Полный текст статьи
Печать

Натюрморт является одним из наиболее известных жанров изобразительного искусства. Художники изображают неодушевленные предметы, объединенные в единую композицию. Натюрморт может иметь самостоятельное значение или быть частью композиции картины. Чаще всего в натюрмортах чувствуется любование художника предметами: кухонной утварью, цветами, фруктами, предметами быта. В данной статье хотелось бы поделиться опытом работы над графическим натюрмортом в технике линогравюры. Для этого в первую очередь следует отметить разнообразную тематику натюрморта, провести краткий исторический обзор развития искусства графики и затем дать описание процесса работы над собственной серией графических натюрмортов.

Что касается тематики натюрмортов, то она очень обширна: это и цветочные натюрморты, и изображение завтраков, сервированных столов, натюрмортов, на которых изображены книги и различные предметы человеческой деятельности, музыкальные инструменты и многое другое. Предметы, которые нас окружают, и которыми мы пользуемся, в натюрморте обретают совсем иное значение. Объединение привычных вещей может вызвать сложное настроение, одухотворенные эмоции, ассоциации, которые не связаны с предметами в реальности. Натюрморт зачастую выступает зашифрованным посланием, которое нужно разгадать [1].

Изначально натюрморт считался жанром живописи. Самостоятельность он получил в 17 веке в творчестве голландских и фламандских художников. Графика натюрморта не имела такую популярность, как его живопись. Первые работы не были оригиналами, мастера делали только копии известных живописных полотен. Уже потом, когда натюрморт претерпевает изменения, развивается и прочно занимает свое место среди других жанров изобразительного искусства, художники все чаще обращаются к графическим техникам изображения. В 18 веке появляются граверные школы [2, с. 30]. Проявившее свою самостоятельность искусство графики не отрывало себя от живописи, натюрморт живописный и натюрморт графический всегда были объединены не только самим жанром, но и композицией, сюжетом.

Несмотря на это, художественный образ графических натюрмортов со временем все больше приобретал  свое очарование благодаря простоте графического языка и особенностей художественных материалов. В живописи не встретить завораживающую взгляд изумительную фактуру паутины из линий и штрихов, перевивающихся и складывающихся в натюрмортную композицию [2]. Именно графическое исполнение натюрморта дает увидеть зрителю не «мертвую» натуру, а «тихую жизнь», где неподвижность – внешнее проявление духовной жизни. В натюрморте важнее всего раскрыть образ предмета, а благодаря своим особенностям именно графика способствует этому.

Выразительные средства – линии и штрихи, которые мы встречаем в графике нельзя встретить в природе, поэтому даже при сильном желании создать реалистичную натюрмортную композицию она все равно будет нести условный характер [3]. Это в полной мере проявилось при создании серии графических листов с названием «Деревенские мотивы», выполненных в технике линогравюры и краткое описание работы над которыми приводится ниже.

Прежде всего, следует отметить, что основной способ работы над линогравюрой заключается в том, что на изнаночной стороне линолеума различными по виду и размеру стамесками вырезается рисунок, заранее перенесенный через копировальную бумагу. Затем на вырезанную поверхность валиком наносится тонкий слой типографской краски. Из-за особенностей материала штрих получается мягким, плавным. Главный эффект линогравюры – резкий контраст черного и белого.

Первый этап работы над серией графических натюрмортов – эскизирование. Поэтому сначала необходимо было выполнить предварительный набросок отражающий идею будущей работы или отдельной его части. В эскизе определялось композиционное построение, планы, тоновое соотношение, пространство и т.д. Сначала быль выполнены первоначальные эскизы, которые отличаются беглой манерой, и выражают самый первый замысел. Затем были сделаны детальные эскизы, в которых подробнее прорабатывались отдельные части будущей работы. Было создано много эскизов и этюдов карандашом и маркерами, которые демонстрировали деревенский быт, интерьер, варианты натюрмортных композиций. В большинстве своем это были сочиненные постановки, но часть набросков была сделана с натуры. Хотелось добиться интересных взаимодействий форм, света и пространства, но так же учитывалось, что композиция должна отвечать законам жизненной правды. Задачей было передать ритмическое расположение форм, соотнести предметы по особенностям пластики форм, по контрасту.

По правилам составления натюрморта нужно определить главный предмет, он будет являться композиционным центром, а остальные предметы будут его поддерживать. Здесь следует учесть соотношение формы предметов, их пропорций и тональные отношения. Составить удачную композицию можно способом установления ритмических связей или вписыванием предметов в геометрическую форму [4]. При составлении натюрморта учитывались законы композиции, в первую очередь это целостность и контраст, статика и динамика, ритм и др. Закон целостности позволяет воспринимать произведение как единое и неделимое целое. Важное свойство закона – единство композиции определяет недопустимость считать ее как совокупность нескольких обособленных частей. Неделимость композиции осуществляется благодаря нахождению основной идеи. Она связывает все части будущей композиции в одно целое [5]. Нельзя делать так, чтобы взгляд зрителя воспринимал сначала что-то второстепенное, а уже потом центр композиции. Поэтому важно, чтобы в натюрморте второстепенное подчинялось главному, а все части были связаны друг с другом. Закон контраста подразумевает резкое противопоставление элементов произведения по величине, фактуре, материалу, объему, тону и т.д. Составлять натюрморт можно в статике или в динамике. Создавая статическую композицию, стремиться подчинить расположение всех предметов в геометрическую фигуру. Статичная композиция чаще всего используется для передачи покоя и гармонии. В динамичной композиции важно правильно организовать ритм [6].

После работы над эскизами определялось композиционное построение будущих работ и их сюжетное содержание.

Следующим шагом для получения окончательных эскизов является адаптация обычного карандашного эскиза в специальный для линогравюры. Это самый ответственный этап работы. Он требует умения мыслить графически и переводить объемное изображение в контрастное черно-белое. В этом эскизе ставится цель найти общее графическое решение работы. Такой эскиз выполняется на черной бумаге соответствующего размера будущей работы. Белой краской, гуашь или темпера, и тонкой кистью тщательно прорисовываются все детали. Белое – это то, что будет вырезано впоследствии на линолеуме, а черное – то, что оставлено нетронутым, поэтому удобнее рисовать белым на черном фоне, а не наоборот. В эскизе важно определить, где будут темные участки, а где светлые. За счет штриха, их толщины, частоты, размеров, направлений передаётся не только форма предметов, но и разница в их материалах [7].

Далее готовые эскизы сканировали и отображали по горизонтали. Это нужно для того, чтобы оттиск не получился зеркальной копией эскиза, в таком случае искажается композиция. Затем полученную версию чистового эскиза с помощью копировальной бумаги переводили на лист линолеума. Можно также использовать кальку с переведенным на нее рисунком вместо печатного эскиза, но это займет больше времени, а детали могут утратить свой первоначальный вид [8].

Для напечатания оттиска использовали черную типографскую краску и валик. Важно, чтобы краска равномерно наносилась на линолеум и не оставляла комочков. После пробной печати исправляли и дорабатывали некоторые детали на линолеуме и заново печатали.

В результате получили серию графический натюрмортов, которые отличается ажурной фактурой из переплетающихся четких линий и штрихов разной толщины и отображающие деревенский быт.

Проделанная работа позволяет выделить основные этапы работы над гравюрой:

-        первый и самый важный этап – это эскизирование, здесь требуется продумать сначала композиционное решение будущей работы, а затем графическое;.

-        второй этап – с помощь стамесок различных размеров вырезать будущую работу, это очень кропотливое занятие, которое требует терпения и усидчивости.

-        третий этап – печать оттиска с использованием валика и типографской краски.

Соблюдая этапы работы и особенности подготовки эскиза и его гравирования на линолеуме можно добиться выразительности изображения образности сюжетов и суметь передать красоту окружающего мира.