Полный текст статьи
Печать

С античных времен живописцы изображали окружающие их неодушевленные предметы: цветы, фрукты, предметы быта и др. Но только в эпоху Возрождения эти вещи стали фигурировать в ка­честве главной темы изображения. Натюрморт, как самостоятельный жанр живописи, окончательно оформился в XVII в. в творчестве голландских и фламандских художников. До этого времени он не являлся самостоятельным жанром, а лишь включался в другие жанры в качестве обрамления других картин (например, цветочными гирляндами), украшения мебели, интерьера и т.д.

Как заметил Паскаль: «Какая это странная живопись - натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься».

В большинстве натюрмортов художники используют иносказание — пытаются через определённый набор предметов, их расстановку, выбранные цвета, общую композицию сказать людям что-то очень важное, передать им то, что их волнует, рассказать о своих чувствах и мыслях.

Хотя и слово натюрморт переводится как «мёртвая природа», полотна чаще всего пестрят яркими красками, радуют зрителя своей оригинальностью и причудливостью, пробуждают желание жить и восторгаться окружающим миром, видеть прекрасное в нём.

Существует большое количество видов натюрморта, например, сюжетно-тематический, творческий, учебно-творческий, учебный. Также их подразделяют по использованным цветам, освещённости, колориту, времени исполнения, месту расположения и т. д.

Усилить эмоционально-выразительную и художественно-организующую роль можно при помощи декоративности. Особую роль в декоративном натюрморте при­обретает выразительность силуэта, графическая красота контуров и линий фигур, узорчатость  композиции, которая воспринимается как соотношение форм светлых и темных пятен.

Однако организация любого натюрморта требует знания законов композиции, соблюдение которых необходимо для правильной передачи главного замысла. Основные законы композиции следующие: закон главного и второстепенного, закон целостности, закон контрастов, закон равновесия, и др.

Во многих специальных художественных заведениях тема натюрморта является обязательной, причем звучит  как в программах по живописи, так и по рисунку. Ребят учат выполнять тематические, творческие натюрморты на заданные темы. Для нашего исследования была важна не техническая сторона выполнения графического, живописного или декоративного натюрморта, а принципы его организации. Для того чтобы выяснить, понимают ли школьники принципы организации натюрморта, было проведено анкетирование, вопросы которого касались темы композиции и натюрморта. Анкетирование было проведено в 6б классе Художественно-технологического лицея г. Кирова. Вопросы анкеты и поученные ответы представлены в таблице 1.

Таблица 1.

№ вопроса

Вопрос

% верных ответов

% неверных ответов

1

Дайте определение понятию «натюрморт»

72

28

2

Как Вы думаете, почему «натюрморт», в переводе с английского означает «застывшая жизнь»?

67

33

3

Какой натюрморт называют «тематическим»?

55

45

4

Что такое «композиция»?

72

28

5

Какие законы композиции Вы знаете?

61

39

6

Как выделить главный предмет в натюрморте?

67

33

7

Может ли быть в натюрморте несколько главных предметов?

67

33

8

Может ли отсутствовать главный предмет в натюрморте?

61

39

 

Общий процент правильных ответов составил 65 - это не самый высокий результат, т. к. учащиеся занимаются в специализированном  учебном заведении с художественным уклоном.

На основе анализа  полученных результатов было решено провести урок, в котором была бы возможность познакомить школьников с принципами композиционной организации натюрморта, на примере декоративного натюрморта «Атрибуты искусства».  К данному уроку была составлена презентация и разработано специальное задание.                                                                                  
Презентация к уроку живописи в 6 классе создана на тему: «Организация декоративного натюрморта». Презентация, по задумке авторов, начинается с проблемной ситуации, в которой школьникам предлагается порассуждать: какой из представленных натюрмортов организован правильно, чтобы уже на этом этапе активизировать школьников и включить в рассуждение. Затем в ней рассмотрены основные принципы выделения главного в натюрморте: главное можно выделить размером, цветом, тоном, ритмом, формой, размером и цветом. Следом приведены рекомендации по созданию работы.                                                                                      
Специальное задание заключается в следующем: каждому ученику предложен набор предметов, вырезанных из цветной бумаги, различных по форме, цвету, тону и предложено составить натюрморт с учетом законов композиции и принципов выделения главного.                                                                                                                           
После тщательного разбора темы, в ходе работы с презентацией, большинство ребят справились с  творческим заданием. Почти все работы составлены правильно, гармонично, в каждой из них прозвучала своя идея.

Таблица 2.

ФИ лицеиста, название работы

Изображение

Анализ

Шабардина Наталья. «Мастерская художника»

В данном натюрморте предметы расположены  на одном уровне;  все предметы использованы из предоставленного набора, добавлены  лишь драпировки. Натюрморт гармоничный, целостный.

Савина Александра.

«Три вазы»

Интересным получилось решение натюрморта по цвету: контрастный фон и яркие предметы. Расположение рамы задает движение и особое настроение. На сосудах творчески решены блики.

Козюлькова Софья.

«Стол художника»

Интересный и гармоничный натюрморт по цвету и композиции. Предметы использованы из набора.

Коробейникова Варвара.

«Стол детектива».

 

В натюрморте предметы расставлены на разных уровнях, но не задано деление на плоскости. Добавлены предметы, которых не было в наборе. Работа интересная, хотя предметы несколько «зажаты» в плоскости листа.

Ситникова Ксения.

«Стол художника»

 

На взгляд автора, работа несколько делится пополам, центр композиции выделен не очень хорошо. Предметы использованы из набора.

Бажина Ирина. «Натюрморт со свечой».

 

Данную работу отличает интересное решение драпировок. Предметы, как и в большинстве работ, расставлены на одной линии. Предметы взяты из представленного набора и интересно обыграны.

 

Таким образом, мы пришли к выводу, что необходимо знакомить юных художников не только с техническими сторонами работы над натюрмортом, но и с принципами его организации. На примере проведённой работы мы доказали, что если сложные темы композиционной организации натюрморта давать в виде определенного алгоритма, с выделением важных принципов, хорошо продуманным творческим заданием, то можно достигать хороших результатов в усвоении школьниками данной темы.