решения выполняемого им задания и обеспечивает грамотность выполнения рисунка.