С античных времен живописцы изображали окружающие их неодушевленные предметы: цветы, фрукты, предметы быта и др. Но только в эпоху Возрождения эти вещи стали фигурировать в качестве главной темы изображения. Натюрморт, как самостоятельный жанр живописи, окончательно оформился в XVII в. в творчестве голландских и фламандских художников. До этого времени он не являлся самостоятельным жанром, а лишь включался в другие жанры в качестве обрамления других картин (например, цветочными гирляндами), украшения мебели, интерьера и т.д.
Как заметил Паскаль: «Какая это странная живопись - натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься».
В большинстве натюрмортов художники используют иносказание — пытаются через определённый набор предметов, их расстановку, выбранные цвета, общую композицию сказать людям что-то очень важное, передать им то, что их волнует, рассказать о своих чувствах и мыслях.
Хотя и слово натюрморт переводится как «мёртвая природа», полотна чаще всего пестрят яркими красками, радуют зрителя своей оригинальностью и причудливостью, пробуждают желание жить и восторгаться окружающим миром, видеть прекрасное в нём.
Существует большое количество видов натюрморта, например, сюжетно-тематический, творческий, учебно-творческий, учебный. Также их подразделяют по использованным цветам, освещённости, колориту, времени исполнения, месту расположения и т. д.
Усилить эмоционально-выразительную и художественно-организующую роль можно при помощи декоративности. Особую роль в декоративном натюрморте приобретает выразительность силуэта, графическая красота контуров и линий фигур, узорчатость композиции, которая воспринимается как соотношение форм светлых и темных пятен.
Однако организация любого натюрморта требует знания законов композиции, соблюдение которых необходимо для правильной передачи главного замысла. Основные законы композиции следующие: закон главного и второстепенного, закон целостности, закон контрастов, закон равновесия, и др.
Во многих специальных художественных заведениях тема натюрморта является обязательной, причем звучит как в программах по живописи, так и по рисунку. Ребят учат выполнять тематические, творческие натюрморты на заданные темы. Для нашего исследования была важна не техническая сторона выполнения графического, живописного или декоративного натюрморта, а принципы его организации. Для того чтобы выяснить, понимают ли школьники принципы организации натюрморта, было проведено анкетирование, вопросы которого касались темы композиции и натюрморта. Анкетирование было проведено в 6б классе Художественно-технологического лицея г. Кирова. Вопросы анкеты и поученные ответы представлены в таблице 1.
Таблица 1.
№ вопроса |
Вопрос |
% верных ответов |
% неверных ответов |
1 |
Дайте определение понятию «натюрморт» |
72 |
28 |
2 |
Как Вы думаете, почему «натюрморт», в переводе с английского означает «застывшая жизнь»? |
67 |
33 |
3 |
Какой натюрморт называют «тематическим»? |
55 |
45 |
4 |
Что такое «композиция»? |
72 |
28 |
5 |
Какие законы композиции Вы знаете? |
61 |
39 |
6 |
Как выделить главный предмет в натюрморте? |
67 |
33 |
7 |
Может ли быть в натюрморте несколько главных предметов? |
67 |
33 |
8 |
Может ли отсутствовать главный предмет в натюрморте? |
61 |
39 |
Общий процент правильных ответов составил 65 - это не самый высокий результат, т. к. учащиеся занимаются в специализированном учебном заведении с художественным уклоном.
На основе анализа полученных результатов было решено провести урок, в котором была бы возможность познакомить школьников с принципами композиционной организации натюрморта, на примере декоративного натюрморта «Атрибуты искусства». К данному уроку была составлена презентация и разработано специальное задание.
Презентация к уроку живописи в 6 классе создана на тему: «Организация декоративного натюрморта». Презентация, по задумке авторов, начинается с проблемной ситуации, в которой школьникам предлагается порассуждать: какой из представленных натюрмортов организован правильно, чтобы уже на этом этапе активизировать школьников и включить в рассуждение. Затем в ней рассмотрены основные принципы выделения главного в натюрморте: главное можно выделить размером, цветом, тоном, ритмом, формой, размером и цветом. Следом приведены рекомендации по созданию работы.
Специальное задание заключается в следующем: каждому ученику предложен набор предметов, вырезанных из цветной бумаги, различных по форме, цвету, тону и предложено составить натюрморт с учетом законов композиции и принципов выделения главного.
После тщательного разбора темы, в ходе работы с презентацией, большинство ребят справились с творческим заданием. Почти все работы составлены правильно, гармонично, в каждой из них прозвучала своя идея.
Таблица 2.
ФИ лицеиста, название работы |
Изображение |
Анализ |
Шабардина Наталья. «Мастерская художника» |
В данном натюрморте предметы расположены на одном уровне; все предметы использованы из предоставленного набора, добавлены лишь драпировки. Натюрморт гармоничный, целостный. |
|
Савина Александра. «Три вазы» |
Интересным получилось решение натюрморта по цвету: контрастный фон и яркие предметы. Расположение рамы задает движение и особое настроение. На сосудах творчески решены блики. |
|
Козюлькова Софья. «Стол художника» |
Интересный и гармоничный натюрморт по цвету и композиции. Предметы использованы из набора. |
|
Коробейникова Варвара. «Стол детектива». |
В натюрморте предметы расставлены на разных уровнях, но не задано деление на плоскости. Добавлены предметы, которых не было в наборе. Работа интересная, хотя предметы несколько «зажаты» в плоскости листа. |
|
Ситникова Ксения. «Стол художника» |
На взгляд автора, работа несколько делится пополам, центр композиции выделен не очень хорошо. Предметы использованы из набора. |
|
Бажина Ирина. «Натюрморт со свечой». |
Данную работу отличает интересное решение драпировок. Предметы, как и в большинстве работ, расставлены на одной линии. Предметы взяты из представленного набора и интересно обыграны. |
Таким образом, мы пришли к выводу, что необходимо знакомить юных художников не только с техническими сторонами работы над натюрмортом, но и с принципами его организации. На примере проведённой работы мы доказали, что если сложные темы композиционной организации натюрморта давать в виде определенного алгоритма, с выделением важных принципов, хорошо продуманным творческим заданием, то можно достигать хороших результатов в усвоении школьниками данной темы.