Средством непрерывного образования ребенка и формирования его личности выступает дополнительное образование в школе и домах творчества.
Дополнительное образование детей это целенаправленный, систематизированный и поэтапный процесс обучения, развития и воспитания школьника с помощью дополнительных программ, осуществляется на основе интересов, наклонностей и личных целей каждого школьника. В настоящее время дополнительное образование детей является обязательной составной частью общего образования, и реализуется в виде внеурочной деятельности.
Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение такой возможности означает включение ребенка в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
С учётом возрастных, психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:
1-ая ступень (начальная школа) – расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил»;
2-ая ступень (средняя школа) – формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности;
3-я ступень (старшая школа) – достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации [1].
В современных условиях развития художественного образования сложилось так, что основная цель образовательных учреждений системы дополнительного образования – выявление талантливых детей и ранняя их профессионализация.
Чаще всего процесс профессионализации начинается через увлечение в школьном возрасте определенным видом деятельности (музыка, спорт, техническое и художественное творчество), который школьники осваивают в домах творчества, студиях, в музыкальных и художественных школах [2]. Кроме того, ориентация на будущую профессиональную деятельность осуществляется в рамках технологической подготовки в школах.
Программы детских объединений могут быть направлены не только на общее эстетическое воспитание подрастающего поколения и развития творческих способностей учащихся, выявление одаренных и талантливых детей, но и на овладение детьми профессиональных навыков, необходимых для поступления в средние специальные и высшие образовательные учреждения. В ходе реализации дополнительных образовательных программ дети получают практические навыки, необходимые для жизни. Формируют собственное мнение, индивидуальное мировосприятие, развивают свою коммуникативную культуру, общаются в коллективе сверстников, а значит – учатся сотрудничеству и сотворчеству. Но в процессе их реализации осуществляется формирование активной социальной позиции школьников, и создаются благоприятные условия для самостоятельного жизненного выбора, к самообразованию и совершенствованию. На дополнительных занятиях у школьников развиваются творческие способности, ориентирующие их на творческий поиск, в конечном итоге способствуют формированию и развитию гармоничной, творческой личности [3].
В учреждениях системы дополнительного образования существуют условия для успешной профессионализации школьников на начальном этапе вхождения в профессию. Сегодня процесс выбора и освоения профессии имеет несколько иные характеристики. Современной профессионализации присуще: запрос на «гибкий» труд, постоянная учеба, освоение трудовых навыков, ранее казавшихся далекими от основной профессии (например, экономические и юридические знания, компьютерная подготовка). Сегодня мы наблюдаем новый тип профессиональной мобильности: умение быстро находить нужные знания, менять работу, приспосабливаться к изменяющимся трудовым отношениям, угадывать зарождающийся спрос, устанавливать деловые отношения [2]. Кроме того благоприятной почвой для развития творческих способностей и профессиональной ориентации учащихся являются уроки технологии, профильные кружки и факультативы в школе.
В настоящее время каждый ребенок посещает кружки, секции, дома творчества. Родители и педагоги стараются раскрыть и развить способности детей к творчеству, труду. Родители понимают роль дополнительных занятий, осознают, что знания, полученные и заложенные в детстве, помогут ребенку в дальнейшем обучении.
Для того чтобы выявить роль дополнительного образования в профессиональной ориентации школьников в 2012 году был проведен опрос выпускников школ, студентов-первокурсников, обучающихся по специальности «Конструирование швейных изделий» в ВятГГУ. По данным опроса, опубликованным в статье О. Н. Микрюковой «Интерес к творчеству как основа выбора профессии» [4], 80%, во время учебы в школе, ходили в кружки творческих направлений (рисование, вязание, вышивка, конструирование и моделирование, изготовление мягкой игрушки и т.д.). И продолжили обучение в домах творчества после окончания школ. Приведем в качестве примера работу одного из детских объединений. Так в 2008 года в МОАУ ДОД ЦРТДЮ г. Кирова начала творческую деятельность студия дизайна одежды «Модница» под руководством Людмилы Леонидовны Барышевой [5]. Занятия в студии дизайна одежды призваны дать возможность воспитанникам расширить знания и умения политехнического характера; приобрести навыки по выполнению основных трудовых операций, способствовать экономическому образованию, развитию вкуса, воспитанию самостоятельности, трудолюбия, аккуратности, обязательности и ответственности. В процессе занятий изучается история моды, цветовые сочетания, стили и силуэты одежды и их грамотное применение.
Воспитательное воздействие дополнительного образования очень велико. Участие в творческих кружках позволяет каждому школьнику найти себе занятие по душе, которое соответствует его природным наклонностям, добиться успеха в творческой деятельности и на этой основе повысить свою самооценку, самовыразиться, самоутвердиться в коллективе сверстников, повысить свой статус в глазах педагогов родителей, ближайшего окружения.
Занятость учащихся во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время. Разнообразие направленностей дополнительного образования представляет широкие возможности для расширения и углубления знаний учащихся начальной и основной школы. Дополнительное образование воспитывает, развивает и способствует опосредованной социализации личности ребенка на всех этапах его взросления.
Творческая профессия предполагает не просто определенных знаний в той или иной области, но и требует таланта человека, фантазии, умения созидать и творить, начало которых закладывается в творческих студиях, коллективах, кружках. Многим нравится творчество, а необходимое условие для творчества – интерес. Главное дать человеку основу, на которой будет продолжаться развитие.