Полный текст статьи
Печать

Современные  тенденции образования  требуют, чтобы обучение в школах было направлено на практическую деятельность, разработку и реализацию учениками собственных проектов и  способствовало достижению различных результатов обучения.

Для того чтобы удовлетворить данные требования в Пермском крае был создан проект «Уникальные школы». В рамках данного проекта открываются инновационные школы, в которых образовательные программы предполагают взаимодействие с различными предприятиями, ВУЗами, учреждениями среднего профессионального образования.

В качестве примера можно представить школу  № 129 инженерно-технологической направленности, или "Техношкола". Обучение в которых, повысит интерес учеников к инженерным и техническим специальностям и поможет вырастить будущих специалистов для предприятий-участников инновационного кластера ракетного двигателестроения. Задача школы №32 – организация учебного процесса в режиме «полного дня», совмещение спортивного и образовательного процессов [3].

Наряду с новыми уникальными школами, «Техношколой», «IT школой» сотрудничество школ и предприятий – партнеров, заинтересованных в развитии технологического образования и инженерного творчества школьников может реализоваться на базе центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) [4].

В связи с этим на базе МАОУ « СОШ №37»  был разработан проект по созданию ЦМИТ. Опираясь на  Положение, ЦМИТ осуществляет свою деятельность совместно с  учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями, социальными партнерами, клубами и кружками образовательного учреждения, в контакте с другими  образовательными учреждениями, ориентированными на инновационную  творческую    деятельность.

Основные цели ЦМИТ:

­–  поддержка инновационного творчества детей и молодежи, в том числе в целях повышения уровня  профессиональной готовности;

– формирование любознательности и творческого мышления;  стимулирование генерации инновационных идей и разработок; детских инициатив в различных сферах жизни; повышение интереса к исследованиям в области новейших технологий;

– обеспечение реализации прав на участие школьников в школьном управлении, повышение престижа образования; воспитание гордости за учебное заведение, будущую профессию;

–расширение  и укрепление  традиций школьной жизни;

– формирование патриотизма, гражданско-нравственной позиции, физического и духовного развития;

–  укрепление здоровья, формирования общей культуры и здорового образа жизни подростков  и пропаганда здорового образа жизни и  профилактика асоциальных явлений в школьной среде;

– содействие развитию у подростков социальной зрелости, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию.

Для достижения поставленных целей необходимо реализовать следующие задачи:

– предоставление  возможности детям и молодежи реализовать свои интересы и возможности, в том числе в научно-техническом творчестве;

– информирование школьников о новых технологиях, развитии направлений научно-технической  деятельности; достижений современной науки и техники;

– организация профориентационной деятельности;

– создание условий для разработки и реализации  творческих  проектов учащихся, направленных на создание  инновационных продуктов;

– организация творческих мастерских, клубов.

Ключевые направления деятельности ЦМИТ:

1)  Организация деятельности клубов, творческих объединений,  инновационных практик, направленных на  организацию досуга, удовлетворяющих запросам  учащихся и молодежи;

2) Организация массовых молодежных культурных мероприятий для молодежи, вовлечение в конкурсное  движение;

3)   Организация летнего и круглогодичного отдыха подростков и молодежи;

4)   Содействие развитию ученического  предпринимательства [1].

Для педагогов образовательных учреждений Пермского края при содействии научного консультанта Метляковой Любови Анатольевны, к.п.н., доцента кафедры социальной педагогики ПГГПУ с 20.10.2016г по 03.11.2016г. был разработан и реализован образовательный модуль программы дополнительного профессионального образования: «Эффективные практики профессионального самоопределения обучающихся в рамках центра молодежного инновационного творчества».

 Целью семинара было создание условий для обмена опытом и знакомство с технологиями профессионального самоопределения обучающихся через организацию творческой деятельности (на примере деятельности ЦМИТ). Семинар состоял из теоретической части, которая заключалась в  представлении современных подходов  к  вопросам профориентации, включая нормативно-правовые материалы; организационно-педагогические условия сопровождения профессионального самоопределения. Вторая часть семинара носила практический характер. На мастер-классах педагоги школы № 37 продемонстрировали приемы работы с учащимися в профильных группах, обеспечивающими успешность обучающихся в изучении отдельных предметов: географии, обществознания, химии, формировании учебной мотивации, популяризации научно-образовательной и творческой направленности деятельности.

Помимо мастер-классов проходили открытые уроки: биология в 9 классе, технология в 5 классе.   Содержание уроков, технологические приемы  были наполнены новыми смыслами, отвечающими требованиям современного урока. Уроки вызвали положительный  эмоциональный отклик учащихся, полученные знания и умения применимы  в повседневной жизни детей. Уроки соответствовали теме семинара, способствовали повышению профессиональной компетентности педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей  в вопросах формирования профессионального самоопределения средствами урока.

Основными интересными проектными линиями  деятельности ЦМИТ являются:

  1. Интеллектуальное направление: НОУ, олимпиады, НПК, Неделя наук.
  2. Творческое направление: конкурсное движение (конкурсы «Юный изобретатель», «Юный инженер» и «Вернисаж семейных реликвий и изобретений»);
  3. Проектное направление деятельности школьных клубов (клуб «От идеи к результату!», Клуб креативных игр, др.)
  4. Гражданско-патриотическая линия - работа клубов «Эколог», «Краевед».
  5. Информационно-коммуникационная линия – деятельность клубов компьютерных игр, «С компьютером на ТЫ», школьных юнкоров.
  6. Линия сетевого сотрудничества и социального партнерства [2].

В течение отчетного периода осуществлялось информационное обеспечение деятельности центра молодежного инновационного творчества и результатов работы ЦИО. Более 20 статей, заметок  были опубликованы  на школьном сайте. Ежемесячно на страницах пермской газеты «Перемена – Пермь» публикуются статьи об инновационной деятельности школы. Информация до участников образования поступает и через школьную локальную сеть, фильмы и презентации, подготовленные учащимися, транслируются в актовом зале и школьном фойе.

ЦМИТ ориентируется на объединение интересов науки и производства, сетевое взаимодействие с образовательными институтами; готов оказывать услуги населению, организуя новые формы учебного взаимодействия; разрабатывает социальные проекты и внедряет их в жизнь.

В заключении хотелось бы отметить, что реализация инновационного проекта «Создание центра молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) как модели развития технологического образования школьников» способствовала поиску и внедрению эффективных практик, способствующих развитию творческих инициатив и положительно влияющих на профессиональное самоопределение учащихся.  Были расширены и укреплены связи с общественностью, наукой, социальными партнерами. Повысилась профессиональная компетентность педагогов в вопросах организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, систематизации и представления результатов. Одной из главных идей ЦМИТ остаётся реализация детских и молодежных инициатив, создание условий для самореализации учащихся, педагогов и родителей учащихся, в том числе в целях повышения уровня  профессиональной готовности учащихся. Вместе с тем инновационный проект предполагает дальнейшую проработку и внедрение  новых отдельных  направлений.