Натюрморт как жанр изобразительного искусства всегда актуален в творчестве многих художников. Натюрморт интересен тем, что внутри предметного мира создаётся своя эмоциональная жизнь. Так как каждый предмет натюрморта имеет не только образ самого предмета, а вступает в диалог с другими [1]. При этом смысловая нагрузка натюрморта усиливается за счёт композиции предметов, общего колористического решения освещённости, техники письма, учитывая законы построения предметов натюрморта на плоскости [4]. Школьники учатся писать не каждый предмет в отдельности, а в окружающей живописной среде, учитывая объемно-пространственную среду, плавность предметов, применяя законы письма по форме с учётов освещённости, собственные и нападающие тени, фактуру предметов. Поэтому программа по живописи лицейского курса строится не только от простого к сложному натюрморту, но и объединяется смысловым содержанием. Будь то осенний натюрморт или натюрморт из предметов быта, он всегда имеет свой композиционный центр, усиленный формой или цветовым акцентом. А так же не менее важную роль в составлении композиции играют драпировки, несущие организационную роль.
На основе практической реализации данной темы были выявлены следующие задачи:
- Проведение поисковой работы по нахождению графического эскиза, с определением композиционного центра ритмов и уровней предметов на предметной плоскости, и формата.
- Композиционное размещение изображения на плоскости листа и нахождение пропорциональных соотношений, линейно-конструктивное построение и определение общего характера объемной формы предметов.
- Выполнение цветового эскиза, с нахождением общего колорита.
- Выявление цветом объёмной формы предметов на формате листа и их связь с колоритом окружения.
- Завершающий этап работы цветом над натюрмортом, нахождение цельности изображения методом обобщения.
Одной из важнейших задач работы над натюрмортом является передача ассоциативного настроения данной постановки, т.е. не только выполнение натюрморта на определенную тематику, но и передача идейного содержания замысла автора. В каждой работе художник передает важность идеи, заложенную в композиционном центре и свое отношение к ней [2].
При составлении натюрморта на военную тему хотелось через предметный мир соприкоснусь школьников с историей. Военная тематика натюрморта притягательна спецификой предметов. Особое место занимают гильзы, походный котелок, бинокль, ордена, это та малая, подлинная часть большой истории. Эти предметы, как правило, заставляют школьников проникнуться темой войны. И когда педагог рассказывает о том или ином предмете, о его назначении во время войны, и почему эти предметы собраны в данной композиции, интерес школьников значительно усиливается. Так же положительно влияет музыкальное или видео сопровождение, что помогает глубже прочувствовать атмосферу и вызвать определенные чувства, которые в дальнейшем изображаются в работе.
Анкета для учащихся
С каким цветом у Вас ассоциируется Великая Отечественная Война?
Какие вещи у Вас ассоциируются с Великой Отечественной Войной?
в соответствии с данными опроса была составлена цветовая гамма, чтобы помочь учащимся передать эмоциональное отношение к данной теме. Гамма не навязывалась, а лишь предлагалась как один из вариантов. Ограничение цветовой палитры помогло избежать дробности и т.п.
№ |
Фотография работы |
Анализ |
1 |
|
В данной работе не передано пространство, искажена форма вазы, отсутствуют акцентные пятна. Взяты простые цвета. |
2 |
|
В данной работе наблюдается незначительное искажение формы предметов, не хватает цвета в гвоздиках, для создания акцентного пятна. |
3 |
|
Хороший уровень владения материалом с применением определенной техники письма. Работа выглядит целостно и закончено, не хватает проработки формы некоторых предметов. Соблюдена цветовая гамма. |
4 |
|
Работа не до конца проработана, не т цельности дальнего плана. Не находится первый план кромки стола. |
5 |
Соблюдена цветовая гамма. Работа смотрится цельно. Хорошая передача цвета формы предметов. |
Таким образом, все ученики справились с заданием передачи настроения и хорошо раскрыли тему натюрморта, ограничение цветовой гаммы вызвало интерес у учащихся, позволило им правильно передать настроение и не допустить ошибок в цветовом решении натюрморта. Необходимо обратить больше внимания на конструктивное построение предметов на стадии выполнения рисунка натюрморта на листе. Во время выполнения задания у учеников возникли трудности с передачей цветом формы некоторых предметов и глубины пространства. Тематические постановки способствуют раскрытию творческого потенциала учащихся, поэтому рекомендуется чаще применять их в учебном процессе.