Полный текст статьи
Печать

Многие начинающие художники перед началом работы с той или иной темой сталкиваются с различными проблемами, а особенно с выбором правильной и грамотной композиции. Композиция художественного произведения требует к себе особого внимания, поэтому в данной статье сделана попытка рассмотреть основные особенности и трудности, которые встречаются при работе с той или иной композицией, а так как композиция интерьера имеет свои особенности, то внимание в основном будет сфокусировано именно на ней.

Для начала отметим, что такое композиция в целом. Композиция – это один из самых важных структурных принципов произведения, организующий взаимное расположение его частей, их соподчинение друг другу и целому. Этот принцип придает произведению единство, завершенность и цельность [1]. Это в полной мере относится и к композиции интерьера. А для того, чтобы понять, как лучше выполнить композицию при изображении интерьера, нужно в некоторой степени знать историю интерьера в произведениях художников, а также законы, средства и приёмы композиции.

Рассмотрим кратко историю развития интерьера в изобразительном искусстве. Интерьер – это жанр изобразительного искусства, в котором предметом изображения является внутренний вид помещения [2]. Очень важное значение для развития жанра интерьера имело изобретение линейной перспективы в эпоху Возрождения, усилившее интерес к передаче особенностей построения внутреннего пространства. Как самостоятельный жанр интерьер появился в XVII веке. Голландские художники Адриан ван Остаде, Эммануэль де Витте, Ян Вермеер Дельфтский, Питер до Хоох, создавшие внутренние виды церквей, царских домов, дворянских усадьб и другие, считаются первыми живописцами жанра интерьера. Техники и само убранство интерьера зависело от эпохи, в которую жил тот или иной художник. Например, в 1850-х годах работали в технике отмывки, точно соблюдая перспективу и тщательно прорабатывая детали. Такие работы называли «портреты интерьеров», потому что художники детально и точно изображали данные интерьеры. А в XIX веке, во времена барокко и рококо, в основном изображали вычурность, нарядность, обилие декора и золота, также не обходились и без росписи [3].

Со временем интерьер становился менее пышным и богатым и упрощался. Но художники, несмотря на это, находили душевность в интерьере, особенные композиции и насыщенный колорит. В разные исторические эпохи к написанию интерьера относились по-разному. Но были и единые законы, которым следовали художники, такие как закон целостности, контрастов, новизны изображаемого, подчиненности всех средств композиции идейному замыслу. Но помимо этого существуют и правила композиции, к ним относятся: симметрия и асимметрия, ритм, динамика и статика, равновесие частей композиции. Их необходимо учитывать при работе с любой композицией, будь это интерьер, пейзаж, натюрморт, сюжетно-тематические композиции и др.

Перед началом работы над композицией интерьера очень важно изучить аналоги по данной теме. Работы великих художников помогут понять, в каком направлении нужно работать, какие существовали композиции, как думали мастера прошлых лет, какова была их манера письма. При изучении аналогов можно использовать следующую схему:

- композиционное решение живописного произведения;

- цветовая гамма и техника живописной работы;

- общее эмоциональное и эстетическое впечатление.

Многие художники пытаются в своих работах показать красоту интерьера, мягкий свет из окна, таинственность, радость, грусть и другие эмоции, которые они испытывали в определенные моменты времени. Благодаря их картинам мы можем увидеть богатство интерьеров, занятия людей и атмосферу времени.

Изучая разные работы художников можно заметить большое разнообразие стилей письма, подхода, видения мира и манеры. Некоторые из них полезно копировать, чтобы перенимать знания великих мастеров, а затем, опираясь на них создавать новое.

Начинать работу нужно по следу собственного впечатления, то есть цветом показать основные цветовые отношения. Именно этот момент является основным в работе, так как зритель смотрит на личное отношение автора к работе, и впечатление является тем отношением, благодаря которому работа может стать очень выразительной. При работе над впечатлением нужно выполнить цветовые эскизы на маленьком формате. Для этого можно пользоваться как гуашью, так и акварелью, пастелью, темперными красками.

После того, как был сделан цветовой эскиз по впечатлению, нужно начинать работу над самой композицией. Важно выбрать линию горизонта – именно она будет определять, откуда смотрит зритель; можно экспериментировать на маленьких листочках. В зависимости от точки обзора линию горизонта можно занизить, завысить или сделать на уровне глаз. После выбора линии горизонта нужно определить, какая перспектива будет наиболее удачна в данном интерьере, фронтальная или угловая. Лучше сделать наброски той и другой перспективы на отдельных листочках.

Также, когда мы смотрим на работу, нужно отталкиваться от композиционного центра: им может быть стол, человек в интерьере, какой-либо предмет, который будет привлекать зрителя при первом взгляде на вашу работу. Затем важно плавно переходить на дополнительные элементы композиции, которые находятся и «живут» около этого композиционного центра и дополняют его формой или цветом. Благодаря им, появится какой-либо образ и в них отразится ваша идея и задумка. Важно также, чтобы в работе прослеживался нюанс, которым может быть свет из окна, стол или какое-либо другое пятно, привлекающее наше внимание. Значимым является то, чтобы в этом предмете отражалась замысел автора (то, что он хотел показать зрителю данным интерьером) Если автор задумал показать старину, то нужно сделать акцент именно на каком-то старинном предмете или же передать её светом и цветом. Если мелодию, то можно так же – светом или предметами в комнате, или музыкальным инструментом.

Существенную роль в живописной композиции играет цвет. Цвет какого-либо предмета всегда зависит от освещения, от места расположения, наличия других предметов рядом и др. Цвет зависит от пространственной и предметной среды, освещения. Цветом мы можем показать настроение, время суток, свет, тень, своё эмоциональное отношение к работе, показать акцент и нюанс, а также отразить эпоху. Цвет обычно очень хорошо влияет на наше восприятие: если даже в работе есть композиционные ошибки, то цветом иногда можно скрыть их или же заставить смотреть зрителя на какое-либо цветовое пятно, благодаря которому будут незаметны мелкие недостатки.

Но всё же опытные художники, прежде чем начать работу в цвете, выполняют тоновой разбор своего будущего произведения, то есть гризайль. Для этого нужно сделать маленький набросок тонового решения композиции. Затем выбрать формат, в котором будет конечное произведение и изобразить его, учитывая перспективу, линию горизонта, точку схода, при этом «нельзя разделять линейный рисунок, определяющий перспективное строение формы в рисунке от его тональной трактовки» [4, с. 27]. Выполняют гризайль или мягким материалом (это может быть соус, сангина, уголь, сепия), или же красками (обычно используют темперные краски или гуашь).

Очень важно при рисовании интерьера знать, как изобразить падающую тень, законы перспективы и отражения. Ведь обычно в старинных домах бывает деревянный пол, а без знания перспективы его невозможно правильно нарисовать и изобразить красивые блестящие отражения. Также, чтобы построить тени из окна, нужно знать, как правильно это сделать, и для этого нужно иметь хорошие знания перспективы. При изображении теней, нужно определиться, откуда будет падать свет. Если это естественное освещение, то всё очень просто: есть один источник света, и от него будут распространяться лучи света по законам перспективы. Если же это естественное освещение, то нужно выбрать, из какого окна будет падать свет и какое время суток на улице. После определения времени суток обозначить точку, которая впоследствии и будет источником света, от которого будут падать лучи [5].

Решая работу тоном, важно определить все теневые и световые места. Интерьерную композицию нужно вести от целого (цельно прокладывая свет и тень на работе) к частному. После определения цельных частей композиции работать над переходными моментами: свет – полутень – тень, а также над деталями, которыми, однако, нельзя увлекаться, забывая о перспективе: чем ближе к нам предмет, тем более четким и проработанным он должен быть.

После того, как закончена гризайль, можно переходить на цветовое решение. При этом необходимо точно перенести с графической работы все элементы устоявшейся композиции. Начинать работу в цвете нужно с общего к частному, то есть сначала проложить световые и теневые моменты, а затем уже в них прорабатывать детали. Будь это гуашь, масло, темперные краски или акварель – принцип работы тот же самый: нужно добиться цельной композиции со взаимодействием всех частей друг другу, композиция должна быть актуальной, должна нравиться автору, также нужно, чтобы в ней прослеживалась идея, которая была заложена в самом начале.

Очень важно при разработке композиции интерьера выполнять большое количество зарисовок с натуры с разных ракурсов в одной и той же комнате, в результате чего можно найти такой вариант, который вы не ожидали здесь увидеть. Создавая такие эскизы, важно учитывать перспективу, линию горизонта и формат. От них будет полностью зависеть итоговая работа. Но, несмотря на все правила, законы, средства композиции нужно знать, что творческая мысль, озарение, конечно, первичны. Затем появляется произведение, а уже потом – теоретическое обоснование, «школа». Таков многовековой процесс творческого познания – открытия [6].

Таким образом, можно сделать вывод, что рисование интерьера – это очень сложный процесс, требующий больших умственных усилий, творческой мысли, грамотности в сфере рисования. Главным при изучении композиции интерьера является правильное ведение работы, соблюдение определенной последовательности: изучение аналогов, выполнение эскизов по первому впечатлению, как тоновых, так и цветовых, выбор перспективы, линии горизонта, материала, выполнение в гризайли, перенос на холст и окончание работы в цвете. Следовательно, соблюдая правила, законы, средства композиции, выполняя работу от целого к частному, создавая натурные наброски, зарисовки, анализируя картины великих художников и изучая перспективу и последовательность ведения работы, можно освоить композицию интерьера и способы его изображения.