Полный текст статьи
Печать

Одной из основных учебных дисциплин, в системе подготовки художника-педагога, является композиция. Освоение законов и принципов композиции дает возможность будущему педагогу изобразительного искусства получить профессиональные знания и навыки в области художественной грамоты, свободному практическому владению всеми средствами композиции, а также подготовиться к самостоятельной творческой работе.

Изучение композиции состоит из нескольких разделов. Одним из таких разделов является сюжетно-тематическая композиция – это своеобразное соединение традиционных жанров живописи, которое способствует созданию крупномасштабных произведений на исторические и социально значимые темы с четко выраженной идеей, темой, сюжетным действием, многофигурной композицией.

Прежде чем реализовывать задуманный сюжет, художником выполняется ряд поисковых работ, которые представлены в виде набросков и живописных этюдах. Они помогают организовать заключительный эскиз будущей сюжетно-тематической картины. Художник находит наиболее удачный набросок или живописный этюд, который соответствует замыслу и разрабатывает окончательный эскиз для будущей сюжетно-тематической композиции.

Основное назначение наброска и этюда – это передача настроения и особого впечатления от натуры, которое требуется для живописной сюжетно-тематической композиции. Наброски и этюды можно выполнять как графическими, так и живописными материалами, и инструментами. Первые наброски исполняются графитными карандашами, мягкими материалами, такими, как уголь, сангина и пастель. Затем по мере приобретения опыта и уточнения сюжета, возможно применение самых разнообразных материалов и техник: использование фломастеров, туши, тонированной бумаги. Этюд, сделанный в короткий срок, может быть написан материалами и техническими приемами, выбранными для написания итоговой работы – сюжетно-тематической картины, но выбор их должен обуславливаться прежде всего художественным замыслом, творческой задачей [1].

В живописных этюдах определяется цветовой колорит и тональность будущей сюжетно-тематической композиции. Осознание и ощущение цвета неразрывно связано с восприятием изображаемого образа. Грамотно подбирая цветовая палитра для передачи образов в сюжетно-тематической композиции играет значительную роль. В дальнейшем такие творческие этюды смогут выступать как самостоятельная работа.

Наработки, собранные в виде этюдов, натурных материалов и набросков к сюжетно-тематической композиции помогают студенту рассмотреть разнообразие вариантов замысла, чтобы прийти к удачному композиционному сюжету. Выполняемые наброски и этюды обычно предшествуют работе над окончательным эскизом, тем самым помогая определить студенту, прежде всего, четкий сюжет будущей композиции, понять какие цели и задачи он хочет решить, какой замысел хочет воплотить и передать зрителю. В учебной работе поиски решения сюжета в многочисленных эскизах-набросках являются необходимым этапом создания концептуального обоснования, образного начала, поэтому по мере выражения первоначального замысла возникают новые композиционные варианты решения [4].

На этом этапе работы над сюжетно-тематической композицией, прежде всего, должно быть уделено внимание сбору этюдов и набросков с отдельными образами. Здесь не могут быть рекомендованы и тем более сформулированы обязательные правила, но опыт больших мастеров свидетельствует о том, что вернее всего начинать с поисков образов главных действующих лиц. Выбор пейзажей с этюдов или портретов, фигуры человека должны помогать, вдохновлять и отвечать художественным образам задуманной живописной сюжетно-тематической композиции.

Мастера живописи всегда уделяли особое внимание подготовительному рисунку, с большим сбором набросков пейзажей и фигур человека для грамотно придуманной сюжетно-тематической картины [3, с. 36]. П. А. Федотов говорил: «Хорошая картина стоит сотни этюдов». Важную роль этюдам уделял художник М. В. Нестеров. В его этюдах можно замечать продуманность в манере исполнения, отвечающую его отношению к этому виду творчества. Нестеров говорил ученикам: «Этюд — вещь серьезная! Этюды надо писать очень внимательно. Они должны быть не случайными, а заранее хорошо продуманными, найденными и полностью отвечающими творческому замыслу художника. Если вы в этюде наврете, то в картине будет еще больше неправды» [6, с. 114].

Если присмотреться к наброскам и этюдам, выполненным известными художниками, то можно заметить, что изображаемый момент и состояние в сюжетно-тематической композиции всегда определялись замыслом, и колоритом картины выражающий состояние и мыли художника. Именно ассоциативные качества конкретного состояния природы, людей, архитектурных зданий и тп. учитывались и выполнялись в набросках и живописных этюдах художниками в стремлении добиться наиболее сильного эмоционального воздействия на зрителя. Например, у И. Е. Репина была развита зрительная память, так задумав картину, он искал в жизни таких людей и пейзажи, которые помогали воплотить его сюжетный замысел картины в жизнь.

Как отмечает А. А. Унковский, большинство набросков В. И. Сурикова к его сюжетно-тематическим картинам, выполненных карандашом и акварелью, свидетельствуют о большой подготовительной работе К известной картине «Боярыня Морозова» В. И. Суриков выполнил около пятидесяти набросков-поисков [3, с. 36]. Также можно отметить и очень лаконичные наброски А. А. Иванова к картине «Явление Христа народу», например, такие, как фигура обнаженного натурщика для фигуры раба, которые показывают, как упорно работал художник над созданием каждого образа, как изучал натуру.

Способствуя изучению задуманного сюжета, наброски и зарисовки являются тем вспомогательным материалом, без которого нельзя работать над сюжетно-тематической композицией. Выполнение с натуры наброска или живописного этюда часто вызывает необходимость вносить изменения в композиционное решение произведения. Натурные наброски и этюды вносят в сюжетно-тематическую композицию живость и творческий подход [3, с. 37].

Все подготовительные зарисовки, наброски, этюды, варианты эскиза необходимо хранить, даже те, которые кажутся неудачными, в процессе работы над композицией может возникнуть их необходимость, так как в каждом из них всегда есть особенности: отдельные характеристики, которые помогут уточнить тот или иной образ, ту или иную деталь. Так же целевое назначение наброска и живописного этюда состоит в том, чтобы запечатлеть конкретное, состояние натуры ее характер и особенность. Неповторимые и быстротечные события, явления можно запечатлеть лишь в форме очень быстрого наброска и этюда. Чтобы запечатлеть необходимый момент, художник располагает иногда минутами, и у него не всегда есть возможность в дальнейшем рассмотреть подробнее выбранный объект. Передать характерность и неповторимость этого момента – таковы задачи наброска и этюда. Их достоинства определяются не какой-то особой проработанностью и законченностью, а прежде всего свежестью, эмоциональностью, остротой восприятия, увиденного и выразительной передачей.

Кроме того, если увиденный момент художнику не удается запечатлеть, то он в наброске и этюде выполняется мысленно – по памяти, через запоминание характера натуры и особенных черт, колорита, которые «зацепили» глаз художника. Это развивает необходимые зрительные представления, пополняет багаж зрительных художественных образов и побуждает к активной мыслительной и творческой деятельности. После таких действий рисующий начинает более внимательно наблюдать за натурой, стремится лучше ее рассмотреть и запомнить [5].

Таким образом, сбор натурных материалов в виде набросков и живописных этюдах помогают будущему учителю изобразительного искусства решить следующие основные задачи:

-                   найти структурное и пластическое решение композиции (если эта задача предварительно не была решена в композиционных эскизах-набросках);

-                   освоить законы композиции, развить умение работать разными графическими материалами для создания краткосрочных рисунков;

-                   определить форму предметов, их характер, движение, пропорции, конструктивное строение, взаиморасположение и т. п.;

-                   приобрести необходимую гармонию, развивать и совершенствовать своё мастерство;

-                   определить светотеневую моделировка формы предметов, и тональные отношения больших масс постановки;

-                   окончательно определить формат и размер будущего произведения.