Одним из основных требований к системе образования является ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и профессиональных интересов и способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Данная цель образования еще шире раскрывается в Концепции развития дополнительного образования (участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями; вариативный характер оценки образовательных результатов; тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию; возможность на практике применить полученные знания и навыки; возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера и т.д.) [1].
Личностное раскрытие обучающихся, качественная своевременная профессиональная ориентация возможна через создание соответствующей развивающей среды способной обеспечить индивидуальное раскрытие каждого ребенка, превратить его в активного и заинтересованного участника процесса обучения, а самообучение сделать максимально эффективным. Результативной составной частью такой развивающей среды являются олимпиады, конкурсы, мастер-классы, профессиональные пробы и т.п. То есть все то, что позволяет школьнику окунуться в содержательную и практическую предполагаемую профессиональную сферу, получить пропедевтически практикоориентированный профессиональный опыт, презентовать свои знания и результаты работы, получить оценку, как со стороны сверстников, родителей, так и профессионалов.
На кафедре дизайна и изобразительного искусства Вятского государственного университета выстроена система профориентационных мероприятий, которая на наш взгляд помогает создать соответствующую развивающую среду для активных и заинтересованных участников процесса обучения и самообучения в области технологии, дизайна и изобразительного искусства. Ежегодно проводится серия мероприятий, направленных на знакомство и приобщение учащихся к творческим профессиям в области художественно-технологического образования и дизайн-образования:
– Международный творческий конкурс креативных идей в дизайне «ОК!ДИЗАЙН»;
– областная олимпиада по композиции;
– мастер-классы ведущих преподавателей, практикующих художников, дизайнеров, архитекторов для учащихся общеобразовательных школ и системы дополнительного образования;
– открытые занятия ведущих преподавателей кафедры по творческим дисциплинам;
– совместные тематические выставки «школьник-студент-преподаватель»;
– профессиональные пробы.
Цель данных мероприятий носит комплексный профориентационный характер: показать преемственность художественно-технологического образования на разных ступенях образовательного процесса; познакомить с творческими направлениями подготовки в среднеспециальных и высших учебных заведениях, сориентировать обучающихся среди профильных учреждений; раскрыть школьникам сферы профессиональной деятельности после завершения художественного образования в области дизайна и изобразительного искусства; научить качественно, содержательно и индивидуально раскрывать творческий потенциал и публично представлять результаты работы.
18 февраля 2017 года состоялась ежегодная областная (очная) олимпиада по композиции. Участникам было предложено по отрывку из литературного произведения раскрыть тему «Пейзаж в русской литературе». Тема олимпиады была посвящена году экологии в России. Участие приняли учащиеся образовательных учреждений общего, дополнительного, среднеспециального и высшего образования города Кирова и области. Среди них МБОУДО «Детская художественная школа», МБОУ «Художественно-технологический лицей», МБОУ СОШ с УИОП №47, МБОУДО ДШИ «Рапсодия», МБОУДО «Детская художественная школа» г. Слободской Кировской области, МБУДО ДХШ им. Л. Т. Брылина г. Кирово-Чепецк Кировской области, КОГПОБУ "Вятское художественное училище имени А. А. Рылова" и студенты ВятГУ направлений подготовки Дизайн и Педагогическое образование профиль Изобразительное искусство. Всего в олимпиаде приняли участие более 70 человек.
Профильная предметная олимпиада по творческим дисциплинам не только поддерживает и развивает интерес к предмету, но и стимулирует активность, самостоятельность учащихся при подготовке, она помогает школьникам формировать свой творческий мир, способствует социализации в творческой среде. Олимпиада проводится на базе университета с обязательным анализом каждой творческой работы при подведении итогов и объявлении результатов. Положительным моментом является то, что помимо профессионального жюри работы учащихся оценивает студенческое жюри. При этом студенты легко находят общий язык со школьниками, как в профессиональном плане, так и профориентационной направленности [2].
20 апреля 2017 года были подведены итоги IV Международного творческого конкурса креативных идей в дизайне ОК!ДИЗАЙН. Это ежегодный конкурс дизайнерских идей, воплощенных в любом материале авторами любого возраста и профессии, идей фантастических, невозможно-возможных, невероятных. Тема конкурса «Бионика», также была посвящена году экологии в России. Цель конкурса – разработка и продвижение креативных качественных идей дизайна, обладающих гармоничной, содержательной, выразительной, целостной, перспективной формой. На конкурс было принято более 130 творческих работ от обучающихся общеобразовательных школ, учреждений системы дополнительного образования, студентов высших и средних профессиональных образовательных учреждений. В том числе свои работы на конкурс представили и профессиональные дизайнеры:
- · Студия дизайна ДПК "Полет" МБОУДО ДПЦ «Содружество» (г. Калуга)
- · МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи им. И. Х. Садыкова» (г. Нижнекамск)
- · МБУ ДО «Детская художественная школа» (г. Сальск)
- · ДДТ «Вдохновение», ШЮМ «Кудесница» (г. Киров)
- · МБУДО «Киришский Дворец творчества имени Л.Н. Маклаковой» (г. Кириши, Ленинградская область)
- · МБУДО «Детская школа искусств «Элегия» (г. Киров)
- · МБОУ «Художественно-технологический лицей» (г. Киров)
- · КОГПОБУ «Вятское художественное училище имени А.А. Рылова» (г. Киров)
- · СПБГХПА им. А.Л. Штиглица (г. Санкт-Петербург)
- · МГХПА им. С. Г. Строганова (г. Москва)
- · Вятский государственный университет (г. Киров)
- · Гжельский государственный университет (г. Москва)
- · Красноярский государственный художественный институт (г. Красноярск)
- · Сочинский государственный университет, инженерно-экологический факультет, кафедра "Архитектуры и дизайна" (г. Сочи)
- · Поволжский Государственный Университет Сервиса (ПВГУС) (г. Тольятти)
- · Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск)
- · Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (г. Омск)
- · Казанский (Приволжский) Федеральный Университет (Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Л. Толстого) (г. Казань)
- · Смоленский государственный университет (г. Смоленск)
- · Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина (г. Сыктывкар)
- · ДИЗАЙН СТУДИЯ "VICTORIA" (г. Ставрополь)
Профессиональное жюри конкурса было представлено тремя странами: Россия, Украина, Израиль. Победители были определены по номинациям «Эврика», «Индиго», «Техно», «Фишка», «Инсайт», «Фактура», «Ремесло», «Симпатия» в четырех категориях: юниор, студент, профи, народный дизайнер.
Живой интерес у обучающихся разных ступеней образования вызывают мастер-классы ведущих преподавателей и практикующих художников, дизайнеров, архитекторов. На сегодняшний день мастер-класс является одной из эффективных и перспективных форм передачи знаний, умений и навыков. При этом в центре таких занятий стоит демонстрация оригинальных методов освоения содержания при активной роли всех участников процесса, погружая их в атмосферу открытости, творчества, доброжелательности и взаимного доверия [2]. Цель такого взаимодействия с учащимися расширить их творческий кругозор, пообщаться с профессионалами в предполагаемой сфере своей будущей профессии, оценить роль мастерства владения изобразительными средствами для своей профессиональной идентичности. Кроме того, востребованность такой формы занятий как мастер-класс дает возможность «живого» общения с профессионалами своего дела, где функция учителя, как носителя знания, отходит на второй план (знание можно получить помимо учителя в интернете, в библиотеке и т.д.), а вот функция учителя-образца ‒ как не утонуть в многочисленной информации, как выбрать нужную, как применить эти знания на практике, как достойно совершенствоваться в профессии – становится одной из главных [3].
Эффективное профориентационное взаимодействие с общеобразовательными школами и учреждениями дополнительного образования осуществляется через проведение открытых занятий ведущими преподавателями кафедры по творческим дисциплинам. Темы и содержание занятий подбираются таким образом, чтобы школьники могли познакомиться не только с предметами общепрофессиональной подготовки, но и сформировать представление о специфике разных профилей одного направления подготовки. Например, в рамках знакомства с направлением подготовки «дизайн» были предложены следующие темы открытых занятий.
Учебная дисциплина «Проектирование» (1 курс направление подготовки «Дизайн» профиль графический дизайн). Тема: «Эскизирование обложки детской книжки», 4 академических часа. В рамках занятия школьники вместе со студентами выполняют упражнения по созданию текстур водорастворимыми красками. Занятие проводит старший преподаватель кафедры дизайна и изобразительного искусства ВятГУ, член Союза дизайнеров России, член Союза архитекторов России, член Союза художников России Николаев Аркадий Львович.
Учебная дисциплина «Техника графики» (2 курс направление подготовки «Дизайн» профиль графический дизайн). Тема: «Выполнение эскизов и печать линогравюры». Школьники вместе со студентами проходят основные этапы выполнения линогравюры: работа над эскизом, гравирование, печать линогравюры. Занятие проводит доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна и изобразительного искусства ВятГУ, член Союза художников России Савинов Андрей Михайлович.
Учебная дисциплина «Пропедевтика» (1 курс направление подготовки «Дизайн»). Тема: «Модульное проектирование», 4 академических часа. Школьникам вместе со студентами предлагается выполнить небольшие по объему макеты малых архитектурных форм. Занятие проводит доцент кафедры дизайна и изобразительного искусства ВятГУ, член Союза дизайнеров России Шапин Евгений Валерьевич.
Хорошим профориентационным мероприятием являются совместные тематические выставки «школьник-студент-преподаватель». Ежегодно такие выставки проводятся на базе МБОУ «Художественно-технологический лицей» г. Киров. На выставку подбираются работы студентов-выпускников кафедры по направлениям подготовки «дизайн» и «педагогическое образование» профиль изобразительное искусство, которые после окончания художественно-технологического лицея продолжили свое обучение в университете и сейчас успешно реализовались в различных творческих профессиях, в том числе как учителя, педагоги и преподаватели в области художественного или дизайн-образования. Цель таких выставок показать преемственность художественного образования на разных ступенях обучения и познакомить школьников со сферами профессиональной деятельности после завершения обучения в области дизайна и изобразительного искусства.
Актуальной и активно развивающейся формой профориентации, профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьника являются профессиональные пробы. Это своеобразная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. В настоящее время кафедра дизайна и изобразительного искусства совместно с кафедрой технологии и методики преподавания технологии ВятГУ под руководством доктора педагогических наук, профессора Некрасовой Галины Николаевны принимают участие в формировании банка профессиональных проб по художественно-техническим направлениям подготовки.
Пример разработки профессиональной пробы в вузе по направлению подготовки дизайн профиль графический дизайн [4].
Профессия – дизайнер (Графический дизайн).
Профессиональная задача – создание компьютерного макета объекта графического дизайна.
Конкретные действия – профессиональная проба – работа в графических редакторах.
Материально-техническая база – компьютерный класс с программным обеспечением Photoshop и CorelDraw.
Конкретный результат – макет открытки с векторной иллюстрацией.
Подводя итог всему выше сказанному, можно отметить, что представленная система профориентационной работы кафедры дизайна и изобразительного искусства ВятГУ по творческим направлениям подготовки создает соответствующую развивающую среду, направленную на развитие профессиональных интересов и способностей. Предложенные формы организации профориентационной работы позволяют превратить учащегося в активного и заинтересованного участника процесса обучения, помогают окунуться в содержательную и практическую профессиональную сферу, получить начальный практикоориентированный профессиональный опыт и в дальнейшем более осознанно и целенаправленно подойти к выбору свой будущей профессии.