Разработка новых программ и способов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения, открывают богатейшие возможности для внедрения научно-технического прогресса в образование.
В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного обучающегося – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Необходимо перевести школьника из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В этом плане следует признать, что внеурочная система школьного образования создает благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала, личностно значимых мотивов творческой деятельности обучающихся.
С 2016 года Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №129» г. Перми, реализует краткосрочный курс по выбору «Студия Техно-Арт», разработанный с учётом Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования [2] и на основании Положения [1] «О краткосрочных курсах по выбору учащихся в основной школе в МАОУ «СОШ № 129» г.Перми.
Краткосрочные курсы по выбору (КCК) - это обязательные курсы по выбору обучающихся на ступени основного общего образования из вариативной части учебного плана образовательного учреждения, обеспечивающие пространство личного образовательного выбора обучающегося. Краткосрочные курсы являются элементом основной образовательной программы основной школы, входят в компонент образовательного учреждения учебного плана [1].
В основе курса лежит проектная и исследовательская деятельность. Каждый обучающийся создает свой проект по технологической цепочке действий "от идеи, через создание и до продвижения продукта".
Следует отметить «изюминку» курса, которая заключается в организации совместной деятельности старшеклассников и детей с ОВЗ. Старший подростковый возраст характеризуется стремлением проявить лидерские задатки, возросшей ответственностью, желанием опекать и заботиться о младших с ОВЗ. Работа старшего позволяет реализовать эти возможности, а также попробовать себя в роли педагога, что, в дальнейшем, позволит осознанно подойти к выбору профессии со стороны старшеклассника.
Основная идея курса заключается в интеграции ресурсов и принципов, на основе использования инновационных технологий.
Принципы деятельности курса «Студия «Техно – Арт»:
- использование системного подхода в предъявлении единых педагогических требований как старшекласснику, так и к детям с ОВЗ;
- преобладание практико-ориентированных форм и методов обучения над теоретическими знаниями;
- реализация индивидуального и личностно–ориентированного подходов в процессе совместной работы;
- использование творческого подхода в совместной, внеурочной деятельности;
- принцип проблемного обучения через постановку проблемных задач и создание ситуаций, побуждающих обучающихся к самостоятельному поиску наиболее эффективных путей для их решения;
- принцип технологичности профессиональной подготовки обучающихся (т.е. овладение конкретными алгоритмами деятельности);
- принцип воспитывающего взаимодействия;
- принцип единства воспитания и самовоспитания.
Структура курса представляет собой четыре логически законченных модуля (рис.1) и содержательно-взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учащихся. Модули рассчитаны на 16 час (по 2 часа в неделю) на группы из 10-12 обучающихся. Курс предлагается с 7 класса, с учетом возрастных особенностей, уровнем компетенций, сложности создаваемого продукта, может быть реализован для обучающихся по 11 класс.
Рисунок 1. Модули курса "Студия Техно-Арт"
- модуль «Компьютерное моделирование» преподает учитель информатики, первой категории Леонова В.С.;
- модуль «Декоративно-прикладное творчество (ДПТ)» ведет учитель технологии, первой категории Коскова М.П.;
- модуль «Обработка материалов на станках с числовым программным управлением (ЧПУ) » преподает учитель технологии, высшей категории Гунько В.М.;
- модуль «Дизайн интерьера» ведет учитель технологии, первой категории Кац С.В.;
- курирует работу с детьми с ОВЗ Гойнова М.Н. учитель логопед, высшей категории.
В процессе освоения модулей учащиеся приобретают знания:
- о современных профессиях связанных с декорированием элементов интерьера и компьютерных технологий по дизайну интерьера;
- этапах выполнения и защиты творческого проекта;
- теоретические знания о свойствах современных технологических материалах, видах ДПТ, сочетании материалов для декорирования;
- компьютерных программ, предназначенных для работы на станках с ЧПУ;
- о возможностях станков ЧПУ, 3D моделирования и компьютерных графиках;
- особенности работы с детьми с ОВЗ;
Каждый модуль начинается со знакомства с теоретическим материалом модуля, инструментами и свойствами материалов используемых при работе, правилами работы, техникой безопасности, организацией рабочего места, освоение отдельных простейших трудовых процессов. Далее вводятся элементы самостоятельной деятельности, как во время проектирования изделия, так и при анализе изделия, организации, контроля трудовой деятельности, т.е. на занятиях создаются условия, позволяющие детям (под руководством педагога) самостоятельно, творчески искать пути решения поставленной перед ними задачи. Для изготовления изделия у обучающихся возникает необходимость перехода с одного модуля на другой, для полного завершения изделия.
Так, например, на первых занятиях ученики знакомятся с теоретическим материалом, проектируют изделие, планируют работу, но для изготовления данного изделия необходимо посещение другого модуля, который приблизит учеников к результату проекта. Таким образом, обучающиеся переходят от одного преподавателя к другому, для целостного создания продукта.
Приведем пример № 1 (работа с учащимися с 7 по 11 классы). Обучающиеся создают эскиз изделия совместно с учителем технологии Косковой М.П. и Кац С.В, компьютерное моделирование эскиза с учителем информатики Леоновой В.С., работа на станке ЧПУ совместно с учителем технологии Гунько В.М., завершающая отделка с педагогами, которые помогали в создании эскиза. А защита продукта проходит как перед учащимися старших классов, так и на конференциях различных уровней.
Пример № 2 (работа с обучающимися с ОВЗ и старшеклассниками). Обучающиеся создают эскиз карандашницы, подставки под горячее совместно с учителем технологии Косковой М.П. и Кац С.В., компьютерное моделирование эскиза с учителем информатики Леоновой В.С., работа на станке ЧПУ совместно с учителем технологии Гунько В.М. и учащимися старших классов, завершающая отделка (декупаж) с учителем-логопедом Гойновой М.Н., который помогает учащимся с ОВЗ защитить свой продукт и презентовать его среди своих одноклассников.
Курс носит интегрированный и междисциплинарный характер, материал курса раскрывает взаимосвязь между несколькими учебными предметами такими, как математика, физика, черчение, информатика, технология, ИЗО, химия, русский язык, литература, биология.
Учащиеся старших классов реализуют уникальные возможности воспитательного процесса и начальный уровень педагогических знаний с детьми с ОВЗ, формируют устойчивую мотивацию самостоятельного изучения основ теории изготовления того или иного продукта, повышают уровень самооценки и осознание своей значимости в окружающем мире, развивают положительные эмоции.
В целом, создается благоприятный психологический климат в коллективе. Занятия по данной программе позволяют развивать у обучающихся эмоциональные, интеллектуальные, творческие, технические способности.
Таким образом, учащиеся осваивают информационно-коммуникационные технологии, знакомятся со станками с числовым программным управлением, декоративно-прикладным искусством, художественно-эстетическим направлением деятельности и передают свой опыт обучающимся с ОВЗ.
Хотелось бы отметить, что программа данного курса является победителем краевого конкурса «Логопедические находки», а обучающиеся данного курса являются победителями и дипломантами конкурсов различных уровней.